А. Г. Жучков Прикосновение к тайне 43-44

Владислав Стадольник
                РАЗДЕЛ 6. ЧЕЛОВЕК.

                Глава 44. ЧЕЛОВЕК - ЧАСТЬ КОСМОСА.

                «Истинно, человек есть высшее проявление
                Космоса. Истинно, он выбран нареченным
                строителем и собирателем всех сокровищ
                Вселенной. Истинно, название «Человек»
                означает  утверждение творчества».
                (Агни-Йога, Беспредельность, с.28-29)

      Поиск смысла жизни и существования человека немыслим без познания самого человека, его происхождения и места в этом сложном Мире. Не будем останавливаться на общеизвестных представлениях о месте и роли человека в Мире, а коснемся этого вопроса с анализа известных древних источников.
      Так, в «Ригведе» в «Гимне Пуруше» повествуется о том, как боги принесли в жертву гигантского первочеловека космического плана по имени Пуруша. При этом они рассекли его тело на части и из этих частей создали существующий видимый мир: из разума появился месяц, из глаз - Солнце, изо рта - огонь, издыхания - ветер, из пупка - воздух, голова символизирует небо, уши - стороны света, а ноги - земную твердь. Очевидность аналогии понимания Космоса и Человека не вызывает сомнения.
      В других более поздних текстах Древней Индии уже непросто проводится аналогия построения мира с человеком, но и само строение и возникновение человека, его отдельных органов, всего тела, свойств и качеств стало связываться с природными стихиями. Выделяя в качестве основных пять стихий, формирование человека описывается следующим образом: тепло образовано светом, отверстия - пространством, кровь, слизь и семя - водой, тело - землей, дыхание - воздухом.
Сходное воззрение можно наблюдать и в иранской мифологии, где мир считался сотворенным из тела Ормазда - верховного божества, похожего по строению на человека; в античной греческой мифологии,  где высший Бог - Зевс, создал мир из себя и своему подобию; в скандинавской мифологии мир создается из тела великана Имира, убитого богами, во главе с Одином. Аналогичные взгляды можно обнаружить в сказаниях Древней Руси, германских народов и Древней Индии. Так, например, в Руси и Индии считали, что из тела первого человека боги создали 4 социальные группы людей (касты).
Возникшие позднее религиозные учения окончательно закрепили божественное происхождения человека, связывая его творение с деятельностью Божественного начала.
Всем известна библейская версия создания Адама и происхождения человека: «и создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою».(Бытие, гл.2.с.7).

      Существуют и другие версии создания человека. Так, в «Апокрифе от Иоанна» созданием человека занимался не Бог, а Иалдабаоф, как противопоставляющий себя Богу (в оккультизме - Ильда Баоф):
«И он (Иалдабаоф) сказал властям, которые были с ним: Пойдем, создадим человека по образу Бога и по нашему подобию, дабы его образ мог стать светом для нас». И они создали общими силами по знакам, которые были даны им. ...И они сказали: «Назовем же его Адамом, дабы имя его стало для нас силой света».(19, стр. 206)
      Причем, согласно этого же апокрифа, в создании Адама приняло участие 365 ангелов (!!!), каждый из которых создал какой-то орган. Например, рот создавал Амен. (В связи с этим возникает возможность постичь эзотерический смысл православного понятия Аминь или католического Амен).
      Согласно одной из древних легенд, для создания Адама Бог собрал прах с четырех сторон света. Само имя Адам византийскими мистиками расшифровывалось как аббревиатура, в которой каждая буква соответствовала начальной букве греческих названий сторон света: Анатоле (восток), Дюсис (запад), Арктос (север) и Месембиа (юг).  Сходную расшифровку имени Адама можно наблюдать и в одном из славянских апокрифах, что подтверждает видение древних в человеке совершенное космическое существо, созданное по образу и подобию своего Творца.
      У некоторых народов существовали свои версии происхождения человека, определяемые особенностями животного мира в этом регионе и образом жизни конкретного народа. Именно поэтому истоки человека пытались найти в морях, в растительном и животном мире.
Уже из приведенных примеров можно отметить, что из древности человек не только не противопоставлялся Природе, а наоборот, всегда подчеркивалось его единство с ней, единство как принципиальное, так и структурное.
Развитие науки родило еще одну попытку объяснить происхождение человека, показывая его неразрывную связь с Природой, животным миром и, в частности, с обезьянами. Одной из первых серьезных попыток объяснить происхождение человека от обезьяны можно отметить в книге Жана Батиста Ламарка (1744-1829 г.г.) «Философия зоологии». И хотя в дальнейшем его взгляды были признаны ошибочными, но именно Ламарка можно рассматривать как родоначальника учения, впоследствии сформулированного Ч. Дарвином.
      Дарвин в своей работе «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859 г.), а затем и в «Происхождение человека и половой отбор» (1871 г.) изложил свое понимание вопроса происхождения человека, именуемого ныне дарвинизмом.
Дарвин утверждал, что в качестве движущей силы прогрессивной эволюции животного мира выступают изменчивость, наследственность и естественный отбор, что нет ничего сверхъестественного, никакой Богом заданной (или кем-то другим) целесообразности в развитии Природы. Последующее развитие биологии, в частности, открытие генов, позволило дарвинизму подняться на ступень, когда учение казалось близким к универсальному, практически идеальному. И хотя сторонники теологических теорий пытались противостоять дарвинизму, но имевшиеся тогда и в начале ХХ века научные данные позволяли считать учение Дарвина истинным. Оно позволяло игнорировать непризнанное наукой понятие Бога или какой-либо иной сверхъестественной силы для происхождения человека и всего живого.
     Ничего не имея против забавных обезьян (тем более автор сам родился в год Обезьяны), хотелось бы рассмотреть оккультное представление о человеке, как частицы Космоса. Теософия никогда не поддерживала теорий современных дарвинистов в полном объеме - менее всего, происхождение человека от обезьяны путем естественного отбора, как бы не был он подобен в своем строении с ней.

      «Каждая Форма на Земле и каждая крупица (атом) в Пространстве в своих условиях и само-оформлении стремится следовать образу, данному для этого в «Небесном Человеке» ... Инволюция и эволюция (атома), его внутренние и внешние рост и развитие, все имеет одну и ту же цель - достичь состояния Человека; человека, как высочайшую и завершающую форму на этой земле; «Монады», в ее абсолютной полноте и пробужденном состоянии - как кульминацию завершения божественных воплощений на Земле».(1,т.1,с.238)
      Из этого можно сказать, что оккультизм рассматривает человека не только как одну из форм жизни в ветвистом Древе Жизни, а как чрезвычайно значимый этап существования его не только в масштабе Земли, но и всего Космоса.
«...Человек есть семеричный символ на земном плане Единой, Великой Единицы, Логоса, который сам есть семигласный знак, Дыхание, кристаллизованное в Слово».(1,т.1,с.126)
Из приведенной цитаты следует совершенно новое понимание библейских высказываний о Слове и Боге, а также «по образу и подобию». Ранее мы уже говорили о том, что для того, чтобы стать божественным, вполне сознательным Богом, даже высочайшие - Духовные, Первозданные Разумы должны были пройти через человеческую ступень. При этом эту человеческую ступень необходимо применять не только к нашему земному человечеству, но и к смертным, обитающим других миров, то есть, к тем разумам, которые достигли надлежащего равновесия между материей и духом, когда срединная точка Четвертой Коренной Расы Четвертого Круга ими была пройдена.

      Человек не отделяется от Природы, не противопоставляется ей, а рассматривается как особо значимая ее часть, важная веха ее эволюции.
«Человек, рассматриваемый философски в своей внешней форме, есть просто животное. Он живое Тело, но не живое Существо, ибо осознание существования «Ego Sum» требует самосознания; животное же может иметь лишь непосредственное сознание или инстинкт. Это было настолько хорошо понято древними, что даже каббалисты сделали из души и тела две Жизни, независимые одна от другой».(1,т.1,с.295)
В отличии от дарвинского понимания эволюции Природы и возникновения человека в этом процессе, оккультизм говорит об этом процессе гораздо более глубже. По Дарвину, процесс формирования человека на Земле протекает в ходе эволюции Природы в течение нескольких миллионов лет, само человечество возникло всего лишь несколько десятков или сотен тысяч лет, первоначально на уровне первобытного общества и лишь затем приобрело тот вид, который мы имеем сейчас. Оккультизм же смотрит на этот процесс иначе не только во временных рамках, но и в принципиальном плане. Этап человеческий, по оккультизму, это продолжение начавшегося чрезвычайно давно процесса прохождения Монадами своих воплощений через различные царства. Само человечество при этом проходит через семь основных форм существования, именуемых Семью Расами, каждая из которых соответствует прохождению Монадой определенного Глобуса Планетарной Цепи.
      «Тайная Доктрина утверждает, что физическое человечество существовало на земном шаре на протяжении последних 18.000.000 лет, несмотря на общие катаклизмы и смещения в Четвертом Круге нашей планеты, которые - благодаря тому, что этот период является временем наибольшего физического развития, ибо Четвертый Круг есть срединная точка Жизненного Цикла, предназначенному ему - были гораздо более ужасными и напряженными, нежели на протяжении любого их трех предыдущих Кругов - Циклов его ранней психической и духовной жизни и его полуэфирных условий. Этому периоду предшествовали 300.000.000 лет минерального и растительного развития».(1,т.2,с.188)
      В этом не следует искать противоречия от предполагаемого времени возникновения Земли (в общепринятом научном исчислении) и связывать это время с возникновением самой Солнечной системы, поскольку этап возникновения человека начался еще задолго до того, как человек приобрел привычное для нас физическое тело.
Более подробно на этапах становления человечества в каждой из Рас мы остановимся в следующей главе, сейчас же мы коснемся лишь вопроса единства человечества и Космоса.
В начале главы мы уже приводили взгляды древних на происхождение человека, где указывалось, что человек, как одна из форм жизни, родился не в результате постепенной эволюции Природы, а в результате творчества Божественного начала.
Идея создания человека имеет несколько аспектов. Во-первых, подчеркивается изначально высокий, если не самый высший, уровень его Творчества. Во-вторых, этим подчеркивается принципиальное единство человека и создавшего его Божества, выраженное в принципе «по образу и подобию», или, иначе говоря, по аналогии (но не тождеству). В-третьих, уровень такого творчества показывает степень совершенства результата творения, которое, будучи отнесенным к божественному, не может быть иным, как самым совершенным.
«...Оккультная Философия учит, что первое человечество было выявлено высшими полубожественными Существами из их собственной Сущности».(1,т.2,с.110)
«Прародители Человека, именуемые в Индии - Отцы, Питара или Питри, суть «Создатели» наших тел и низших принципов. Они есть мы сами, как первичные личности, и мы есть они. Первичный человек был бы «костью от кости их, плотью от плоти их», если бы они обладали костями и плотью. Но они были «Лунными Существами». Те, кто одарил человека его сознательным, бессмертным Ego, были «Солнечными Ангелами» - будем ли мы рассматривать их метафорически или же буквально. Тайны сознательного Ego или же Человеческой Души велики. Эзотерически Имя этих Солнечных Ангелов буквально означает «Владыки», «неуклонного, постоянного Благочестия» .(1,т.2,с.112-113)

      В главе 18 мы говорили о Вторичных Творениях, указывая в них и этап творения человека. Этот процесс входит в общую схему Творений и подчеркивает последовательность создания всей Вселенной. Следовательно, как создание человека, так и создание всех царств, а фактически - Природы, в нашем понимании, необходимо рассматривать как деятельность Высших Существ соответствующих Иерархий. Это творчество касается как формирование вещественного уровня, так и различных форм жизни. Ранее мы уже приводили выдержку из Зохара, где говорилось, что как только появился человек, все было закончено, ибо все заключено в человеке и что он (человек) соединяет в себе все формы. При этом понималась, что данная информация связана именно с человеком, который и выступал в данном случае в качестве  критерия формирования Мира. Тайна земного человека отвечает Тайне Небесного Человека. Так же мы упоминали, что эволюция внешней формы или астрала вокруг тела происходит посредством земных сил так же, как и в случае рассматриваемых низших царств, то есть речь идет о формировании физической формы.
Но эволюция внутреннего или истинного человека чисто духовна, хотя и связана с воздействием «земных сил».
 И тогда из этого возникает понимание того, что не только прохождение «безличной» Монады через многие и различные формы материи является этапом, признаваемым как «одаренным», то есть имеющим возможность приобретать новые накопления, но и является тем самым этапом ее восхождения, о котором мы говорили ранее, дающим возможность другим более грубым телам получить возможность совершенствования.
Все во Вселенной следует аналогии. Человек -  микрокосм Вселенной.
Только после создания этих форм и видов можно говорить об эволюции в нашем обычном ее понимании. Всякая эволюция в этом плане возможна только в пределах соответствующего вида, но не выходящая за его пределы. Именно поэтому трудно согласиться с позицией дарвинизма, предполагающего эволюционное развитие всего живого на Земле от простейших форм жизни до человека. Дело не в простой эволюции живого существа на этапе его существования, когда на протяжении одной жизни способно от уровня обезьяны стать человеком, а в том, что живое существо имеет принципиальную способность  перейти с уровня животного царства до уровня царства человека в ходе ряда воплощений.
 «Но хотя обезьяны происходят от человека, все же, из этого не следует выводить заключения, что человеческая Монада, уже раз достигшая человеческого уровня, снова воплощается в форму животного. Цикл «метампсихозиса» для человеческой монады закрыты, ибо мы находимся в Четвертом Круге и в Пятой Коренной Расе».(1,т.1,с.241)
Подобное утверждение о невозможности обратного воплощения человека в животное несколько противоречит общепринятому представлению о возможности воплощения душ человека в животное или даже растение, а их - сразу в совершенного человека. Как бы не сложилось воплощение человека, но его воплощение на более низком уровне невозможно в силу того, что его Монада, соответствующая уровню человека, не может существовать в менее совершенной этой форме. Воплощения человека возможны только в человека, хотя, возможно, и в менее совершенного уровня. Человек может воплотиться в последующую форму, более совершенную, нежели он сам, но ни как ни в предшествующую ему.
«Человек, будучи сложен из сущностей всех этих небесных Иерархий, может стать в некотором отношении выше какой бы то ни было Иерархии или Степени, или даже комбинации из них».(1,т.1,с.344)
Вышеприведенная цитата позволяет говорить о человеке не только как многоплановом существе, но и как частице Единого Бытия. Наличие физического тела, с которым мы обычно связываем самого человека, представляет собой наиболее грубую его оболочку, а остальные тонкие тела (Тонкие Планы) обычно остаются невидимыми и неведомыми. Вместе с тем, наличие семи тел (плотное физическое и шесть тонких тел) определяют взаимосвязь человека с различными Планами Бытия, что позволяет рассматривать взаимодействие человека с окружающим Миром гораздо в более сложном плане, нежели мы предполагаем это обычно. Человек существует одновременно не только на Физическом Плане, но и на Тонких Планах.
«Лишь подобное порождает подобное. Земля дает человеку его тело, Боги (Дхиани) дают ему его пять внутренних принципов, психическую Тень, одушевляющим принципом которой часто является, именно, эти самые Боги. Дух (Атман) Един и неделим».(1,т.1.,с.288)
«ВО ВСЕЛЕННОЙ СУЩЕСТВУЕТ ЛИШЬ ОДИН ХРАМ, И ЭТО ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА. НИЧЕГО НЕТ СВЯЩЕННЕЕ ЭТОЙ ВЫСОКОЙ ФОРМЫ ... МЫ ЕСТЬ ЧУДО ИЗ ЧУДЕС - ВЕЛИКАЯ, НЕИСПОВЕДИМАЯ, ТАЙНА».(1,т.1,с.270)
Семеричность человека не означает, что каждый человек имеет совершенно одинаковую внутреннюю характеристику. Подобно тому, как люди отличаются чисто внешне (пол, возраст, рост, вес, цвет кожи,  цвет волос, иные внешние признаки), точно также они отличаются и по своей энергетической характеристике. В дальнейшем, в главе о сущности человека, мы будем давать более глубокий анализ его тел, говорить о преобладании той или иной энергии в человеке. Сейчас же можно отметить лишь то, что независимо от общего для всех людей места в этом Мире, в зависимости от энергетической характеристики человека, можно говорить о роли каждого из них и его влиянии на окружающий Мир. Совокупность энергетических характеристик людей образует энергетическую характеристику сообщества, общества и всего человечества. Именно поэтому определение места человека в Мире позволяет, исходя из общего принципа оккультизма - «от общего к частному», совершенно иначе определять роль каждого человека не только в обществе, но и в целом Мире.

                Глава 45. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

                «Человек - часть космической энергии,
                часть стихий, часть разума,
                часть сознания высшей материи»
                (Агни-Йога, Беспредельность,ч.1,с.104)

      В этой главе мы лишь кратко остановимся на теософском толковании происхождения человека. Более глубоко это изложено Е.П. Блаватской в «Тайной Доктрине», которую позволю себе достаточно часто цитировать в этой главе.
      Осознание человека неразрывно связано с осознанием его происхождения и познания его сущности. Восприятие различных сущностей человека и определение в них главенствующей сущности предопределяет осознание роли и места человека в Космосе.
Дарвинизм, получивший распространение в конце XIX века и до недавнего времени остававшийся основной теорией происхождения человека, не способен в полной мере показать единство человека с окружающим его миром. Основанный на определяющей роли биологической сущности человека, он рассматривает человека лишь как биологическое существо, будучи не в состоянии что-либо сказать о его основной энергетической сущности, являющейся подлинным связующим звеном человека с Космосом.
«ЭВОЛЮЦИЯ - развитие высшего порядка живых существ из более низкого. Современная, или так называемая точная наука, признает только одностороннюю физическую эволюцию, предусмотрительно избегая и игнорируя высшую или духовную эволюцию, признание которой вынудило бы наших современников признать превосходство древних философов и психологов над ними самими. У древних мудрецов эволюция начинается от чистого духа, который, спускаясь все ниже и ниже, принимает, наконец, видимые и постижимые формы и становится материей. С этого момента они используют метод Дарвина, но в гораздо более обширном и всестороннем смысле».(2,т.1,с.37)
Именно поэтому наибольший интерес для нас может представлять теософское представление о происхождении человека.
«Искра Фохата, нитью тончайшей с пламенем соединенная. Она странствует через семь миров Майи. Она останавливается в первом, становясь металлом и камнем; проходит во второй, и узри - растение; растение вращается в семи сменах и становится священным животным. Из этих свойств сочетаний Ману - Мыслитель создается. Кто создает его? Семь жизней и Единая Жизнь».(1,т.1,с.299)
В основу теософского подхода к изложению взглядов о происхождении человека положены известные уже нам Семь Планов Бытия, что показывает принципиальное единство и преемственность общей концепции миропонимания. Сама картина происхождения человека излагается не как случайное возникновение его из какого-то неведомого живого существа, а как планомерный эволюционный творческий процесс более высоких разумных существ, которых можно именовать нашими Творцами или Прародителями.
«Человек не должен быть подобен одному из нас», говорят Боги Создатели, которым было доверено сложить низшего животного человека - но выше. Создание подобия людей из их собственного божественного Естества, эзотерически означает, что, именно, они стали Первой Расой и, таким образом, разлили ее участь и дальнейшую эволюцию. Они не хотели просто потому, что они не могли дать человеку ту сокровенную священную искру, которая горит и развивается в цветок человеческого разума и самосознания, ибо они не имели ее, чтобы дать. Это было предоставлено тому Классу Дэв, символом которых в Греции был Прометей; именно тем, которые не имели никакого касания к физическому телу, но всецело к чисто духовному человеку. Каждый Класс Создателей одаряет человека тем, что он должен дать: один строит его внешнюю форму; другой дает ему свое естество, которое позднее становится Человеческим Высшим Я, благодаря личным усилиям индивида; но они не могли сделать людей такими, какими они были сами - совершенными, ибо без греха; без греха, потому что они обладали лишь первым, бледным и неясным намеком на атрибуты, при чем последние, с человеческой точки зрения, были совершенными -белые, чистые и холодные, как девственный снег. Там, где нет борьбы, там нет и заслуг. Человечеству, «земному и от Земли», не было суждено быть созданным Ангелами от Первичного Божественного Дыхания. Потому и сказано, что они отказались создавать, и человек должен был быть оформлен более материальными создателями, которые, в свою очередь, могли дать лишь то, что было присуще их собственной природе и не более. Подвластные вечному закону, чистые Боги могли выявить из себя лишь тени людей, немного менее эфирообразные и духовные, менее божественные и совершенные, нежели сами они, - но все же лишь тени. Потому первое человечество было  бледной копией своих Прародителей; слишком материальное даже в своей эфирности, чтобы быть иерархией Богов» слишком духовное и чистое, чтобы быть людьми, будучи одаренным всеми отрицательными совершенствами. Совершенство, чтобы быть вполне таковым, должно родиться из несовершенства. Нетленное должно вырасти из тленного, имея последнее своим носителем, основою и противоположением. Абсолютный Свет есть абсолютная Тьма. В действительности же нет ни Света, ни Тьмы в обителях Истины. Добро и Зло близнецы, порождение Пространства и Времени под владычеством Иллюзии. Разъедините их, отсеките одно от другого, и они оба умрут.
...Человечества, отличающиеся от настоящего, упоминаются во всех древних Космогониях».(1,т.2,с.121-122)
Из этого следует, что «человек» и «люди» - существа, отличающиеся от их Творцов (Создателей), хотя и более совершенных, но не имеющих уже возможности быть таковыми, поскольку уровень их состояния это исключает. Они вкладывают в свое Творение (Создание) все то лучшее, что может дать возможность «человеку» через этапы воплощений достичь Их уровня существования. Идея создания человека часто, особенно в в христианстве, связывается с «творениями падших Ангелов», одним из основных которых был Люцифер, как воплощение «Сатаны». Но сложность в понимании роли Люцифера, и свободное толкование «Сатаны», привели к тому, что, в конечном итоге, человек стал своеобразным «полигоном» для Сатаны, вечно его искушающим. При этом, как ни противоречиво это звучит, человек, по своему происхождению «по образу и подобию», так и по заложенной в него цели устремлен (должен стремиться) к Богу, то есть к Высшему, Кто стоит над этим Миром, в том числе и над «Сатаной».
«В Великой Книге Мистерий нам говорят, что «Семь Владык создали семь Человек: ТРОЕ Владык (Дхиан-Коганы или Питри) БЫЛИ СВЯТЫМИ И БЛАГИМИ, ЧЕТВЕРО ДРУГИХ МЕНЕЕ БОЖЕСТВЕННЫМИ И ПОЛНЫ СТРАСТЕЙ. ...Чхая (отражения) Отцов были им подобны.
Это поясняет различия, наблюдаемые в человеческой природе, природа, которая подразделяется на семь степеней добра и зла. Семь вместилищ были готовы для обитания в них Монад при семи различных кармических условиях. На этом основании Комментарии объясняют легкое распространение зла, как только человеческие формы сделались настоящими людьми».(1,т.2,с.267)
Человек на всем пути своей эволюции проходит прежде все формы и царства в течение Первого Круга и через все человеческие формы в течение двух последующих Кругов. Начиная с этапа Четвертого Круга, соответствующего нашей Земле, и заканчивая последующими Тремя Кругами, человек проходит этап эволюции до уровня Дхиан-Коганов. Можно сказать, что Первая Раса людей была аналогична (но не тождественна) своим Творцам. Создав первичную форму будущих людей, Творцы предуготовили возможность воплощения Монад, соответствующих уровню человека.
«Строго ограничивая учение нашей Землей можно доказать, что так же как эфирообразные формы первых людей сначала проявляются при помощи семи Дхиан-Коганических Центров Силы на семи зонах, также имеются центры творческой силы для каждого основного или коренного вида множеств форм растительной и животной жизни». (1,т.2,с.923)
Формирование человека является продолжением процесса прохождения Монады соответствующих Царств, о чем мы говорили ранее. Сам же человек, как таковой, в нашем его представлении, начинает формироваться в Четвертом Круге и этот этап начинается с формирования его астрального тела, которое, в последующем, приобретает сначала эфирную,  затем и физическую оболочку.
«Питрисы выделили из своих эфирных тел еще более эфирные и туманные подобия самих себя, или то, что мы назвали бы теперь «двойниками» или «астральными формами», созданными по их подобию. Это снабжает Монаду ее первым обиталищем и дает слепой материи образце, вокруг которого она может отныне строить. Но Человек еще не закончен».(1,т.1,с.311)
Формирование Первой Расы людей явило собой первый этап длительного творчества человека, нынешним результатом которого является современное человечество. Е.П. Блаватская, характеризуя способы возникновения последующих Рас, приводит следующее:
«Комментарии гласят:
«Вначале на этой Земле появляются САМО-СУЩИЕ. Они есть «Духовные Жизни», устремленные абсолютной ВОЛЕЮ и ЗАКОНОМ на Заре каждого нового Рождения Миров. Эти жизни есть божественные «Шишта» (Ману-семени или же Праджапати и Питри)».
От них происходит:
   1. Первая Раса - «Само-рожденные», которые есть (Астральные) Тени своих Прародителей. Тело  было лишено всякого понимания (ума, разума и воли). Внутреннее Существо (Высшее   Я или Монада), хотя и находились внутри земной оболочки, не было связано с ней. Звено, Манас, еще не существовал.
   2. От  первой (Расы) эманировала Вторая, называемая «П;том-Рожденная» и «Бескостная». Это есть Вторая Коренная Раса, одаренная Охранителями и Воплотившимися Богами первою примитивною и слабою Искрою (зародышем разума)... И от этих, в свою очередь, произошли:
   3.Третья Коренная Раса, «Двоякие» (Андрогины). Первые Расы ее суть Оболочки до тех пор, пока последняя не становится «обитаемой» (то есть одушевленной) Дхиани».(1,т.2,с.208-209)
«Первая Коренная Раса была настолько же эфирообразна, насколько наша материальна».(1,т.2,с.61)
Ранее, рассматривая процесс формирования более плотных Планов, мы уже говорили, что этот процесс протекает за счет сочетания более сложных, можно сказать плотных, вихреобразований, вплоть до тех, которые нами могут восприниматься сейчас как твердые. То же самое происходит и при формировании человека, когда его основа, сформированная в ходе прохождения предшествующих Царств, приспосабливается к окружающим условиям и эволюционирующая вместе с Землей. Четвертый этап совершенствования особенно важен, поскольку именно здесь формируется человек.
Однако было бы неправильным считать, что все основы, прошедшие предшествующие уровню человека этапы, сразу обязательно переходят к этапу человека и на базе их формируется Первая Раса. Это происходит только с теми основами, которые достигли соответствующего состояния. Те же, которые не достигли этого необходимого уровня, продолжают свое совершенствование, пока не станут готовыми для превращения в человека.
«Таким образом, мы видим, что для первых трех Коренных Рас и половины Четвертой, до серединной или поворотной точки, именно, Астральные Тени «Прародителей», Лунных Питри, являются формирующими силами в Расах, которые строят и постепенно направляют эволюцию физической формы к совершенству - и это совершается за счет пропорциональной утраты Духовности. Затем, от этой поворотной точки Высшее Ego или Воплощающийся Принцип, Nous или Разум, начинает царствовать над животным Ego и руководить им во всех случаях, когда последний не влечет его книзу. Короче говоря, Духовность находится на восходящей дуге, и животная или физическая сторона только тогда препятствует ее неуклонному продвижению по тропе ее эволюции, когда себялюбие Личности настолько сильно заразило внутреннего, истинного Человека своим смертоносным микробом, что верхнее притяжение утратило всю свою силу над мыслящим разумным человеком.
... Ибо в человеческой форме и через нее они могут стать прогрессирующими Существами, тогда как природа Ангелов совершенно непреходяща (неподвержена превращению); потому Человек обладает потенциальностью превосходящей способности Ангелов. Потому в Индии Посвященные говорят, что именно брамин дважды-рожденный, управляет Богами и Дэвами; и Апостол Павел, повторял в своих Посланиях к Коринфянам: «Разве не знаете, что мы (Посвященные) будем судить ангелов?».
...Наконец, во всех древних Писаниях и Космогониях указано, что изначала человек эволюционировал, как светящаяся, бесплотная форма, поверх которой, подобно расправленной бронзе, вливаемой в модель ваятеля, была построена физическая форма его тела, посредством и из низших форм и типов животной земной жизни».(1,т.2,с.140-143)
Не будем останавливаться на всей динамике этого процесса формирования Первой Расы, в том числе и на упоминаемых в Писаниях, и в «Тайной Доктрине» «неудачах» в создании человека, а сразу перейдем к следующему этапу. (Задача этой главы не в том, чтобы подробно осветить весь этот сложный процесс, а в том, чтобы показать саму схему этого творчества. Тех, кто интересуется подробностями этого процесса можно адресовать ко второму тому «Тайной Доктрины»).
«Первая Коренная Раса людей, бесполая и бессознательная, должна была быть сброшена и «сокрыта до известного времени»; то есть, Первая Раса, вместо того, чтобы умереть, исчезла во Второй Расе, как переходят некоторые низшие жизни и растения в свое потомство. Это было всеобщее преображение. Первая Раса стала Второй Коренной Расой без того, чтобы породить ее или же создать ее, или умереть».(1,т.2,с.108)
Вполне обоснован вопрос: «Каким же образом люди Второй Расы смогли возникнуть из людей Первой Расы?» В «Тайной Доктрине» это описано следующим образом:
«Один и тот же организм может проходить через различные метаморфозы на протяжении своего жизненного цикла, причем в одних случаях он может проявить пол, а в других быть бесполым, то есть он может воспроизводить себя попеременно, или при кооперации двух сущностей противоположных полов, или же посредством деления или почкования из одного только бесполого существа». «Почкование» есть именно слово, употребленное в Станце. Как иначе могли воспроизвести себя эти Чхая; то есть, породить Вторую Расу, если они были эфирообразными, асексуальными и даже лишенными пока что носителя желаний или Кама Рупа, который развился лишь в Третьей Расе? Они развили Вторую Расу бессознательно, как делают это некоторые растения.
... Может быть, это может служить аналогией и дать некоторое представление о процессе, посредством которого Вторая Раса образовалась из Первой.
Астральная Форма, облекавшая Монаду, была окружена, как и сейчас, яйцеобразной сферой Ауры, которая здесь соответствует субстанции зародышевой клеточки. Сама Астральная форма является сейчас, как и тогда, ядром, одаренным Принципом Жизни.
Когда наступает время для размножения, Суб-астрал «выталкивает» свое миниатюрное подобие из яйца окружающей Ауры. Этот зародыш растет и питается Аурою до тех пор, пока его развитие не закончится, затем он постепенно отделяется от своего родителя, унося с собой свою собственную сферу Ауры; точно также, как мы видим это на живых клеточках, воспроизводящих себе подобных путем нарастания и последовательного разделения на двое.
Аналогия с «поляризованными клетками» остается, по-видимому, точной, ибо смерть их соответствует теперь изменению, введенному разделением полов, когда нарастание в матке, то есть, внутри клеточки, стало правилом.
Как гласят Комментарии:
«Первые люди Второй (Коренной) Расы были Отцами «П;том-рожденных»; последние люди из Второй (Коренной) Расы были «П;том-рожденными».
Это место из Комментарий относится к работе эволюции от начала Расы до ее конца.
Таким образом, первые Суб-расы Второй Расы сначала были рождены посредством процесса, описанного на основании закона аналогии; тогда как последние, начала постепенно, вместе с эволюцией человеческого тела, воспроизводиться иным способом».(1,т.2,с.148-150)
С момента формирования людей Второй Расы происходит эволюция формы людей этой Расы. От первичной (облачной, эфирообразной) эта форма постепенно становится более плотной, являющейся основой будущего физического тела.
«Старая или Первичная Раса была поглощена Второй Расой и стала с ней единой. Это есть таинственный процесс трансформации и эволюции человечества. Материя первичных Форм - облачная, эфирообразная и негативная - была притянута или поглощена и, таким образом, стала дополнением Форм Второй  Расы. Комментарии объясняют это, говоря, что, так как Первая Раса была составлена просто из Астральных Теней Прародителей-Творцов и, конечно, не имела ни своих собственных астральных, ни своих физических тел - то эта Раса не умирала. Ее «Люди» постепенно растворялись и поглощались телами своего собственного «Потом-рожденного» Потомства, более плотными, нежели их собственные. Старая форма испарялась, она поглощалась и исчезала в Новой Форме, более человеческой и физической. Смерти не существовало в ту эпоху, более блаженную, нежели Золотой Век; но первичная или родительская материя была употреблена на создание нового существа, на построение Тела и даже внутренних и низших Принципов или Тел потомства.
Когда «Тень» поглощается, то есть, когда Астральное Тело покрывается более плотною, человек начинает развивать Физическое Тело. «Крыло» или же эфирообразная Форма, которая породила свою Тень и Подобие, становится Тенью Астрального Тела и своим собственным потомством. Выражение это любопытно и своеобразно».(1,т.2,с.154-155)
Если люди Первой Расы были существами бесплотными (эфирообразными по своей плотной физической сути), чрезвычайно высокого роста, сверхдуховными, но неразумными, не были подвержены влиянию стихий (огня, воды), как наиболее влиятельными на их суть, то люди уже Второй Расы, продолжая оставаться такими же бесплотными гигантами, постепенно обретают плотное тело, становятся более разумными, но менее духовными и уже могли быть уничтожены этими стихиями, не приобретя более плотного тела.
«За Циклами Материи будет следовать Циклы Духовности и вполне развитого Разума. Следуя закону аналогии в истории и расах, большинство будущего человечества будет составлено из замечательных Адептов. Человечество есть дитя Судьбы Циклов и ни одна из его Единиц не может избежать своей бессознательной миссии или же отделаться от тягости сотрудничества с Природой».(1,т.2,с.558)
Соотношение духовности и разумности требует отдельного разъяснения. (Понятие «духовность» на данном этапе необходимо рассматривать как наличие духовного начала. В дальнейшем, в главах о внутреннем мире человека, мы будем использовать понятие «духовность», как характеристику состояния развития тел человека). Как мы уже говорили ранее, процесс формирования более грубых состояний или оболочек приводит к тому, что задействуются менее совершенные сочетания энергий, что и приводит, с одной стороны, к уменьшению духовности, а с другой стороны, к формированию иного уровня разумности. Здесь нет противоречия, ибо разумность и духовность, будучи понятиями одного уровня и относящиеся к носителю без плотного физического тела, в данном случае, различаются не по своему изначальному состоянию, а по тому, что формируемые в людях разумность, как первичные качества человека при его создании (физического носителя), является менее совершенным, нежели разумность Высших Существ, уже освободившихся от своих плотных тел.
«Человечество, в своей первой прототипной эфирной форме, есть отпрыск Элохима Жизни или Питрисов; в своем качественном и физическом аспекте оно есть прямое потомство «Предков», низших Дхиани или Духов Земли; но своей моральной, психической и духовной природою оно обязано Группе божественных Существ. Коллективно люди являются созданием Множества различных Духов; порознь, обиталищами этих Множеств; иногда же и индивидуально они являются проводниками некоторых из них. В нашей настоящей и такой материальной Пятой Расе, земной Дух Четвертой Расы все еще силен, но мы приближаемся ко времени, когда маятник эволюции направит свой размах определенно вверх, чтобы привести человечество на линию, ПАРАЛЛЕЛЬНУЮ с примитивной, Третьей Коренной Расою в отношении духовности. В течение своего детства человечество  было всецело составлено из того ангельского множества, Духи которого обитали и оживляли чудовищные и гигантские обиталища Четвертой Расы, построенные и составленные из бесчисленных мириад Жизней, так же как теперь и наши тела».(1,т.1,с.284)
И только пройдя все этапы эволюции в Расах, разумность людей, постепенно утрачивая необходимость в плотном теле-носителе, сможет достигнуть своего совершенного состояния, тождественного изначальной духовности. Для данного же этапа духовность следует понимать как характеристику бестелесного (не плотного носителя), то есть более совершенного состояния, а разумность - как характеристику зарождающегося плотного тела-носителя. Разум этого уровня следует отличать от более высоких состояний Разума, а потому он эволюционирует значительно медленнее, нежели формирующееся физическое тело. Здесь «разумность» более связана не с Разумом, а с рассудочностью или умом, развивающийся медленнее тела.
«Первая Раса создала Вторую посредством «почкования», как это было указано выше, Вторая Раса дала рождение Третьей - которая сама разделилась на три определенных подразделения, состоящих из людей, различно порожденных. Первые два подразделения размножались посредством яйцеобразного метода, по всей вероятности, неизвестного современной естественной истории. Тогда как ранние суб-расы Третьего Человечества размножались посредством своего рода выделения влажности или жизненного флюида, капли которого, собираясь, образовывали яйцеобразный шар - или скажем яйцо, служившее внешним вместилищем для зарождения в нем плода и ребенка; способ размножения следующих суб-рас изменился, во всяком случае, в своих результатах. Потомство ранних суб-рас было совершенно бесполо -даже бесформенно, насколько мы может знать это, но потомство последующих суб-рас рождалось андрогинным. Именно, в Третьей Расе произошло разделение полов. Человечество из бесполого стало определенными гермафродитами или двуполыми; и, наконец, Яйцо человека начало рождать, постепенно и почти незаметно в своем эволюционном развитии, сначала существа, в которых один пол преобладал над другим, и, наконец, определенных мужчин и женщин».(1,т.2,с.168)
На этом этапе тело людей Третьей Расы становится еще более плотным, что приводит к уменьшению роста. При этом, за счет духовности, возрастает разумность людей.
Что же касается процесса размножению людей, характерного для этих этапов, то «Тайная Доктрина» об этом говорит следующее:
«Эманации, которые выходили из их тел, во время периода размножения были яйцевидными; малое сфероидальное ядро, развиваясь в большую мягкую яйцевидную форму, постепенно затвердевало и после периода нарастания оно разбивалось, и молодое человеческое животное выходило из него без всякой помощи, подобно птицам в нашей Расе.»
Следует составить таблицы данных, чтобы доказать наше утверждение этих данных.
I. Размножение посредством деления.
а) как это установлено, при разделении надвое однородной частицы протоплазмы, известной под названием монеры или амебы. b) Как это установлено при разделении нуклейной клеточки, при котором ядро клеточки разделяется на два суб-ядра, которые развиваются внутри основной оболочки клетки или же прорывают ее и размножаются, как независимые сущности.
II. Почкование.
Небольшая доля основной ткани набухает на поверхности и наконец отделяется от нее и вырастает до размера основного организма; например, многие растения, морские анемоны и т.д..
III. Споры.
Единая клеточка, выделенная организмом производителя, развивается в многоклеточный организм, воспроизводя характерные признаки последнего: например, бактерии и мхи.
IV. Промежуточный Гермафродизм.
Мужские и женские органы присущи одному и тому же индивиду; например, большинство растений, червей, улиток; близко почкованию. (Вторая Раса и начало Третьей Коренной Раны).
V. Настоящее Половое Сочетание.
Сыны Мудрости или же Духовные Дхиани стали «разумными» через свое соприкосновение с Материей, потому, что они уже достигли в течение прежних циклов воплощения ту степень разумности, которая позволила им стать независимыми и самосознательными сущностями на этом плане Материи. Они вновь родились лишь в силу кармических следствий. Они вошли в тех, которые были «готовы», и сделались вышеупомянутыми Архатами или Мудрецами, о которых было сказано выше.
Это не значит, что Монады вошли в формы, в которых уже обитали другие Монады. Они были «Сущности», «Разумы» и Сознательные Духи; Существа, стремившиеся стать еще более сознательными путем сочетания с более развитой Материей. Естество Их было слишком чисто, чтобы быть отличным от Всемирного Естества; но их Ego или Манас должны были пройти через земные человеческие испытания, чтобы стать все-знающими и быть в состоянии начать возвратный восходящий цикл. Монады не являются разобщенными принципам, условными или ограниченными, но они лучи от единого абсолютного Принципа. Прохождение одного солнечного луча вслед за другим, через одно и то же отверстие в темную комнату, не будет являть двух лучей, но лишь единый усиленный луч. Следуя течению естественного закона, человек не должен стать совершенным Семеричным Существом раньше Седьмой Расы в Седьмом Круге. Тем не менее, он имеет все эти принципы латентными в нем с самого его рождения. Так же это не является уделом эволюционного закона, чтобы Пятый Принцип (Манас) получил свое полное развитие раньше Пятого Круга. Все подобные, преждевременно развитые разумы (на духовном плане) в нашей Расе являются анормальными; они именно те, кого мы назвали «людьми Пятого Круга». Даже в грядущей Седьмой Расе, при конце этого Четвертого Круга, тогда как наши четыре низшие принципы будут вполне развиты, принцип Манаса будет развит только лишь пропорционально. Это ограничение, однако, относится только лишь к духовному развитию. Развитие рассудка на физическом плане было достигнуто вовремя Четвертой Коренной Расы. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ТЕ, КТО БЫЛИ «НАПОЛОВИНУ ГОТОВЫ», ТЕ, КТО ПОЛУЧИЛ ЛИШЬ «ОДНУ ИСКРУ», СОСТАВЛЯЮТ СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, И ОНИ ДОЛЖНЫ ПРИОБРЕСТИ СВОЮ РАЗУМНОСТЬ В ТЕЧЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ НАСТОЯЩЕЙ МАНВАНТАРЫ, ПОСЛЕ ЧЕГО В СЛЕДУЮЩЕЙ ОНИ  БУДУТ  ВПОЛНЕ  ГОТОВЫ  ВОСПРИНЯТЬ «СЫНОВ МУДРОСТИ». Тогда, как те, которые совсем «не были готовы», самые последние Монады, едва лишь развившиеся из своих последних, переходных и низших животных форм при заключении Третьего Круга, упоминаются в Станце, как оставшиеся «узкоголовыми». Этим объясняется иначе необъяснимая разница в степени разумности, наблюдаемая даже в настоящее время, среди различных рас людей - дикарей, бушменов и европейцев. Те племена дикарей, умственные способности которых весьма незначительно превышают уровень животных, не являются несправедливо обездоленными или не менее «облагодетельствованными», как это может казаться - нечего подобного. Они просто те, позднейшие среди прибывших человеческих Монад, «которые не были готовы»; которые должны были развиться в течение настоящего Круга, так же как и на трех остающихся Глобусах - следовательно, на  четырех различных планах бытия - так, чтобы достичь уровня среднего класса при достижении ими Пятого Круга. В связи с этим, одно замечание может быть полезным, как пища для ума изучающего. Монады низших представителей человечества - «узкоголовые» дикари Острова Южного Моря, африканцы, австралийцы - когда они впервые родились, как люди, не имели Кармы, которая должна была быть ими изжита, как это было в случае их более одаренных, в смысле умственных способностей, братьев. Первые ткут Карму только теперь; последние отягощены прошлой, настоящей и будущей Кармой. В этом отношении жалкий дикарь счастливее, нежели величайший гений цивилизованных стран.
...Просматривая то, что было сказано, мы увидим, что Тайная Доктрина утверждает для человека
1) многородное (полигенетическое) начало;
2) разнообразие способов размножения, прежде чем человечество пало в обычный для настоящего времени способ размножения;
3) что эволюция животных - во всяком случае, эволюция млекопитающихся - следует за эволюцией человека, но не предшествует ей. И это диаметрально противоположно ныне широко принятым теориям эволюции и происхождения человека от животного предка».(1,т.2,с.210-214)
Если говорить о временном периоде возникновения людей Третьей Расы с плотными физическими телами, то можно привести следующее:
«Разумом-рожденные, бескостные, дали жизнь Рожденным-Волею с костями», - добавляя, что это произошло в середине Третей Расы 18 000 000 лет тому назад».(1,т.2.с.199)
«Организм человека был приспособлен в каждой Расе к окружающим его условиям. Потомство семи Создателей, выявивших Семь Первоначальных Адамов, конечно, не нуждались в очищенных газах, чтобы дышать и жить в той среде. Потому, как бы сильно ни настаивали поклонники современной науки, на невозможности этого учения, оккультист утверждает, что чело обстояло, как сказано, именно эоны лет назад, даже до эволюции лемурийца, первого физического человека; эволюции, имевшей место 18.000.000 лет тому назад. В комментариях сказано: «Подобно тому, как человеческая Джива (Монада), входя в новую утробу, получает новое тело, так и Джива Земли получает более совершенную и плотную оболочку с каждым Кругом, после того, как она вновь выявляется в объективность из утробы Пространства»(1,т.2,с.61-62)
Е.П. Блаватская приводит и место обитания людей Третей Расы, упоминая о таинственном материке Лимурии (наименование изобретенное Р.Л. Склэтером), который находился в Тихом океане и погрузился в воды вследствие землетрясений около 7 миллионов лет назад до Третичного Периода.
На смену Третей Расе, ставшей впоследствии андрогинной, появились люди Четвертой Расы, обладавшие плотным физическим телом и обезьяноподобной формой.
«Один из Комментариев излагает подробности, предшествовавшие «Падению».
«В начальный период Четвертой Эволюции человека, человеческое царство дало ответвление в нескольких и различных правлениях. Внешнее строение его первых представителей не было однообразным, ибо носители (яйце-подобные, внешние оболочки, в которых будущий вполне физический человек нарастал), прежде чем они успевали затвердеть, часто насиловались огромными животными, неизвестных ныне видов, и принадлежавших к попыткам и усилиям Природы. Результатом этого была промежуточная раса чудовищ, полу-животных и полу-людей. Но так как они были неудачными, то им не было разрешено долго дышать и жить; хотя мощь психической природы в естестве своем выше природы физической, но она была еще очень слабой и едва установившейся, и потому Сыны «Рожденные из Яйца» совокупились с несколькими такими самками и породили другие человеческие чудовища. Позднее, когда виды животных и человеческие расы постепенно стали более уравновешенными, они обособились и уже более не совокуплялись. Человек больше не создавал - он порождал. Но в былые дни он так же порождал животных, как и людей. Потому Мудрецы (или мудрые люди), которые говорят о самцах, не имевших больше волею рожденных отпрысков, но прождавших, так же как и Данавы (Гиганты), различных животных с самками, принадлежавшими к другим видам - животных, которые были (в некотором роде) как бы их сыновьями; и что они (человеческие самцы) не желали, чтобы их считали (предполагаемыми) отцами немых тварей - эти Мудрецы утверждали справедливо и мудро. Видя это (подобное положение вещей), Цари и Владыки последних Рас (Третьей и Четвертой) наложили печать запрета на греховное совокупление. Это нарушило Карму и развило новую (Карму). Они (Божественные Цари) поразили согрешивших бесплодием. Они уничтожили Красную и Синюю Расу».
В ином месте мы находим:
«Синие и красно-ликие звери-люди существовали даже в более поздние времена; не от настоящего совокупления (между человеческими и животными видами), но по родству».
И еще в другом месте упоминаются:
«Люди, темные ликом и с красными волосами, ходившие на четвереньках; которые сгибались и разгибались (вытягивались во весь рост и снова опускались на свои руки), которые говорили, как их предки и бегали на четвереньках, как их гигантские прабабки».(1,т.2.с.241-242)
Местом существования Четвертой Расы была легендарная Атлантида, так же погибшая в водах океана несколько миллионов лет тому назад, а ее последние остатки - острова Рута и Даитья - были разрушены 850 000 лет назад.
Не буду останавливаться на более подробном описании истории этой Расы, ибо лучше Е.П. Блаватской что-либо сказать об этом сложно.
На смену атлантам приходит Пятая Раса, существовавшая уже около 1 миллиона лет назад. Как и предыдущие Расы, она имела свои суб-расы.
«Наша Пятая Коренная Раса уже существовала - как Раса совершенно самостоятельно от своего основного ствола -около 1 000 000 лет; потому следует отметить, что каждая из четырех предшествовавших суб-рас жила приблизительно 210 000 лет; таким образом, каждая родственная раса имеет среднее существование около 30 000 лет и, таким образом, европейская «родственная раса» имеет достаточно тысячелетий впереди, хотя народы и бесчисленные иглы на ней изменяются с каждым следующим сезоном в три или четыре тысячи лет. Весьма любопытно отметить сравнительную приблизительность и продолжительность между жизнями «расового семейства» и Звездным годом».(1,т.2,с.544)
«Так называемое «происхождение человека» в этом нашем настоящем Круге или Цикле Жизни, на этой планете, должно занимать то же место, в том же порядке - за исключением деталей, основанных на местных условиях и времени - как и в предыдущем Круге».(1,т.1,с.294)
Для того, чтобы представить себе чисто внешнюю эволюцию человека, можно привести данные о предполагаемом росте их представителей первых четырех рас: первая - 50-60 метров, вторая - 30-40 метров, третья - 15-20 метров, четвертая - 6-7 метров.
Упоминание о том, что люди Третей и Четвертой Рас имели обезьяноподобные формы совсем не означает происхождение человека от обезьян.
«Человекообразные обезьяны появились на миллион лет позднее, нежели говорящее человеческое существо и являются позднейшими современниками нашей Пятой Расы. Таким образом, чрезвычайно важно запомнить, что Ego ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫХ ОБЕЗЬЯН ЯВЛЯЮТСЯ СУЩНОСТЯМИ, ПРИНУЖДЕННЫМИ СВОЕЙ КАРМОЙ ВОПЛОЩАТЬСЯ В ЖИВОТНЫЕ ФОРМЫ, ЯВИВШИЕСЯ СЛЕДСТВИЕМ ЗВЕРОПОДОБИЯ ПОСЛЕДНИХ ЛЮДЕЙ ТРЕТЬЕЙ РАСЫ И ПЕРВЫХ ЧЕТВЕРТОЙ.
...Не существовало человекообразных обезьян до человека, и ОНИ ВЫМРУТ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ РАЗОВЬЕТСЯ СЕДЬМАЯ РАСА».(1,т.2,с.328-329)
Этот краткий обзор этапов эволюции людей излагает лишь общую динамику и схему происходящего формирования человека. Смену одной Расы другой нельзя рассматривать в смысле полного уничтожения одних и изначального формирования других. Этот процесс, как и большинство в Природе, протекает постепенно, как бы «перекрывая» один другого, взаимопроникая друг в друга. Например, в период существования нашей Пятой Расы были и есть представители Четвертой Расы (последних суб-рас), а также представители Шестой Расы, которой предстоит сменить нашу Расу.
«Те, кто знали, что каждому Кругу предшествовала длительная Пралайя (временный отдых), которая создает непроходимую пропасть между двумя Кругами до наступления времени для нового цикла жизни, не могли понять «ошибочности» указания на людей «Пятого и Шестого Круга» в нашем «Четвертом Круге». Утверждалось, что Готама Будда был человеком «Шестого Круга», тогда как Платон и некоторые другие из величайших философов и умов принадлежали к «Пятому Кругу». Как могло это быть? Один из Учителей учил и утверждал, что подобные люди «Пятого Круга» существуют даже в наши дни на Земле; и хотя было дано понять, что ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НАХОДИТСЯ ЕЩЕ В ЧЕТВЕРТОМ КРУГЕ, в другом месте, как бы говорилось, что мы были в Пятом. На это другим Учителем был дан «апокалипсический ответ»: «Несколько капель дождя не приносят муссона, хотя они и предвещают его». «Нет, МЫ НЕ В ПЯТОМ КРУГЕ, НО ЛЮДИ ПЯТОГО КРУГА ПРИХОДИЛИ В НАШ КРУГ ЗА ПОСЛЕДНИЕ НЕСКОЛЬКО ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ.» ... Это просто означало, что каждый Круг приносит с собою новое развитие и даже полное изменение в умственном, психическом и физическом строении человека; все эти принципы развиваются вдоль постоянно восходящей скалы».(1,т.1,с.215)
Причиной такого «смешения» Рас является общий закон проявления Принципов и формирования стихий, когда в лоне существующего Принципа или определяющей стихии зарождается зачаток последующих. Человек, являясь частью Единого Мира, проходит те же этапы и в нем в ходе всей эволюции также формируются соответствующие стихии.
«Человечества развивались в соответствии  и параллельно с четырьмя Элементами(стихиями); каждая новая Раса физиологически была приспособлена к принятию добавочного Элемента. Наша Пятая Раса спешно приближается к Пятому Элементу - назовите его, если хотите, межпланетным эфиром - который, однако, имеет больше отношения к психологии, нежели к физике».(1,т.2,с.172)
(В современной литературе на данную тему часто можно встретить указание на то, что окончание Пятой Расы и зарождение Шестой Расы будет происходить (а по мнению некоторых авторов уже происходит) в самое ближайшее годы. При этом этот процесс представляется как чрезвычайно быстрый, в связи с чем высказывается мнение о том, что те, кто не вывел свои тонкие тела на уровень Шестой Расы, просто сгорят или будут направлены на «космическую переработку», а выживут лишь достигшие соответствующего совершенства. Несостоятельность подобных утверждений очевидна, поскольку во-первых, само определение космических сроков не входит в функции живущих ныне людей, а определяется Космосом; во-вторых,  одновременное существование Пятой и Шестой Расы уже происходит и будет происходить еще достаточно длительный период; в-третьих, все человеческие Монады, существующие на данном этапе, в том числе и на уровне Пятой Расы, в свое время перейдут в Шестую Расу, независимо от уровня их состояния, но воплощение их в Шестой Расе будет определяться степенью развития в Пятой Расе; в-четвертых, уничтожение Монад или их «переработка» противоречит общему принципу эволюции и смысла существования всего Мира, поскольку все Монады, в том числе и воплощающиеся  на уровне человека, в свое время пройдут весь определенный им цикл воплощения в различные царства. Единственное, что может быть признано полезным в таких высказываниях - это формирование у людей осознания необходимости совершенствования. Более подробно об этом мы еще будем говорить в разделе о внутреннем мире человека).
Сам процесс смены Рас предопределена соответствующим этапом дифференциации Материи. Сейчас идет этап Эфира, потому и происходят соответствующие изменения человека.
"Прародители Человека суть создатели наших тел и низших принципов. Они есть мы сами, как  первичные личности, и мы есть они".(1,т.2,с.112)
 «Согласно учению:
Круг 1. Человек в Первом Круге и в Первой Расе на Глобусе D, нашей земле, был эфирным существом (Лунный Дхиани, как человек) неразумным, но сверх-духовным; и в соответственно, по закону аналогии, он был таким и в Первой Расе Четвертого Круга. В каждой из последующих рас ... он развивается в более и более уплотненное или воплощенное существо, но все еще с преобладанием эфирности ... Он не имеет пола и, подобно животным и растениям, он развивает чудовищные тела, соответствующие грубости окружающих его условий.
Круг 2. Он (человек) все еще гигант и эфирен, но становится устойчивым и более уплотненным телом; более физическим человеком, но, все же, менее разумным, нежели духовным, ибо ум более медленная и более трудная эволюция, нежели физическая форма...
Круг 3. Он имеет, теперь, совершенно конкретное или плотное тело, вначале это форма гигантской обезьяны и теперь он более разумен или, вернее, хитер, чем духовен. Ибо по нисходящей дуге он достиг теперь точки, где его первоначальная духовность затемнена и осеяна нарождающейся рассудочностью. В последней половине Третьего Круга его гигантское сложение уменьшается и тело улучшается в своих тканях и он становится более разумным существом, хотя все еще больше обезьяна, нежели Дева... (Все это почти точно повторено в Третьей Коренной Расе Четвертого Круга.)
Круг 4. Рассудок достигает огромного развития в этом Круге. (До сих пор) немые расы приобретают нашу (настоящую) человеческую речь на этом Глобусе, на котором, начиная с Четвертой Расы, язык совершенствуется и знание увеличивается. У этой срединной точки Четвертого Круга (как и в Четвертой или Коренной Расе Атлантов) человечество проходит точку оси малого манвантарного цикла... мир насыщен результатами рассудочной деятельности и уменьшением духовности...».
...Говорить о «физическом человеке», в то же время, ограничивая и относя это утверждение к ранним Кругам, означало бы возвращение к чудоподобным и внезапным «одеждам из кожи» ...Первая «Природа», первое «тело», первый «ум» на первом плане познавания, на первом Глобусе, в первом Круге, вот что подразумевалось».(1,т.1,с.244-246)
В данной главе мы коснемся еще одного аспекта творения человека, связанного с тем, что принято считать «Падением». При всем том, что этот момент в оккультной литературе чаще всего связывается с тайной, обратимся к «Тайной Доктрине»:
«Комментарии говорят: «Пресвятые Юноши (Боги) отказались размножаться и создавать виды по своему подобию, отвечающие их роду. «Эти Формы (Рупа) недостойны нас. Они должны развиться». Они отказываются войти в Чайа (тени или облики) низших... Это было падение Духа в зарождение, но не падение смертного Человека».(1,т.1,с.249)
Если до этого этапа весь процесс эволюции протекал по Воле Создателей, то с этого этапа эволюция развития человека приняла иной характер.
Ранее, в разделе «Иерархия», мы говорили, что всего существует 12 классов Создателей, из которых четыре достигли «Освобождения», пятый готов достичь его, но, все еще остается деятельным на умственных планах, тогда как семь классов еще находятся под непосредственным Кармическим Законом. Эти последние семь классов, в свою очередь разделяются на: три класса бестелесных и четыре, обладающих телами. Три класса из бестелесных, согласно Закону Кармы были предопределены для последующего воплощения на Земле и создать мыслящих существ. Некоторые из них отказались воплотиться, ибо не имели астрального тела, некоторые пожертвовали собой ради спасения Монад, ожидавших своих воплощений.
Как известно, каждый класс Создателей наделяет человека определенными свойствами или характеристиками. Но только соединение Высших и Низших Планов в человеке позволяет ему пройти весь его путь эволюции. Один из классов дает человеку его внешнюю форму, в то время как другие формируют его высшие Планы. Но этот созданный человек не являлся полным подобием их, т.к. он не был совершенным и должен был стать таковым только в ходе собственных усилий по продвижению по пути эволюции.
«Как сказано в тексте Комментария XIV:
«Изначала Бытия подобное рождает подобное и ничего другого, и эволюция, с ее ограниченными и условными законами, наступает позднее. Само-Сущее именуется «Творениями», ибо они появляются в Луче-Духа, проявленном через мощь, свойственную его нерожденной Природе, которая вне Времени и (ограниченного или условного) Пространства. Произведенные земные, одушевленные и неодушевленные, включая и человечество, ошибочно названы творением и тварями; они суть развитие (эволюция) Разъединенных Элементов»
«...Небесный Рупа (Дхиан-Коган) создает (человека) по образу своему: это есть духовная идеация, следствие первой дифференциации и пробуждения мировой (проявленной) Субстанции; эта форма есть идеальное Само-Отображение; и это есть Человек Первой Расы».
Чтобы выразить это еще яснее, ограничивая объяснение лишь нашею Землею, обязанностью первых «дифференцированных» Ego - церковь называет их Архангелами - было, сообщить Первичной Материи эволюционный импульс и направить ее творческие силы к образованию ее произведений. На это именно и намекают изречения, как восточной, так и западной традиции - «Ангелам было указано творить». После того, как Земля была подготовлена более низкими и материальными Силами, и ее три царства были достаточно продвинуты по пути «плодородия и размножения», высшие Силы, Архангелы или Дхиани вынуждены были законом эволюции спуститься на землю, чтобы построить венец ее эволюции - Человека. Таким образом, «Само-рожденные» и «Само-сущие» выявили свои бледные Отображения; но третья Группа, «Огненные Ангелы», восстали и отказались присоединиться к своим товарищам Дэвам.
...По Эзотерическому толкованию, это было самопожертвованием во благо человечества. «Восставшие» не хотели создавать безвольных, безответственных людей, как сделали это «послушные» Ангелы; также не  могли они одарить человеческие существа, даже хотя бы временными, отображениями своих личных свойств, ибо последние, принадлежа к другому и гораздо более высокому плану сознания, оставили бы человека, все же, безответственным, следовательно, это помешало бы всякой возможности высшего продвижения. Никакая духовная и психическая эволюция не возможно на Земле - на самом низком и материальном плане - для того, кто, во всяком случае, на этом плане, в сущности своей совершенен и не может накоплять ни заслуг, ни пороков. Если бы человек оставался бледным отображением инертного, неизменного и недвижного Совершенства, единым отрицательным и пассивным атрибутом истинного Я есмь то, что Я есмь, он был бы осужден пройти жизнь на Земле, как бы погруженным в тяжелый, лишенный сновидений сон; следовательно, это было бы неудачною попыткой на этом плане.
Естественно рассматривать Сатану, Змия в Книге Бытия, как истинного создателя и благодетеля, Отца Духовного Человечества. Ибо это Он, кто был «Предтечею Света», блистающим лучезарным Люцифером, кто открыл глаза автомату, «созданному» Иеговою, как это утверждается. И это он, кто первый шепнул - «в тот день, когда вы вкусите их, вы будете подобно Элохиму, познающими добро и зло», может рассматриваться лишь в свете Спасителя.
...Отсюда аллегория о Прометее, похитившем Божественный Огонь, чтобы дать людям возможность сознательно следовать по пути Духовной Эволюции, преобразив, таким образом самых сознательных животных на Земле в потенциального Бога, дав - ему свободу «силою захватить царство Небесное». Отсюда же и проклятие Прометея Зевсом, так же как и проклятие Иеговою-Ильда-Баофом своего «восставшего сына», Сатаны.
...«Сатана (или Люцифер) представляет собою Активное начало или, как Байссак называет это, «Центробежною» Энергию Вселенной (в космическом смысле). Он есть Свет, Огонь, Жизнь, Борьба, Усилие, Мысль, Сознание, Прогресс, Цивилизация, Свобода, Независимость. В то же время он - Боль, что является реакцией Радости Действию и Смерть - что есть Революция Жизни - Сатана, горящий в своем собственном Аду, созданном яростью его собственного momentum - распространяющаяся дезинтеграция Туманности, которая должна сконденсироваться в Новые Миры. И снова и снова терпит он соответственно поражение от Верной Инерции, Пассивной Энергии Космоса - неумолимого «Я есмь» - Кремень, из которого высекают искры.»
Сокровенное Учение говорит, что Дэвы-Огня, Рудры и Кумары, Девственные Ангелы (к которым принадлежат Архангелы Михаил и Гавриил), Божественные «Повстанцы» - именуемые всеми евреями материалистами и позитивистами, как «Нахаш» или «Лишенные» - предпочли проклятие воплощения и долгие циклы земного существования и перевоплощения, нежели видеть бедствие, хотя бы даже бессознательное, существ, которые были явлены, как отражения из своих Братьев посредством полупассивной энергии своих слишком духовных Создателей. Если «человек должен воспользоваться своей жизнью так, чтобы не уподобиться животному, не одухотворить, но очеловечить свое , то для этого он должен родиться человеком, а не ангелом. Потому предание указует, что небесные Иоги добровольно пожертвовали собою, чтобы искупить Человечество, которое было сотворено вначале по подобию Божьему и совершенным, одарив его человеческими привязанностями и устремлениями. Чтобы выполнить это, они должны были отказаться от свойственного им состояния и опуститься на нашу Сферу и утвердить на ней свое пребывание на весь цикл Махаюги, сменив таким образом, свои безличные Индивидуальности на индивидуальный Личности - блаженство надзвездного существования на проклятие земной жизни. Эта добровольная жертва Огненных Ангелов, естество которых было Знание и Любовь, была искажена экзотерическими теологиями в утверждение, показывающее, что «Восставшие Ангелы» были низвергнуты во «Тьму Ада» - нашу землю».(1,т.2,с.302-308)
Вышесказанное позволяет понять совершенно иной смысл так называемого «Падения» и значение «падших» или «восставших» Ангелов. Отсюда же видно, насколько христианство неправильно трактует этот момент в своем учении, а также понятно, почему Е.П. Блаватская и ее работы постоянно подвергаются нападкам со стороны современных богословов.
«Именно Четыре Степени или Класса Дхиан-Коганов из Семи, гласит Комментарий, «явились Прародителями Скрытого Человека» - то есть, тонкого Внутреннего Человека.
«...Сыны Махата есть те, кто ускоряют развитие человеческого Растения. Они есть Воды, падающие на бесплодную почву латентной жизни, и Искра, оживляющая человеческое Животное. Они Владыки Духовной Жизни Вечности ...В начале (Второй Расы) некоторые (из Владык) только вдохнули свое естество в Манушия (людей), другие же избрали человека своим обиталищем.»
Это показывает, что не все люди стали воплощениями «Божественных Восставших», но лишь некоторые среди них. У остальных их Пятый Принцип был просто ускорен в своем развитии,  посредством искры, брошенной в него, что и объясняет великую разницу среди умственных способностей людей и рас. ...Именно, благодаря этому восстанию разумной жизни против мертвенной бездеятельности чистого духа, мы и являемся тем, что мы есть - самосознательными, мыслящими людьми, одаренными способностями и свойствами Богов, как на благо, так и на зло. Следовательно, Восставшие являются нашими Спасителями. Пусть философы хорошенько задумаются над этим, и не одна тайна раскроется перед ними. Лишь силою притяжения контрастов могут два противоположения - Дух и Материя - быть скреплены между собою на Земле и, будучи расправлены в огне самосознательного испытания и страдания, стать слитыми в Вечности. Это откроет смысл до сих пор непонятных аллегорий, безрассудно называемых «баснями».(1,т.2,с.130-131)
Как оценить «Падение Ангелов», если рассматривать это с нашей точки зрения как отступление от Воли Создателя? Несомненно, это будет определено как нарушение Законов Природы, а следовательно и нарушение хода эволюции. Тем более, что в связи с этим «падением» упоминается столь привычный для большинства христиан Сатана, как олицетворение сил Зла.
Но наша точка зрения обусловлена лишь нашим пониманием этого явления. Для того, чтобы оценить ее с точки зрения Космической целесообразности или необходимости, необходимо обладать соответствующим уровнем знаний. То, что с наших позиций есть нарушение, есть Зло, с позиций Космических может быть оценено совершенно иначе, и об этом мы еще будем говорить в соответствующей главе. И не случайно в приведенных цитатах неоднократно упоминается о тайне этого «Падения».
Если рассматривать это «падение» с позиции всего вышеприведенного процесса эволюции Вселенной, во главе которого проявлен Единый Вселенский Закон, то отрицательная характеристика неизбежна..
Если же мы сможем увидеть, что данный этап эволюции связан с существованием разумных существ, обладающих волей, устремленных к творчеству, то именно наличие волевого момента, то есть возможность выбора варианта поведения, позволяет взглянуть на это явление иначе. Допустив, что Космос и Вселенная развивается в строгом соответствии с постоянно действующим Законом, изменить который или избрать иной вариант поведения с хотя бы некоторым отступлением невозможно, то схема развития Космоса и Вселенной будут представлять собой не спираль, а замкнутый круг.
Так называемое «отступление от Закона» - это не есть его нарушение. Раньше мы уже говорили, что, начиная с первых Космических Принципов и проявляясь далее, эти Принципы и Законы на более низких Планах проявляются по-разному: чем ниже, тем многообразнее. Если на первом этапе проявления Закона действие может быть только однозначным, то на более низким вариантов проявления этого же закона может быть уже несколько.
Этап «падения» являет собой именно тот момент, когда потенция всех ранее проявленных Законов допускает (делает возможным) так называемое «отступление от Закона», фактически же являющееся иной формой его проявления. Если раньше эта возможность была потенциальной, скрытой, то сейчас она способна проявиться через реализацию возможности, то есть возможность проявления кинетической энергии этого уровня.
Примером такого «отступления» может служить этап между Седьмым Космическим и Первым Вселенским Принципами, когда схематичное направление проявлений меняется на противоположное. Тогда мы говорили о Космическом Магните, как основе всего последующего Творчества. Здесь же мы можем говорить о таком же поворотном момента.
«Силы и чистые Сущности, которым было «велено творить», относятся к тайне. Это не только одна из самых скрытый тайн Природы - тайна зарождения, над решением которой эмбриологи тщательно ломали свои головы - но также божественная функция, которая породила великую религиозную или, скорее, догматическую тайну, так называемое «Падение Ангелов». Когда смысл аллегории объяснен, ясно, что Сатана и его восставшее воинство отказались создать физического человека, лишь чтобы стать непосредственными спасителями и создателями Божественного Человека. ...Вместо того, чтобы оставаться просто слепым, орудующим посредником, устремленным и руководимым Неисповедимым Законом, «восставший» Ангел предъявил и утвердил свое право независимого суждения и воли, свое право свободного действия и ответственности, ибо Человек и Ангел одинаково подлежат Кармическому Закону».(1,т.1,с.250)
Подобно тому, как, полагаясь не безусловность и верховенства Закона, человек мог бы быть пассивным существом, лишенным способности что-либо изменить в своей жизни (зачем, если Закон нарушить нельзя, если все предопределено?), тем самым, исключая любую возможность эволюции, так и во Вселенной, полагаясь только на первичность и безусловность Закона, любое действие могло бы носить чисто автоматический характер, исключая какое-либо творчество.

                Список использованной литературы

1. Е.П. Блаватская, Тайная Доктрина, т.1-3.
2. Е.П. Блаватская, Разоблаченная Изида,т.1-4, М, 1992г,
3. Е.П. Блаватская, Теософский словарь.
4. Е.П. Блаватская, Комментарии к «Тайной Доктрине», 1999 г.М., Новый Центр,
5. Е.П. Блаватская, Ключ к теософии, М, изд. «Сфера» Российского Теософского
     Общества, 1993 г.
6. Дж. Р.С. Мид Трижды Величайший Гермес. Москва, изд. «Алетейа», 2000 г.
7. Письма Махатм, Самара, 1993 г.
8. Платон, Государство, М, изд. Мысль, 1999 г.
9. Платон, Законы, М, изд. Мысль, 1999 г.
10. Платон, Парменид, М, изд. Мысль, 1999 г.
11. Платон, Тимей, М, изд. Мысль, 1999 г.
12. Платон, Филеб, М, изд. Мысль, 1999 г.
13. Платон, Федон, М, изд. Мысль, 1999 г.
14. Платон, Федр, М, изд. Мысль, 1999 г.
15. Платон, Пир, М, изд. Мысль, 1999 г.
16. Книги Агни-Йоги (Живой этики), Община, Новосибирск, 1990г.
17.    -    "    - ,           Агни-Йога,           -     "     - .
18.    -   "     - ,           Беспредельность, -    "    -.
19.    -    "    -,            Иерархия,              -    "    -.
20.    -    "    -,            Сердце,                -    "    -.
21.    -    "    -,            Мир Огненный,    -    "    -.
22.    -    "    -,            Аум,                -    "    -.
23.    -    "    -,            Братство,                -    "    -.
24.  Е И. Рерих,  Напутствие вождю. «Свет» Новосибирск, 1997г.
25.  Махабхарата, Мокшадхарма и Нараяния, Ашхабад, изд. Ылым, 1983г.
26.  Апокрифы древних христиан, М., Мысль, 1989 г.
27.  АУМ, № 1-3, 1990 г.,
28.  В.Ф. Асмус, Античная философия, М., Высшая  школа,1976г 17. Кант И., Соч. в 6
      т ом., М, 1963-1966, т.4.
29.  Л. Фейербах, Избр. Философские произведения,т.1.
30.  К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т. 42.
31.  Ф. Энгельс, Анти-Дюринг,
32. В.И. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм, М., Политиздат, 1989 г.
33.  Ленин В.И., ПСС, т. 33. «Государство и революция»
34. И.М. Сеченов, Избранные философские и психологические произведения, М, 1947 г.
35. Вернадский В.И., Философские мысли натуралиста, М, 1988г.
36. В.А. Ацюковский, Введение в эфиродинамику, (реферат), М, 1980 г.
37. П. Девис, Суперсила, М., Мир, 1989 г
38. М.И. Клецов, Раскрытие тайн мироустройства, М., 1995г
39. Философский энциклопедический словарь, М, изд. Инфра-М, 1999 г.
40. Большой энциклопедический словарь, Физика, М, Научное изд. «Большая Российская  энциклопедия, 1999 г.
41. Советский энциклопедический словарь, М, изд. «Советская энциклопедия», 1980 г.
42. Знания за пределами науки, М., изд. Республика, 1996 г.
43. Хозе Аргуэльес, Фактор майя, Внетехнологический Путь, Изд. «София», Киев, 1996 г.
44.  И. Кант, Соч. в 6 т., М, 1963-1966 г., т.4.
45.  Н Хоровиц, Поиск жизни в Солнечной системе, М, Мир, 1988,

_____________
* Вторая часть – размещена  в Проза.ру 29 сентября 2013 г.
   Владислав Стадольник http://www.proza.ru/avtor/vladislav4