Прошлое

Оксана Баранова 2
      Старый, промокший двор погружался в осенние сумерки. Под острыми крышами двухэтажек загорались вечерние огни. Редкие прохожие спешили мимо, не обращая внимания на девушку с радужным зонтиком. А девушка бродила по усыпанным листьями дорожкам, останавливалась под мокрыми деревьями, рассматривала кирпичные дома, потемневшие от дождя. Здесь жило ее прошлое, ее детство. Пять лет назад она уехала из этого двора – в новый микрорайон, в новую жизнь, уехала и больше не хотела возвращаться. Однако сегодня, проходя мимо по улице, она почему-то решила зайти сюда.
      Вот ее дом: в окне второго этажа горит свет, на балконе со старинной чугунной решеткой висят детские ползунки. Наверное, сейчас там живет семья с маленьким ребенком. А напротив – дом Дашки: окна ее квартиры темные и пустые. Они с Дашкой ходили в одну школу, учились в одном классе, и она, Полина, часто давала Дашке списывать уроки. Они и в клуб приходили вместе, пока не случилось то, что стало для Полины тяжелым воспоминанием. Хотя обида ушла, оставив лишь смутный упрек. Когда она уезжала отсюда, ей хотелось поскорее все забыть…
      Полина остановилась возле вывески «Товары из Европы», дотронулась до металлической входной двери, посмотрела на пластиковые окна, закрытые роллетами. Когда-то дверь была старая, деревянная, с наполовину облезшей краской. И окна были старые, со щелями, которые зимой приходилось заклеивать бумагой. Но здесь все равно было весело. В маленьком полуподвальном помещении находился детский клуб. Ребята из окрестных домов собирались в нем, чтобы поиграть в настольный теннис, пострелять из рогатки в тире или просто поговорить о жизни. В памяти девушки всплыли лица тех, кто приходил сюда: Лиза, Валька, Рыжий, Гусев, Стас… Тот, что когда-то так нравился Дашке.
      Они с Дашкой были очень разные. Застенчивая, деликатная Полина робела перед напористой, острой на язык Дашкой. Даша всегда была лидером в детских играх, самой хорошенькой девочкой в их классе. Она и в подруги выбирала тех, кого могла подчинить себе. Полина же не умела отказывать людям и выполняла все Дашины поручения, восхищаясь в душе ее смелостью и красотой.
      Именно Дашка привела Полину в клуб. Ей хотелось, чтобы подружка бывала вместе с ней в обществе, а подростковое общество собиралось здесь. В клубе они познакомились со Стасом. Полине Стас не нравился, и она опасалась его: он курил, порой выпивал и состоял на учете за кражу. Зато Дашка была от него без ума: Стас был высоким, темноволосым атлетом, смелым и твердолобым,  как она сама. А еще он превосходно играл в настольный теннис. Полине казалось, что Дашка была готова на все, чтобы заполучить его. Она стильно одевалась, пользовалась дорогой косметикой, выкрасила волосы в ярко-оранжевый цвет, научилась курить, чтобы бегать за угол вместе со Стасом и его друзьями. Полине такая компания была совсем не по душе. Однако когда она робко сказала об этом Дашке, та лишь пожала плечами: как подруга может судить о парнях, если она все время в книжках сидит. Стас благосклонно принимал внимание Дашки, которое, впрочем, не мешало ему обхаживать других девчонок. Дашку это злило, она жаловалась Полине то на своего неверного, то на «этих крыс, которые нарочно следят за ним». Полина искренне сочувствовала однокласснице. Дашкино упрямство не знало поражений, но почему-то здесь все выходило не так, как ей хотелось…
      Полина поправила зонт над головой и вздохнула. Она тогда не знала, что Стас посматривал и на нее. Ей бы это показалось странным: Полина не считала себя ни красивой, ни яркой, ни смелой. Но Стас все же интересовался ей. Он пытался с ней флиртовать, однажды попросил ее объяснить ему какую-то задачку по биологии (хотя Полине думалось, что биология и эта задача ему вовсе не нужны) и даже решил научить ее играть в теннис. Полина смущалась, принимая его знаки внимания, а Дашка следила за ними подозрительным, ревнивым взглядом. Впрочем, ей не верилось в то, что Стас увлекся подружкой. Скорее, он хотел позлить ее, Дашку, а заодно посмеяться над стеснительностью Полины.
      Как раз в тот день Полина и Стас играли в настольный теннис. Дашки почему-то в клубе не было, приятели Стаса вышли покурить, и они с Полиной остались одни. У девочки не получалась нижняя подача, и Стас решил показать ей, как следует ударять по мячу. Он подошел к Полине очень близко, взял ее руки, державшие ракетку и мячик, в свои, навел ракетку на мячик… В этот момент в дверях показалась Дашка. Еще не успев обернуться, Полина услышала ее истерический визг. Наверное, кто-то сказал ей о них со Стасом. Дашка бросилась к Полине, с силой оттолкнула ее от Стаса. На Полину дохнуло запахом вина. Мелькнула мысль: неужели подруга выпила?.. А Дашка в следующую секунду набросилась на Стаса, разразившись нецензурной бранью, вцепилась ему в волосы. Стас заорал в ответ, стряхнул Дашку и врезал ей по щеке. Девушка отлетела в сторону, ударилась о стенку, сползла вниз и, закрывшись руками, внезапно разревелась. Испуганная Полина осторожно подошла к ней, пытаясь объяснить, что между ними со Стасом совершенно ничего не было. Но Дашка, подняв раскрасневшееся от удара и слез лицо, по которому стекала размазанная тушь, крикнула: «Вали отсюда, тупая корова!»
      Полина вздрогнула и густо покраснела. Затем медленно развернулась и пошла прочь. На выходе она едва не столкнулась с заведующей клубом и подростками, которые, услышав крики изнутри, спешили туда…
      С тех пор они не общались – ни в школе, ни во дворе. Дашка не подпускала ее к себе, вела себя холодно, с едва скрываемой злобой. И Полина перестала искать встреч с подругой. В клуб она больше не заходила, лишь пару раз видела издалека Стаса с его компанией... Все это случилось весной. А летом, окончив девятый класс, Полина переехала с родителями в новый микрорайон, поселилась в просторном многоэтажном доме. Она поступила в гимназию, затем – в университет; стала менее застенчивой, более твердой и уверенной в себе, нашла новых друзей. Жизнь продолжалась, пусть и без Дашки. 
      …Девушка встряхнула головой, оторвавшись от воспоминаний. Уже стемнело, пора было возвращаться назад. Она еще раз с какой-то необъяснимой грустью посмотрела на сэконд-хэнд, который открыли на месте их детского клуба, и направилась к автобусной остановке. Проходя мимо одного из домов, она заметила у крыльца высокий силуэт в капюшоне. Когда подошла ближе, ее окликнул мужской голос, который она узнала.
      - Стас?!
      - Он самый, – парень усмехнулся и затянулся сигаретой. - А ты чего здесь? К кому-то или так просто?
      - Проходила мимо, вспомнила наш клуб и решила зайти.
      Стас сплюнул.
      - Клуба нет, уже давно. Теперь там сделали ремонт и сэконд открыли.
      - Я видела.
      Они помолчали. Затем Стас снова спросил:
      - Ты сейчас где? Работаешь, учишься?
      - Учусь. На биофаке, на четвертом курсе. А ты?
      - Работаю. Грузчиком.
      - Понятно.
      Опять наступило молчание. Дождь отбивал монотонную дробь по зонтику Полины, и в голове так же монотонно стучал вопрос.
      - Не знаешь, как дела у Дашки? Она здесь живет?
      - Знаю, – Стас вновь усмехнулся. – Здесь уже не живет. Замуж вышла, за какого-то бизнесмена. И велела передать мне, что я гнида, бухарь и идиот.