Гл. 5. Логаэды, дольник, тактовик и акцентный стих

Семинар Юрия Петровича
                В Главу 4 о Трёхсложниках: http://www.stihi.ru/2012/02/02/3335

Ну, что ж, друзья?

Позвольте произнести маленькую вступительную речь.

Те, кто начал путешествие со мной на солнечной поляночке ХОРЕЯ, кто затем последовал за мной в светлый берёзовый лес ЯМБА, кто прорубался через заросли ПЕОНОВ и кто, наконец, штурмовал вместе со мной 24-этажный замок ТРЁХСЛОЖНИКОВ в тёмных джунглях изящной словесности, тот будет сейчас вознаграждён спокойным созерцанием красот стихосложения на плато ЛОГАЭДОВ.

Однако очень сильно расслабляться не стоит – можно попасть впросак и пропустить что-то важное.

Прежде всего, оговорюсь. Раньше вы находили у меня отдельную незнакомую терминологию, которая не встречается в других источниках, но основа изложения сути которой опиралась всё же на некие базовые понятия, имеющиеся в известных источниках и учебниках. 

Сейчас же, в этой и последующей лекциях, я иду, может быть, в разрез с общепринятым мнением, пересекаю размытые границы, о которых нет согласия даже в среде профессионалов, и не претендую на "истину последней инстанции".

Очень хочется верить, что моя теория позволит подойти к сложным вопросам с точки зрения математической и понять то, что ранее было размыто и непонятно, на чисто интуитивном уровне.

Как это удалось, – судить вам, и поэтому страшно хочется знать ваше мнение. Так что не отмалчивайтесь, задавайте вопросы, пусть неожиданные. Разберёмся вместе в непростых проблемах, на территорию которых рискнули ступить.

Итак, если ЯМБ, ХОРЕЙ, ДАКТИЛЬ, АМФИБРАХИЙ, АНАПЕСТ и ПЕОНЫ являются МЕТРАМИ, т.е. задают ровный ритм ИКТАМИ, разделёнными некоторым количеством безударных слогов, то ЛОГАЭД задаёт некую более сложную ритмическую схему.

Так что же такое ЛОГАЭД?

ЛОГАЭД – это разновидность строки, которую мы, как из кирпичиков стенку, собираем из СТОП разного типа, смешивая в одной строке двухсложники, трёхсложники и даже пеоны.

Кто-то умышленно (почему нет?) конструирует ЛОГАЭД и пишет стих под получившуюся ЛОГАЭДИЧЕСКУЮ СХЕМУ, кто-то бессознательно творит ломаным ритмом, скорее всего на зазвучавшую в голове мелодию. Но, безусловно, при любом способе создания логаэда, хоть осознанном, хоть неосознанном, всегда следует придерживаться определённых правил. Беспорядочность в этом вопросе недопустима.


Итак, формализуем вышесказанное.

1) Количество безударных слогов между ИКТАМИ в ЛОГАЭДАХ может быть любым (от одного до трёх), т.е. ЛОГАЭД может состоять из РАЗНЫХ типов стоп, как уже было сказано мною выше.

2) Если в стихе все строки построены по одной логаэдической схеме, то это – СТРОЧНЫЙ ЛОГАЭД.

3) Если все строки в отдельной строфе построены по разным логаэдическим схемам, но в целом этот рисунок повторяется в КАЖДОЙ СТРОФЕ (т.е. стих состоит из строф, построенных по одной логаэдической схеме), то это СТРОФНЫЙ ЛОГАЭД.

А теперь зададимся таким вопросом: а все ли разновидности СТОП могут быть частью ЛОГАЭДА?

На первый взгляд, – да!

Но это только на первый взгляд.

Почему? Разберёмся вместе.

Любая строка имеет только ДВА ВАРИАНТА начала: с ИКТА (1) или с безударного слога (о).

======

Если ЛОГАЭД начинается с ИКТА, как

Хорей (1о),
Дактиль (1оо) или
1-й пеон  (1ооо),

назовём его НЕЧЁТНЫМ ЛОГАЭДОМ и понятно, что он может состоять только из этих трёх разновидностей СТОП.

======

Если ЛОГАЭД начинается с БЕЗУДАРНОГО слога, как

ямб (о1),
анапест (оо1),
4-й пеон (ооо1),

назовём его ЧЁТНЫМ ЛОГАЭДОМ и, опять-таки, понятно, что только из них он и может состоять. 

======

А какие же стопы у нас не задействованы?

Правильно! Те, где ИКТ сиротливо стоит среди безударных слогов:

АМФИБРАХИЙ  (о1о),
2-й ПЕОН             (о1оо) и
3-й ПЕОН             (оо1о).

А значит, при расписывании схемы ЛОГАЭДА или при конструировании его и помнить забудьте об этих трёх стопах.

Не может их быть в ЛОГАЭДЕ!!!

Почему? Ну, подумайте сами. Мне кажется, это следует из определения. Если логаэд – это регулярная структура из ИКТОВ, разделённых некоторым количеством безударных слогов (от 1-го до 3-х), то ОДНОЗНАЧНО такую конструкцию, как ЛОГАЭД, можно описывать только стопами, начинающимися на ИКТ и кончающимися на ИКТ, – ВЫШЕ ОНИ ПЕРЕЧИСЛЕНЫ.
А если начать использовать АМФИБРАХИЕПОДОБНЫЕ СТОПЫ (они мною тоже выше названы), то не будет однозначности при описании ЛОГАЭДА. Каждый сможет расписать любую последовательность ИКТОВ и безударных слогов так как ему понравится.

Ну, вот хотя бы простейший пример:

о1 о1 о1 о1

Что это?

Правильно четырёхстопный ямб.

А это:

о1о 1о 1о 1   ?

Вроде то же самое, но уже логаэд (стопы-то разные), а именно:

Амфибрахий + 3 хорея

Вот как нам амфибрахий спутал все карты.

А дальше больше. Можно ведь и так записать:

о1 о1о 1о 1    -  ямб + амфибрахий + 2 хорея

По моему, это вполне доказывает ту мысль, что амфибрахических стоп НЕ ДОЛЖНО быть при расписывании ЧЁТНЫХ и НЕЧЁТНЫХ ЛОГАЭДОВ.

(Мелким шрифтом: В следующей лекции мы узнаем что всё не так просто, но это будет скорее исключение, чем правило)

И ещё один важный момент следует отметить: даже ОДНА стопа может считаться ЛОГАЭДОМ в некоторых случаях. Например, в ДРОБНОМ и СОСТАВНОМ ЛОГАЭДАХ.


                ДРОБНЫЙ ЛОГАЭД.

Случается, что строка состоит из ЧЁТНОГО и НЕЧЁТНОГО логаэдов, разделённых паузой (цезурой). Обозначим её как ^.

Назовём такой ЛОГАЭД ДРОБНЫМ, потому что пауза разбивает его на две части (в предельном случае такой ЛОГАЭД может распасться на две строчки, превращая СТРОЧНЫЙ ЛОГАЭД в СТРОФНЫЙ).

Естественно, ДРОБНЫЙ ЛОГАЭД может быть только СТРОЧНЫМ.

И вот пример необычайно яркого ДРОБНОГО ЛОГАЭДА (автор Р. Рождественский):

я сегОдня до зарИ встАну
+о1 о+о1 ^ 1о  – анапест + 4-й пеон + хорей
По ширОкому пройдУ пОлю
+о1 ооо1 ^ 1о
Что-то с пАмятью моЕй стАло
++1 ооо1 ^ 1о
Всё что бЫло не со мнОй пОмню.
++1 о++1 ^ 1о

                ПРИМЕРЫ

Приведу теперь примеры самых разных ЛОГАЭДОВ.

                СТРОЧНЫЕ ЛОГАЭДЫ

        Пример 1

уходИ… молю тебЯ… уходИ!
оо1             о+о1             оо1       Анапест + 4-й Пеон + Анапест

        Пример 2

Как мнОго мЫслей-дорОг
   +1         о1         оо1      2 ЯМБА + АНАПЕСТ

МенЯ ведУт за порОг!
    о1     о1       +о1           2 ЯМБА + АНАПЕСТ

                СТРОФНЫЕ ЛОГАЭДЫ

        Пример 1
     (чётный логаэд)
                [О.Мандельштам "Валькирии"]
    
Уж занавес наглухо упасть готов,
+1 оо1 ооо1 о1              Ямб + анапест + 4-й пеон + ямб
Еще рукоплещет в райке глупец,
о1 оо1 оо1 о1               Ямб + анапест + анапест + ямб
Извозчики пляшут вокруг костров...
о1 оо1 оо1 о1               Ямб + анапест + анапест + ямб
«Карету такого-то!» - Разъезд. Конец.
о1 оо1 ооо1 о1              Ямб + анапест + 4-й пеон + ямб

        Пример 2
     (чётный логаэд)

Надо мною снова куражится
+о1 о1 оо1 оо        АНАПЕСТ + ЯМБ + АНАПЕСТ
грусть-печаль моя… – да из ночи в ночь.
+о1 о1 +о1 о1        АНАПЕСТ + ЯМБ + АНАПЕСТ+ ЯМБ
Напитала душу, и кажется
+о1 о1 оо1 оо        АНАПЕСТ + ЯМБ + АНАПЕСТ
не изгнать тоску – вон из сердца прочь…
+о1 о1 ++1 о1        АНАПЕСТ + ЯМБ + АНАПЕСТ + ЯМБ


                ЭТО ВАЖНО!!!


1) При перекрёстной рифме АБАБ рифмующиеся строки, как видим, строятся по одной и той же логаэдической схеме.
2) В   ЛОГАЭДЕ    З А П Р Е Щ А Е Т С Я  пропускать ИКТЫ, как в обычных метрах, т.е. никаких пиррихиев (0о, о0) и трибрахиев (0оо, о0о, оо0) БЫТЬ НЕ МОЖЕТ, так как ИКТЫ здесь определяют своеобразный ритм – авторский, если хотите, и отсутствие хотя бы одного ИКТА нарушит ВСЁ. Однако в очень редких случаях всё же допускается пропуск ИКТА, например, в последней строке стихотворения (см. следующую лекцию).
3) Как следствие из пункта 2: дополнительных слабых ударений (+) должно быть поменьше – они размывают авторский ритм и туманят логаэдическую схему. В примере 1 строфного логаэда в последней строчке третья стопа ТРИМАКР (++1) все слоги ударные, это очень нехорошо.
4) Однако, справедливости ради, надо отметить, что если дополнительные ударения связаны с односложными словами, это не страшно, а вот если двухсложное слово попадётся в трёхсложной стопе, да ещё в неправильном положении (о+ вместо +о) – «правило батарейки» (из «Лекции о трёхсложниках», помните?),  то тогда и ЛОГАЭД чреват ПОЛУРАСПАДОМ ударения. А распада ударения в ЛОГАЭДЕ не может быть. Угадайте, почему? Не угадали? – Перечитайте пункт 2 выше по тексту. Т.е. сдвинется ИКТ и нарушит структуру логаэда.


И вот вам пример такого ПОЛУРАСПАДА УДАРЕНИЯ в ЛОГАЭДЕ:

Капризных бровей излом.
о1  оо1  о1                Ямб +Анапест + ЯМБ
Лица' почти лунный цвет.
о1  +о1  о1                Ямб +Амфимакр Анапестный + ЯМБ

Видите: читается согласно Амфимакру – «пОчти» вместо «почтИ»?

После моего указания автор  чуть изменил вторую строку. Образность и смысл не пострадали, а даже ярче стали, а ПОЛУРАСПАД исчез:

Капризных бровей излом.
о1  оо1  о1                Ямб +Анапест + ЯМБ
Лица' бледно-лунный цвет.
о1  +о1  о1                Ямб +Амфимакр Анапестный + ЯМБ


                СОСТАВНОЙ ЛОГАЭД

Но проницательный читатель может задать мне такой вопрос: «Вы сказали, что число безударных слогов между ИКТАМИ в ЛОГАЭДЕ может быть любым и тут же оговорились, что от одного до трёх. А если больше, это уже не ЛОГАЭД? А что же это?»

Есть ответ и на этот вопрос.

Рассмотрим ЛОГАЭД Иосифа Бродского.

Совершенно потрясающий.

Около океАна при свЕте свечИ; вокруг
1оо ^ оо1 о+1 оо1 о1         ДАКТИЛЬ ^ 3 АНАПЕСТА + ЯМБ
пОле, зарОсшее клЕвером, щАвелем и люцЕрной.
1оо 1оо 1оо 1оо ^ +о1 о    4 ДАКТИЛЯ ^ АНАПЕСТ

Далее, кто знаком с текстом оригинала, может без труда вспомнить что, рисунок ЛОГАЭДА нарушается, но об этом ниже, а пока содерзну соавторствовать Бродскому и допишу эту строфу по заданной им схеме:

СтрАнною недотрОгой ты мнЕ показАлась вдрУг:
1оо ^ оо1 о+1 оо1 о1      ДАКТИЛЬ ^ 3 АНАПЕСТА + ЯМБ
СлИшком былА ты лАсковой и неизмЕнно вЕрной.
1оо 1+ 1оо ^ +оо1 о1 о   ДАКТИЛЬ +ХОРЕЙ +ДАКТИЛЬ ^ 4-й ПЕОН + ЯМБ

И что интересно, между дактилем и анапестом в начале строки не напрашивается цезура. Напротив, всё звучит слитно, как речка журчит. Поэтому ЛОГАЭД и называется СОСТАВНЫМ, а значок цезуры здесь
просто указывает на границу между частями ЛОГАЭДА – назовём его ПСЕВДОЦЕЗУРОЙ.

Во второй строке ПСЕВДОЦЕЗУРА возникает в конце строки.

Как я вписался в Бродского судить вам, но хочу только обратить внимание читателя, предупреждая вопросы, что состав стоп у меня несколько другой, но размер не нарушается.

Впрочем, это уже почти акцентный стих, но об этом ниже.


                ДОЛЬНИК, ТАКТОВИК, АКЦЕНТНЫЙ СТИХ.

Если ЛОГАЭД – нерегулярный, т.е. схемы строк не повторяются, схемы строф не повторяются, каждая строка не похожа на другую, количество безударных слогов между ИКТАМИ варьируется от 1 до 5-ти - 6-ти, это уже не логаэд и вообще не силлабо-тоническое, а тоническое стихосложение.

Оно характерно для народных песнопений и эпосов. Не являясь специалистом в этой области, просто дам определения.

                ДОЛЬНИК

ДОЛЬНИК (ПАУЗНИК) – количество безударных слогов между ИКТАМИ – 1 или 2 (или вовсе 0), потому его ещё называют «паузник».
Если количество безударных слогов между ИКТАМИ равно нулю, то приходится между ними делать паузу (цезуру). Мне кажется, именно эта черта ДОЛЬНИКА самая характерная. Однако будем помнить, что таких стоящих подряд ИКТОВ с цезурами между ними должно быть не меньше трёх, иначе мы, чего доброго, объявим дольником ДРОБНЫЙ ЛОГАЭД – в нём ведь тоже стоят два ИКТА рядом через цезуру.



Вот пример самого что ни на есть ДОЛЬНИКА (ПАУЗНИКА). Всегда помните о нём.

В.В.Маяковский «Наш Марш»:

"Дней бык пег,
1^ 1^ 1
Медленна лет арба,
1оо 1о 1
Наш Бог бег,
1^ 1^ 1
Сердце наш барабан."
1о 1оо 1

Видите как здорово!

Полный набор: и цезура(0), и хорей(1), и дактиль(2) /в скобках количество безударных слогов между ИКТАМИ/.

                ТАКТОВИК

ТАКТОВИК – характеризуется количеством безударных слогов между ИКТАМИ – 1, 2 или 3

И тут (ВНИМАНИЕ!) вопрос:

Если следовать определению, то любой логаэд (кроме дробного, естественно) подпадает под это определение. Получается, что если стих состоит из строфных логаэдов разной структуры, а это порой случается в стихах, то вот он уже и не логаэд, а ТАКТОВИК.

В следующей лекции мы подробно разберём эту сторону дела. А пока попробуйте привести мне примеры тактовика, следуя определению. Придумайте, найдите у классиков. Обсудим эту зыбкую границу между логаэдом и тактовиком.



                АКЦЕНТНЫЙ СТИХ

АКЦЕНТНЫЙ СТИХ – отличается количеством безударных слогов между ИКТАМИ – свыше трёх.

Единственное дополнительное требование – количество ИКТОВ в строках – одинаковое и непременное условие – акцентный стих должен быть рифмованным. Однако и это не обязательно по мнению многих специалистов.

Вот поэтому, в принципе, симбиоз Бродского и Юрия Петровича, разобранный выше, можно считать акцентным стихом.

Для акцентного стиха также не могу предложить интересного примера того, что ОДНОЗНАЧНО можно считать акцентным стихом.

Буду рад, если кто-нибудь предложит интересные примеры. Опять же обсудим их. Заодно выясним - не срытый ли это ЛОГАЭД.

Такие вот дела, друзья мои!

Надеюсь, сегодняшняя лекция вас не сильно утомила.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что такое ЛОГАЭД?
2. Что такое ЧЁТНЫЙ ЛОГАЭД? Какие СТОПЫ может включать в себя?
3. Что такое НЕЧЁТНЫЙ ЛОГАЭД? Какие СТОПЫ может включать в себя?
4. Какие стопы принципиально невозможны в ЛОГАЭДЕ?
5. Что такое ДРОБНЫЙ ЛОГАЭД?
6. Что такое СОСТАВНОЙ ЛОГАЭД?
7. Что такое ДОЛЬНИК?
8. Что такое ТАКТОВИК?
9. Что такое АКЦЕНТНЫЙ СТИХ?

Ну, и, как всегда, жду вопросов.

Всегда ваш,

Ю.П.

   А вот об АМФИБРАХИЧЕСКИХ ЛОГАЭДАХ (есть, оказывается, и такие) поговорим здесь:
                http://www.stihi.ru/2014/02/10/4615