Двухнедельное ревью 92. Обзор Камирры

Психоделика
                _______________  РЕГЛАМЕНТ  РАБОТЫ  СТРАНИЦЫ  РЕВЬЮ  _______________

день 1-10    —   Приём оригинальных авторских текстов со ссылками на первоисточники.
день 10       —   После специального объявления Обозревателя приём текстов прекращается.
день 11-12  —   Текущий Обозреватель отбирает на свой вкус 5 (или более, по желанию) лучших или наиболее интересных текстов и пишет на них развёрнутые комментарии, которые затем переносятся в "шапку" ревью.
день 13-14  —   Участники и все желающие обсуждают комментарии Обозревателя.
день 15       —   Открывается страница нового Двухнедельного ревью и начинается приём оригинальных авторских текстов.

Обозреватель: Камирра       http://www.stihi.ru/avtor/loneline

.......................

"... можно ли пройти по грани абсурда, чтобы показать, что, в сущности, все наше существование на этой грани балансирует? А смыслы-цели мы себе выстраиваем сами."
              - из первого, давнего уже ревью Камирры на "Психоделике"
              http://www.stihi.ru/2009/05/11/673


                _______________  ОБЗОР  _______________


Доброго времени суток и огромная благодарность всем участникам за интересные стихи, творческую атмосферу и умение терпеливо и доброжелательно выслушать читательские замечания.
Я подчеркиваю «читательские», потому что мой читательский опыт намного богаче критического.
Как читатель психоделической поэзии, я жду от нее, в первую очередь, моей максимальной – и невольной – вовлеченности в эмоциональное пространство стихотворения, состояния, когда стихотворению невозможно сопротивляться. Во-вторых, я ожидаю новых ощущений: эстетических, интеллектуальных, эмоциональных. Небанального (и убедительного) взгляда на мир, который что-то добавит к моему собственному.
Как читатель достаточно искушенный, я чувствую интуитивно, что именно в стихотворении не дает моим ожиданиям оправдаться. Как правило, это образный диссонанс при хорошей технике либо просто технические огрехи.
Это, так сказать, моя исходная позиция. Попробую с нее еще раз взглянуть на уже внимательно прочитанные стихи, попробую восстановить первое впечатление – как правило, оно самое верное.
.
Эфа. Новый мир
http://www.stihi.ru/2013/10/02/7859
При всем моем субъективном недоверии к свободному стиху, «монументальный мальчик» привлек необычной, но достаточно легко (благодаря образному строю текста) декодируемой символикой. Понравилась полифония, сокращение дистанции между автором и читателем, неслучайность эпитетов и «движение против», а главное – возможность увидеть за достаточно конкретными, зримыми образами обобщенный смысл.
.
Аэлита Кулешова. Мир бабочек
http://www.stihi.ru/2009/03/23/6380
Мир Аэлиты – вне зависимости от того, насколько тщательно или точно прописан –
всегда привлекателен своей солнечностью, прозрачностью, хрустальностью, немножко сказочностью. Мне кажется, «Мир бабочек» можно отнести подзаголовок к доброй половине ее стихов. В этом стихотворении мне страшно нравится «за краем - рай, за раем - луг, а там .., там – август». Это уже трансцендентальная идея, выражение которой, увы, далековато от совершенства.
.
Гаэлина. Счастье Марии. Не библейское
http://www.stihi.ru/2011/12/09/6659
Очень нравится вторая редакция стихотворения, здесь, на ревю. Сразу оговорюсь, что мне не мешает отступление от синтаксической нормы в финальной строке, напротив.
Вторая редакция мои читательские ожидания оправдывает на все сто. Очень живое, плотное, гармоничное – и с глубоким подтекстом, до которого логически не сразу докопаешься, но на эмоциональном уровне ощущаешь сразу.
.
Юрий Семецкий. Я ей пишу с какого этажа
http://www.stihi.ru/2013/09/09/3950
Я очень сильно расхожусь с Юрой в поэтических вкусах. Приземленная стилистика не привлекает сама по себе, а оправдания в композиции стихотворения я ей не нахожу. Эпатаж приемлем, когда несет смысловую нагрузку. Здесь же мне смысловая нагрузка кажется банальной.
.
Ла Дзе Та. Падали звезды, как часто случается в августе
http://www.stihi.ru/2012/02/18/7
Это пока заготовка стихотворения, в котором есть настроение, есть интересная попытка передать настроение через видеоряд. Будем ждать, что у автора получится с его редакцией.
.
Черный Георг. Герои тихие
Моя давняя слабость – стихи, в воздействии которых на меня я не могу отдать себе отчета, как ни стараюсь. Георг умеет вызывать эмоции и ассоциации, которые можно назвать оксюморонными, при этом они не диссонируют, а завораживают. И еще одна особенность поэзии Георга, меня всегда изумлявшая – парадоксальность мысли, максимально замаскированная не то под случайное, не то ироничное наблюдение.
.
Гольгертс. Увидимся позже
http://www.stihi.ru/2013/07/13/1431
Технические грамотное, с понятным авторским замыслом, но немного слишком понятное стихотворение. Мне оно не показалось интересным. Создалось ощущение, что для автора форма важнее содержания.
.
Аюна. Сиамская любовь
http://www.stihi.ru/2010/10/01/5384
Цикл сочетает в себе необычайно сильную эмоциональную экспрессию, емкость образа, чувственность (при чем воздействие на воображение читателя идет и на зрительном, и на слуховом, и на осязательном уровнях) при удивительной лаконичности. Редкое явление в любовной лирике – чувство не вытесняет, а обостряет мысль, о чем свидетельствует великолепная концовка цикла – и не только.
.
Марина Ратнер.
http://www.stihi.ru/2013/10/05/6964
Марина – мастер одухотворенного пейзажа. Ее мастерство – в ненавязчивой одухотворенности, точности образов и каждого эпитета, в продуманной композиции. Ее пейзажи настолько больше пейзажа, что я затрудняюсь определить этот жанр – который очень люблю.
.
Всё Фор Юю. голодный дождь и мы
http://www.stihi.ru/2012/05/26/4792
Очень привлекательному верлибру, на мой взгляд, мешает злоупотребление графическими средствами (заглавными буквами) и, возможно, стремление автора все объяснить до конца. Начало стихотворения мне нравится больше – в нем необычная и убедительная картинка. Я-читатель предпочитаю, когда мне показывают, а не рассказывают и убеждают.
.
Евгений Филин-Соколов. А потом
http://stihi.ru/2013/09/04/10315
Еще одно стихотворение, ради которого стоило поработать обозревателем. Звенящее, легкое, сверкающее, композиционно идущее по нарастающей – и так неожиданно решающее извечную тему жизни и смерти. Блеск! Работающее даже на читателя, воображающего себя филологом, но прозевавшего аллюзию на культовый роман. С другой стороны, грош цена стихам, которые без аллюзий остаются пусты.
.
Тамара Барышева. самый долгий день. незнайкины хореи. тихое
http://www.stihi.ru/2013/06/02/5931
http://www.stihi.ru/2013/06/01/1701
http://www.stihi.ru/2013/06/06/6910
В первом стихотворении, на мой взгляд, автору не вполне удался интересный, но сложный замысел – показать в стихотворении поэзию крымского дня, передать его звучание. Проблема, думается, в неверной стратегии – слишком много констатации, а картинка получилась не звучащей и потому не убедительной. В «незнайкиных хореях» многовато образных и чисто словесных неточностей. Последнее стихотворение более удачное, с интересной звукописью, в нем меньше технических погрешностей.
.
Сергей Богомолов. новогоднее. тапочное
http://stihi.ru/2012/12/25/2859
Прекрасное стихотворение, в котором автор решает сложнейшую проблему (человека во времени, которого впереди уже меньше, чем позади) настолько простыми языковыми средствами, что любая погрешность в интонации, в отдельном взятом слове сразу бы бросилась в глаза и уши. Но погрешностей здесь нет, а естественная разговорная (бурчащая, по словам автора)) интонация в стихотворном тексте – штука очень сложная. Когда она так удается, как Сергею, на ее фоне почти не замечаешь уходы в глубину вроде внутренней трубки и реликтового медного провода, обобщения вроде «с чужого плеча плюс свои заплатки», они воспринимаются как само собой разумеющееся, но западают туда, куда предназначены.
тапочное
http://www.stihi.ru/2013/08/01/1380
Другая (хотя немножко пересекающаяся с первой) тема, но решается в той же стилистике и с тем же мастерством
.
Александр Спарбер
http://www.stihi.ru/2013/10/08/7136
Технически безукоризненная чертовщинка, дающая простор для интерпретаций. Более понятная в контексте аллюзий на По и Феллини – если читатель их прочитывает. Вне этого контекста возможности интерпретации лично мне кажутся более интересными.
.
Игорь Брен. Kак твои разнятся лица
http://www.stihi.ru/2013/10/05/9357
Первое из предложенных Игорем стихотворений на меня подействовало очень сильно, до авторской зависти. Насколько я поняла, написано на сильном эмоциональном катализаторе, в результате чего отрезалось все лишнее, образы получились жесткие, неожиданные и точные. Плюс хорошая звукопись, играющая на образ и смысл.
жизньзац
http://www.stihi.ru/2013/08/08/7299
Второе стихотворение вызвало внутренний протест из-за диссонирующих образов. Пояснения автора помогли, но – объяснения к стихотворению не приложишь.
.
Виктор Фишкин. Мерцающий
http://stihi.ru/2013/10/11/2031
На мой взгляд, не вполне удавшаяся попытка абсурда – в силу того, что абсурдности для меня оказалось многовато. Мне бы хватило двух последних строк. «мерцающий Эразм уходит тихой сапой, как лётчик в облака с конём на водопой». Ну не замечательно ли?
.
Ученый Кот. Беги на улицу
http://www.stihi.ru/2012/09/27/133
Повторюсь:
Первое впечатление: стихотворение работает, работает сильно, сопротивляться ему сложно. Возникший мыслеобраз, послевкусие: если в твоем мире пусто, выйди из него. Пусть во внешнем мире немногим лучше. Настроение: мужественная констатация тщеты и безнадежности. Мужественная - как антоним пафосности и слезливости. Осмысленная – и работающая – архитектоника. Некоторые детали мне кажутся спорными – но не более.
.
Ян Брунштейн. Предрассветное
http://www.stihi.ru/2013/09/07/9258
Безусловно мастерское владение строкой. О технике Яна говорить не приходится – с ней давно нет проблем. На мой взгляд, предпоследняя строфа интереснее и ударнее концовки – вот, пожалуй, единственное «но».
Сюжет
http://www.stihi.ru/2013/10/10/10033
Здесь я запуталась в двух возможных интерпретациях, причем не уверена, что такая двоякость есть недостаток.
.
Еще раз хочу поблагодарить всех участников и ведущего за ревю. Мне было интересно. Единственное, что хотела бы пожелать участникам – проявлять больше интереса к произведениям коллег.

Камирра   15.10.2013