Квартальный Отчёт Лето Обзор Леонида Пивоварова

Светская Хроника
Здравствуйте все!

По своей давней традиции преамбулу пишу в самом конце,  но помещаю в начале. Что-то сродни оглавлению книги, сборника или повести, оглавления, которое тоже по сути своей является итоговым документом.

Хочу выразить всем авторам стихотворений финала свою искреннюю благодарность. Стихи – один лучше другого!
Многим знакома моя придирчивость и вредный характер – я могу ставить самые низкие оценки, и совесть меня мучить не будет. А в этой подборке нет посредственных стихов, каждый имеет несомненные достоинства. Тем интереснее была моя задача – из хороших выбрать лучшие, а из лучших – отличные.
Как всегда, напоминаю, что мои оценки весьма субъективны, такова их природа, но другого не дано... Готов выслушивать любые контраргументы и доказывать свою правоту или же признавать свои ошибки. Я такой же автор,  как и любой из вас, просто на этот раз мне выделили место в сторонке, откуда лучше  видно и хорошее, и плохое. Вот и пользуюсь удобным местечком!
Заметил за собой интересную особенность – в этом обзоре я более подробно  останавливался на стихах, которые, по моему самонадеянному мнению, можно подправить (улучшить), прислушавшись к моим замечаниям. Так что горечь от моих придирок имеет и положительную сторону – если я тщательно ищу блошек, то это означает, что стихотворение мне понравилось. Вот такая у меня метода подслащения пилюль! Другой не держим-с!


* * * * * * * * * * * *

#1. ТАТЬЯНА ШКОДИНА 2 «Свет лампы в твоем окне...»

Все мои претензии относятся к  маленькому фрагменту. Как по мне – выбросить бы этот кусочек, и стихотворение заиграло бы намного ярче, ничуть не потеряв в цельности. Впрочем, дело вкуса...

Вот этот "аппендикс", рекомендованный мною к резекции:

Неслись по дорогам стада машин –
Ведь скорость всегда в цене.
Но был для меня маячок один –
Свет лампы в твоем окне.

1. Связь (если быть точным  – противоречие) между суетливостью жизни (на дорогах) и опорой и надеждой ЛГ (в окне)  весьма сомнительна, во всяком случае, на вполне однозначный противительный союз "но" не тянет.

2. "Ведь" у меня и, уверен, у многих читателей в сознании укоренилось в виде стихотворной заплатки у начинающих стихослагателей. Да и в данном случае слово "ведь "вводит нас в совершенно ПОСТОРОННИЕ рассуждения – мол, почему машины несутся, а не ползут... Но, по большому счёту, так ли это важно для ЛГ?

3. В "амфибрахиевом" начале четвёртой строки катрена слово "свет" со своим спондеем торчит как прыщ на носу (простите за неаппетитность сравнения). И всё равно ему недостаёт ударения. Сравните, например этот слово с незатейливыми и тихими предлогами на этих же местах в других катренах – там все они вполне довольны своими безударными местами, выполняют положенные им функции и не выпендриваются...
Повторяю, я рассматриваю предложенный текст как полноправные стихи, а не как песенный текст. В песне вытягивает мелодия, а тут тексту и его автору приходится сражаться в одиночку с вредными арбитрами.

А в целом стихотворение мне понравилось.

Оценка – девять.
 
#2. ОЛЬГА ХВОРОСТ «Катя»

Несмотря на сногсшибательные попытки, так и не нашёл к чему придраться. Не буду же я, ярый противник официоза и злейший враг пафосности, всерьёз рассуждать о том, что тема мелковата, что поэзия обязана нас учить доброму и вечному... Да никто никому ничем не обязан, тем более – такое абстрактное понятие как поэзия!
Кто считает иначе – бегом в суд и предъявляйте иски к поэзии хоть до посинения. А я тем временем вдоволь понаслаждаюсь мастерски выписанной самой что ни на есть обычной бытовой картинкой. 

Оценка – десять.

#3. ЕВГЕНИЯ ШАРОВА  "Детство"

Уже третье стихотворение, и всё нравится. Но не могу пройти мимо некоторых зазубринок.
 
1. Стихотворение яркое, живое. Интересные детали и нюансы... Тем обиднее выглядит супербанальнейший финал. Неужели нельзя обойтись вовсе без душ? А почему именно на окраине души, почему не в центре или на поверхности? И вообще, как автор представляет себе душу – в виде плоской фигуры типа круга? А если я представляю эту душу шарообразной формы, то где мне искать эту пресловутую окраину?
Конечно, автор может возразить, что это метафора. Но если это метафора и детство затрагивает душу лишь чуть-чуть, то зачем описывать его так тщательно?..

2. "Туда" и "обратный билет" как-то не вяжутся. "Оттуда" – ещё куда ни шло... Опять метафора и опять не слишком удачная.

3. Заметны ритмические огрехи. Известно, что в пятистопных размерах самые сильные ударения приходятся на третью стопу. А у нас:

Самое яркое И бесшабашное лето...
Словно в минувшее прИоткрывается дверь...

4. И совсем уж добивает рифма "карте-плацкарте".

Оценка – семь.

#4. МАРГАРИТА ШУШКОВА  «Горячий чай»

Яркое, эмоциональное стихотворение. Волей-неволей проникаешься настроением ЛГ. К нему бы ещё такое же яркое исполнение!.. Увы, маленькие огрехи в большом количестве многое сводят на нет.
Я очень уважаю автора, но вынужден остановиться на технических погрешностях, коих здесь многовато. 

1. Для написания стихов, не разбитых на  равные или почти равные строки, пока не придумано названия. Кто-то называет "формат А4", кто-то – стихотворения в строку, кто-то ещё как-то...
По сути – это небольшой рассказ, в котором в качестве бонуса присутствует ритм  и рифмы. Зато нет строгой необходимости совмещать логические фрагменты со структурными единицами традиционной поэзии – строками и строфами. Другими словами, переносы между строками и строфами (франц. – enjambement) вполне допустимы и лишь оживляют речь. Здесь можно не уловить рифму, спрятанную в хитроумных ритмических сплетениях слов и фраз, но восприятие от этого не ухудшится – дареному коню в зубы не смотрят. Наконец-то появилась возможность избавиться от рудимента классической поэзии – написания каждой новой строки с заглавной буквы, хотя многие поэты делали это и раньше. Знаки препинания начинают игра достойную роль, ибо отдельные предложения и фразы не скованы навязчивой песенностью, и можно фразировать совершенно свободно...

У этой категории стихов есть свои закономерности и ограничения. Перечислять все их не буду, но одна из главнейших – отсутствие технических, т.е. не обусловленным сознательным акцентированием отдельного слова, инверсий. Инверсии, которые в обычных стихах придавали тексту элементы "куртуазного маньеризма", здесь выглядят моветоном (в крайнем случае – ёрничеством). Собственно, как и в обычной прозаической речи, где не скажешь "я тёплую принес тебе рубашку" или ещё что-нибудь подобное в духе Васисуалия Лоханкина...

Так вот, в стихе «Горячий чай», инверсии сплошь и рядом. На  мой взгляд, выглядят они неуместными красивостями, а употреблены исключительно для удобства рифмования.
Форма союза "иль" предельно архаична и никак не вяжется с образом ЛГ и с самим стилем стихотворения.
И ещё... Последние слова: "что в них живёт с шестнадцатого мая". Всё бы хорошо, но под "НИМИ" подразумеваются ГЛАЗА, о которых упомянуто ЗАДОЛГО до этого места и которые отделены от соответствующего им местоимения многоточием,  абзацем и тремя существительными. Не многовато ли для читателя со среднестатистической памятью?..   

Оценка – восемь.
   
#5. ЯЛЕНКА  "Посвящение... Страсти"

Не могу понять, то ли само стихотворение перетянуто, то ли исступлённость откровений зашкаливает и автор чуточку переигрывает, подобно начинающему актёру, боящемуся показаться бледным и маловыразительным. Я, конечно, не Станиславский, но и мне что-то в такой взрыв эмоций верится с трудом.
По технике лишь два замечания.
1. Слишком ровное структурирование (исключая, конечно, второй абзац). Уложено ровно,  как сосиски в заводской упаковке: все фразы укладываются ровно в одну строку-предложение, и даже формат А4 не спасает... Да он здесь (кроме второго абзаца) просто не нужен, имхо. Мне кажется, небольшая аритмия не помешала бы, наоборот – оживила б...
2. Заглавная буква для персонажа с именем "страсть", имхо, слишком манерна и потому неуместна.

А всё остальное понравилось, даже очень!

Оценка – девять.

#6. СВЕТЛАНА МОИСЕЕВА 5 «Лету вышел срок»

Всё хорошо, всё гладенько. Даже слишком гладко, многочисленные грамматические рифмы (шмель-постель, щеке-реке, корзинки-слезинки и т.д.) выглядят как-то по-ученически. Но оригинальности не хватает не только в рифмах, ею обделены и сюжет, и образность. Словом, стихотворение из тех, что легко  читаются, но забываются в первую очередь.
 
Оценка – восемь.

#7. ВИКТОР ВОСКРЕСЕНСКИЙ «Пока гром не грянет...»

Хочется  снять шляпу и поклониться автору! Жаль, что я не пишу учебники  и не имею отношения к чиновникам от просвещения, а то бы настаивал на включении этого стиха в хрестоматии. Какой ни возьми аспект – везде всё сделано мастерски!   

Оценка – десять.

#8.  ВЕРА ДА ЮРА «Размышленья за варкой варенья»

Мягкое, деликатное, интеллигентное стихотворение. Без особых страстей, без надрыва, и в этом его прелесть. Точные детали, остроумные наблюдения и сравнения... А финал просто замечательный!

Оценка – десять.

#9. ЭМИЛИ ШАНТЭ "Запах детства"

Хорошее, милое и уютное стихотворение. Особенно мне понравились авторские находки – "Миру тысячи лет – мне всего двенадцатый", "...зелёнка цветёт на коленках содранных", "...детство зовёт глупо-растревоженно".
Но не могу обойти небольшие шероховатости в технике исполнения.

Выбранный автором ритмический рисунок очень хорош, так и хочется запеть. Но войти в этот ритм с первых двух строк практически невозможно – эти строки насыщены короткими и малоколоритными словами (самые безликие из них – "тоже", "свой", "опять"), и в дальнейшем, осознав структуру строк, приходится возвращаться, чтобы прочесть в ритме всё целиком. Во всяком случае, у меня это происходило именно так.
Многовато союзов и вообще служебных слов. "Тот", вроде бы, не заплатка в чистом виде, но, имхо, "Я рецепт до сих пор свято берегу" смотрелось и осмысливалось бы намного лучше. Потому как незачем фокусировать внимание на рецепте, главное – воспоминания ЛГ, и местоимение здесь вполне уместно.

Я отнюдь не настаиваю на беспрекословной истинности своих замечаний. Но они возникли, и я должен в силу возложенных на меня обязанностей их озвучить.

Оценка – девять.

#10. ПОЛОНИНА ИРИНА  "Сенокос"

Очень  колоритное и цельное произведение. Каждое слово играет, каждая деталь привносит что-то своё, и в целом картинка – просто изумительная.
Озвучу два своих крохотных замечания – а вдруг автор сочтёт их дельными и примет к сведению?..
1. Строка "где так беззаботно бы жить – не тужить" тяжело читается, приходится БуБнить на букве "Б" и выговаривать неологизм "быжить".
2. Имхо, имеет смысл каким-то образом отделить последние четыре строки многоточием (-ями), ибо "хочется упасть (МНОГО ЧЕГО), где..." своим колоритным "МНОГО ЧЕГО" разрывает цельность повествования. А при многоточиях эти четыре строки будут трактоваться читателем не как придаточное предложение, а как своеобразный рефрен и зеркальное отображение нестандартного начала стихотворения. 

Оценка – десять.

#11.  ЛЕДИ ДОЖДИК «Дом заброшен...»

Стихотворение получилось сдержанным, в приглушённых тонах, как и положено в случаях, когда автор задался целью вызвать у читателя ощущение щемящей грусти и сожаления. Может быть, даже слишком сдержанным... Однако авторский замысел – святое, и самодовольное судейское "а я бы написал иначе" тут не катит...

Мои замечания будут технического плана.

Дом пустует всего несколько лет. А не два века... Так откуда взялось суперархаичное "в ожиданье"? Я никогда не признАю вольного обращения с краткими  и полными формами суффиксов и окончаний. Или стилизация, или извольте следовать принятой в настоящее время форме слов!
Тут развернулась дискуссия по поводу двоеточия после "позаброшен". На мой  взгляд, оно здесь  неуместно.  Я бы поставил тире, хотя осознаю, что "тирями" частенько злоупотребляю. В этом же катрене есть ещё один, более серьёзный, "косяк" – многоточие перед союзом "но". Зачем разрывать многоточием тезис (если угодно –  посылку) и его (её) опровержение (можно сказать – антипод), мне абсолютно непонятно.

Впрочем, при перечитывании вырисовалось одно замечание чисто концептуального плана. Кто у нас рассказчик? Кому принадлежат единственные более-менее эмоциональные слова "Было счастье!"? Дому, печке, стороннему наблюдателю, бывшему обитателю (или обитательнице) дома или ещё кому-то? Стихотворение не даёт ответа на этот вопрос, и это лишь придаёт аморфности читательскому восприятию.

Оценка – семь.

#12. АРИНА БАСТРАКОВА "Твоя... с тобой"

Красиво, ничего не скажешь... Но вот вопрос – а вспомнится ли что-то из стихотворения  через два-три дня? Не уверен...
Хотя плавление февраля от горячих слов я запомню надолго. И не потому, что это такой уж великий троп. Просто осталась в голове нерешённая задача – почему не март или август, а именно февраль? Может, это дань Борису Пастернаку. Может, февраль для автора – особый месяц, а мы должны радоваться за автора, так сказать, в тёмную, не вникая в подробности. А может, просто название месяца хорошо рифмуется с печалью, да и загадочности наряду с глубокомыслием придаёт. И таких "загадочных" мест здесь не одно и не два...
Поворчал и хватит!.. Стихотворение и впрямь неплохое, а свою нелюбовь к красивостям я постараюсь спрятать подальше.    

Оценка – восемь.

#13. ЛАРИСА СЕМИКОЛЕНОВА "Ходики"

Приятное стихотворение, можно сказать – уютное. И очень трогательное. Но есть несколько замечаний.
1. "Маятник-маялся" – по современным критериям однокоренные рифмы, мягко говоря,  не приветствуются. Если точнее – считаются техническим браком.
2. "В такт самовар пыхтел и маялся" – крайне неудачная фраза в смысле ритма (акцентов  и ударений).
3. Мне кажется, после "всё реже" напрашивается запятая. Хотя не уверен на все 100%...

Оценка – восемь.

#14. BOR-G  «Уход»

Игра словами завораживает. Ритм можно считать безукоризненным. И хотя есть места, где авторский  замысел оказался мною до конца не понятым, сюжет стихотворения и его воплощение заслужили у меня самую высокую оценку.   

Оценка – десять.

#15. КСЕНИЯ ГРИГОРОВИЧ «Сны о Карелии»

Очень жаль, что прекрасную пейзажную картинку портят технические недочёты. Тем более обидно, что я прекрасно знаю и высоко ценю потенциал автора. Но чтобы не быть голословным...

1. "Ожерелия"... Зато почти рядом – "названье"!
Я уже писал (в комментариях к № 11) о том, что нельзя механически превращать краткие формы слов в полные и наоборот, если это только не стилизация или стёб... Жаль, что этика не позволяет привести ссылку на мою же пародию, где я подобные метаморфозы, совершённые автором на полном серьёзе, довёл до абсурда.

2. Я сорву ромашковое кружево
   И веночек свой заветный сделаю...

Какую роль здесь играет слово "свой"? На мой взгляд – заплатка в чистейшем виде!

3. В четвёртом катрене неясно, к кому относится эпитеты "одиноки, странно-неприветливы". То ли к берёзам, то ли к соснам. А небрежная и нелогичная расстановка знаков препинания лишь запутывает ситуацию. Кстати, и в третьем катрене со знаками препинания (или с построением предложения) тоже не всё в порядке.

4. "Храм раскинул паруса над КИжами"... Очень неблагозвучный пиррихий, усугубленный безальтернансными на протяжении всего стиха дактилическими рифмами.

Оценка – восемь.
 
* * * * * * * *