Виктор урин. воспоминания

Людмила Криворуцкая
Виктор Урин.( Воспоминания об Алексее Кручёных,Велимире Хлебникове)

Автор этих воспоминаний - Виктор Аркадьевич Урин - родился 3июня 1924 года в Харькове и в 9-томной "Краткой литературной энциклопедии",выходившей в СССР в 1970 - 1980-е годы, обозначен как русский советский поэт, публицист, участник Великой Отечественной войны. Скорее всего, я никогда не обратил бы особого внимания на творчество этого литератора ( за исключением некоторых откровенно авангардистских вещей), если бы, работая с документами в 1980-е годы в Центральном Государственном архиве литературы и искусства (ЦГАЛИ)СССР  в Москве, не наткнулся на его письма конца 1950 - начала 1960-х годов к нашему земляку, известному поэту-художнику, критику, публицисту, коллекционеру Алексею Елисеевичу Кручёных (1886-1968).
Тогда я писал монографию о Кручёных и собирал материалы для сборника воспоминаний о нём.  Естественно, меня заинтересовал автор лихих писем, в которых он, как и положено ученику по отношению к учителю, "рапортовал" о своих литературных и особенно авангардистских достижениях.  Несмотря на то, что Урин жил в Москве, поиски его поначалу ни к чему не привели, а позднее "Мосгорсправка" выдала мне "бумагу", где значилось. что Урин выехал за пределы СССР.
       С тех пор прошли годы, и я уже и думать забыл об этом человеке. Однако оказавшись волею судьбы в этом году в Нью-Йорке на Втором Всемирном Конгрессе русской прессы, я приметил среди участников этого форума какого-то очень живого старичка с лихими бакенбардами,который был просто неугомонен в любой ситуации: то ли он просто общался с журналистами из СНГ, то ли дарил какие-то сувениры-награды в честь 90-летия " НРСлова", то ли был тамадой за столом в русском ресторане на Брайтон-Бич.
        Я не приближался к нему, и только в предпоследний день пребывания в США вдруг оказался за одним столом с этим человеком и смог прочесть на его бейдже написанную по-английски фамилию. Урин! Я чуть не подпрыгнул!  Не веря глазам своим, я сначала пристально посмотрел на этого человека, а затем прямо спросил его:"Г-н Урин, Вы знали Кручёных?".  Реакция Виктора Аркадьевича была молниеносной:" Ну , конечно! Это же гений русского авангарда!"
        Пообщавшись немного за шумным ресторанным столом на тему о Кручёных, я позднее дал Урину визитку и попросил его  прислать свои воспоминания об Алексее Елисеевиче.  Урин выполнил мою просьбу, и ниже приводится текст его мемуарного очерка, а также акростих, в первых и последних буквах которого по вертикали читается имя и фамилия Алексея Кручёных.

                СЕРГЕЙ СУХОПАРОВ.


 Во дворе литературного института имени Горького на Тверском бульваре в Москве появился однажды странный  человек. Нахохленный и юркий, о котором говорили, что это дворник Андрей. Подошёл и сказал:
        - Разыскиваю я одного молодого поэта.  Недавно в " Новом мире" прочитал статью " Цветные карандаши", где сказано , что этот Виктор Урин - прямой последователь Хлебникова.
        - Так он тут и живёт в общежитии.  Пойдём, если застанем...
        И вот, известный тут как дворник Андрей - писатель Андрей  Платонов - знакомит меня с  Алексеем Кручёных,  знаменитым футуристом, который протянул мне обширный блокнот и сказал:
        - Напишите несколько строк из ваших стихов.
        - Это для какой цели ?
        - Дело в том, что я собираю автографы знаменитых людей.
        -Да, но...причём здесь я ?
        - Точно так же и Володя отнекивался, когда я просил что-то написать мне в блокнот, а потом он взял и стал великим поэтом.
 Для него Маяковский по-прежнему был Володей.
 Я вспомнил, что недавно на семинаре Ильи Сельвинского цитировались его эпиграммы, и среди них такое хитроумное двустишье-загадка:
               А не пора ли спросить
                учёных:
               какого рода-падежа -
                Кручёных ?
 Гораздо позже можно  было прочитать ответ у Велимира Хлебникова: " Прилепил к сибирскому зову на "чёных".  То есть имелись в виду такие фамилии, как Седых, Черных, Сухих и.т.д.
           - Скажу, почему вы меня заинтересовали, - говорил Кручёных. - После статьи Бориса Рунина я приобрёл вашу книгу " Весна победителей" и вслед за отголосками от  Хлебникова услышал и отголоски от Кручёных.
            - Что вы имеете в виду ?
            - А вы то и дело варьируете нечеловеческие слова.
 И действительно, то у меня снайпер дует на замёрзший кулак:" х-г-г-г-г-х", то появляются такие строки:  Мне - зубы,
                И я без жубов
                оштавался.
 Забегая вперёд, как не сказать, о прямом влиянии Кручёных с его " дыр-бул-ширами".  Например, были у меня такие стихи:
                Был рассвет ещё
                в не ясности;
                тёмно-бур,
                прорезался крик
                неясыти;
                кыр- лы-кур.
 В этом стихотворении " Птицы", кстати, есть и другие строки - прямые наследники звукотворческих поисков новаторов начала века, среди которых "блистал" Кручёных. Пусть не был он особо крупной фигурой , но без него, наверно,не было бы аромата, о котором сам же Кручёных говорил мне:
                - Вы знаете как варится борщ? В нём и мясо, и овощи, и вода, но что получится, если отсутствуют специи ?
                - И сам же отвечал:
                - Получится футуризм без Кручёных. Вкус будет не тот.
                - И если вы, как сами говорите, стали специей, то с чем же это можно конкретно сравнить?
                - Это - травы, целебные, а порой и отравные.
               
                Мальчишка в тридцать лет, в воротничках,
                Острый,задорный и юркий,
                Ловко ты ловишь мысли чужие,
                Чтоб довести до конца, до самоубийства.
                Юркий издатель...
                Небритый, небрежный, коварный,
                Но девичьи глаза,
                Порою нежности полны.
 Так писал Хлебников о своём спутнике тех лет  Алексее Кручёных, который действительно издавал их общую книгу в 1912году.  Книга называлась " Игра в аду".  Это была поэма с рисунками Н.Гончаровой.  И вдохновляла поэтов херсонская красавица З.Бондаренко.  Если бы я жил сейчас в Херсоне, то приложил бы все усилия, чтобы найти потомков этой женщины. Ведь где-то на чердаках или в подвалах сохранились архивы.  Сохранилась. например, фотография, где Хлебников в соломенной шляпе с этой, типично южной красавицей-смуглянкой, поднявшей над собой не просто корзину, а некое переплетённое параллелями и меридианами полушарие нашей планеты.  Разве не он - председатель Земного шара - надев кольцо, написал однажды:
                Земной шар
                у меня на мизинце.
 И надумал Кручёных , который был постарше, поопытнее, подонжуанистее отбить у него красавицу. Отсюда такие уничтожающие строки у Хлебникова:
                Сплетник большой
                и проказа,
                Выпады личные
                любите.
 Так сердился влюблённый Велимир в 1921 году, а ведь ещё год назад воклицал он в стихотворении " Алёше Кручёных":
                Игра в аду и труд
                в раю -
                Хорошеуки первые
                уроки.

                Помнишь. мы вместе
                Грызли,как мыши,
                Непрозрачное время?
                Сим победиши!
 До чего всё это контрастно! Мог ли знать Хлебников, что,несмотря на порой резкие шероховатости между ним и Кручёных, именно последний станет первым пожизненным глашатаем Хлебниковской музы.  О,боже! Так и живём мы, не подозревая, что те, кто сегодня нам улыбаются, будут безразличны к нам, когда мы уйдём из жизни. А те, с кем, порой, мы в жестокой схватке, они-то доскажут, донесут и доаскроют нас - без нас.
 Долгие годы общался я с Алексеем Кручёных. Тут не было постоянной творческой дружбы. Но, бывало, приходил к нему в его тесную комнатёнку, заваленную книгами и бумагами. где пахло мышами, пылью и свежайшим воздухом поэзии. Не ради красного словца говорю так. А потому, что всегда обогащался какой-то новизной, когда общался с живым футуристом.
         - Вы знаете какое значение имеет интонация? - говорит мой легендарный собеседник. -  Кто ко мне плохо относится, произносит так :"А!( и машет рукой)Кручёных!".
    Когда ему исполнилось восемьдесят лет,в малом залеДома Литераторов собралось человек пятьдесят .Зал был наполовину пуст,но Кручёных в своём слове ,улыбаясь,сказал:
                - Я счастлив,что зал наполовину полон.
   При этом, из потёртого портфеля он вынул небольшую вазу и букетик цветов:
                - Я знал, что никто мне цветов не принесёт.  Если бы Хлебников был жив....
 Впрочем, и ему никто к юбилею цветов не дарил.  Такова судьба великих людей России.
   Он сказал это саркастически, с беспощадной улыбкой.  Но в 1986году, когда ему бы исполнилось сто лет, я поместил в журнале " Мост друзей" строки воспоминаний и обьяснил почему я восклицаю:
    А!(восторженно) Кручёных! 

                май 2000г  Нью-Йорк  Виктор Урин

      Кольцевой акростих
       ( новый жанр в поэзии)   Сергею Сухопарову

 
                И-  соско К
                дыр-бул -щиР
                ту молвУ
                словно  луЧ
                В том числЕ
                И пленёН
                новизн Ы
 Акробат на тросах строк,                Х.                .
 Лексикою на-раздир:
 Ересью не назову
 Когда строчка в толпах туч,
 Слоговед-ищун во мгле.
 Если он от всех племён
 Иотой звука там,где сны