Кубинский транспорт

Майк Виноков
Давно хочу написать про кубинские автомобили, потому что я очень люблю машины в принципе, а в кубинские влюбился с первого взгляда. Но только про автомобили написать не получится — разнообразие транспортных средств и их экзотичность на Кубе удивит любого. Здесь как в разные исторические времена — есть средства передвижения на любой вкус. Нет, пожалуй, только украшенных золотой резьбой карет с огромными колесами на рессорах. А может быть, и есть — просто я еще не встречал...
Итак, кубинский автопарк весьма своеобразен. Думаю, каждый из вас видел американские авто-раритеты из 50-х годов хотя бы на фотографиях. Многие эти машины из прошлого в очень хорошем состоянии и стоят на Кубе огромных денег. Но кроме них много всяких двух-, трех-, четырех- и просто многоколесных средств передвижения.
Своего автопрома на Кубе нет, извне новые автобусы и машины закупаются только для туристической сферы, ну и, разумеется, для правительства и государственных структур. Остальным же приходится своими силами модернизировать, преобразовывать, переделывать и поддерживать на ходу то, что есть на Острове Свободы. А на Острове много всего осталось с дореволюционных времен и после дружбы с СССР. Начнем, пожалуй, с экологического транспорта.
Велосипед двухколесный. По сравнению с другими странами, где вечное лето, на Кубе «велик» распространен не очень. На потрепанных кубинских велосипедах обычно что-то возят: грузы и пассажиры могут ехать и спереди, и сзади, и посередине; и сидя, и стоя на багажнике — в любом случае велосипедист медленно нажимает на педали — едем. Или, шагая с двухколесным другом по тротуару, возят кучу мешков, переброшенных через раму. Помню, в Советском Союзе по осени с дач и огородов так возили картошку. На Кубе народная инженерная мысль пошла дальше: когда нужна устойчивость и багажник побольше, прибавляют третье колесо сзади, прилаживают короб, корзину или просто какой-нибудь щит. Вози, что хочешь, если сможешь.
Обычные двухколесные велосипеды есть и для туристов. Можно взять «велик» в аренду практически у любого отеля — недорого (примерно доллар в час) и экологично. А также можно арендовать велосипед и у кубинца, и будет очень-очень недорого (примерно доллар в день). Встречаются на Кубе велотуристы, которые прилетают со своим «байком» и колесят по  равнинным дорогам Острова. На Кубе они как-то стремительно смотрятся в своих обтягивающих костюмах и аэродинамических шлемах, даже «амигосы» за ними не бегают.
Велорикша. Их гораздо больше обычных велосипедов, мне кажется, что каждый велосипед на Кубе постепенно превращается в велорикшу, как в России «каждая иномарка неизменно превращается в Опель». В простонародье велорикшу называют «биситакси». Трехколесная повозка на базе «велика»: водитель крутит педали и везет обычно двух довольных пассажиров. Иногда больше.
Есть разные велорикши, одни с деревянной лавочкой и потрепанным брезентом над головой, другие — VIP: мягкие сиденья, подлокотники, дорогая музыка от аккумуляторов. Это очень распространенный вид транспорта и способ зарабатывания денег на Кубе: «биситакси» есть почти в каждом городе. Причем кубинцы тоже часто пользуются и платят чуть меньше иностранцев, которым сначала ломят цену втрое выше... Торгуйся и поедешь почти за кубинскую таксу.
Лошадиная повозка — «коча». Одна лошадь, один кучер, четыре колеса и простенькая повозка с хлипкой крышей и с двумя продольными рядами сидений, на которых поместится с десяток человек. «Кочи» часто встречаются в провинциальных городах и курсируют либо как рейсовые автобусы, либо по желанию пассажиров. СтОит поездка на «коче» примерно также, как на «биситакси». У лошади обязательно сзади висит брезентовый мешок, чтобы улицы оставались чистыми. А хозяева «коч», на мой взгляд, достаточно жестоки к своей одной лошадиной силе. Выжимают из нее все соки: больно смотреть, как кучер охаживает кнутом кормилицу, когда надо в горку, когда в повозке полно народу или когда на зеленый сигнал светофора надо проскочить... Это, кстати, одно из немногих явлений спешки на Кубе.
Еще в маленьких селах и деревнях можно встретить открытую повозку, которую тянет один или два огромных мула. Обычно это домашнее крестьянское средство передвижения, но и этот транспорт порой превращается в общественный.
А теперь — о средствах передвижения, обладающих двигателем внутреннего сгорания. Конечно же, в первую очередь, это мопеды и мотоциклы. На Кубе нет современных «Харлеев», всевозможных «чопперов» и «спортбайков», которых полно в Европе, да и в России тоже. На Кубе только у полицейских свежие мотоциклы, а кубинцы ездят на советских мопедах типа «Карпаты», мотоциклах «ИЖ», «Юпитер» и «Урал», запчасти для которых на вес золота. Еще есть мотороллеры, но они сдаются в аренду туристам примерно за 20-25 долларов в сутки.
Кстати, из мотороллера сделано мото-такси или «кокотакси». Это желтенький такой овальный «коко» с шашечками. Принцип такой же, как у «биситакси», только водителю педали крутить не надо. «Кокотакси» только в Гаване. В других городах они не востребованы, потому что их с успехом заменяет крутящий педали рабочий класс, поджидающий клиентов в туристических местах и шныряющий по небольшой исторической части города. Повезут и в другой район, но подороже, чем «лошадиные маршруточники».
Далее — транспорт посерьезнее: уже упомянутые легковые автомобили, которые необычны тем, что таких больше нет нигде на планете. Ну, в музеях и частных коллекциях — не в счет. На Кубе достаточно много американских дутых и вместительных машин, год выпуска которых заканчивается на конце пятидесятых. Конечно, советские «легковушки» из семидесятых исправно служат рядовым кубинцам: двадцать первые и двадцать четвертые «волги», старые «москвичи», «жигули» до седьмой модели («восьмерок» уже нет). Как-то хозяин белой «шестерки» уверял, что его «шаха» восемьдесят какого-то года выпуска стоит никак не меньше семи тысяч долл"аров. И он был недалеко от истины — для советских машин кубинский климат очень благоприятен, а ремонтопригодность всегда была высока. Реже попадаются «мерседесы» и «фольксвагены» конца 80-х, начала 90-х годов, попавшие на Кубу каким-то не мыслимым путем. Такие машины могут стоить до пятнадцати тысяч долларов, а то и больше.
Есть еще уникальные легковые машины с тремя рядами сидений — такси «коллективо». Всё просто: заднюю часть от убитой «копейки» приваривают к другому, более свежему «жигулёнку» первой модели, отрезав только багажник — вот вам третий ряд, и вместимость тесной советской «классики» на треть больше. А это даже иногда больше, чем у американских «динозавров». Конечно, надо еще усилить кузов и поколдовать с задним приводом, топливоподачей, тормозами... Но это уже пустяки, главное — вместительность.
Джипы. Они на Кубе достаточно редки, не каждый может себе позволить джип, но внедорожники тоже соответствуют общему автомобильному духу и, конечно же, климату. Открытые и полузакрытые, в основном, старые и обшарпанные, но призванные возить много и недорого. Особенно наши «УАЗы». С виду — ничего особенного — обычный тентованный «козлик», но внутри — это сверхэкономичный аппарат: японский или корейский дизельный двигатель не первой свежести (и где только кубинцы их находят!), самодельная подвеска, салон скромнее, чем в оригинале... Как-то на арендованной иномарке по ночной незнакомой дороге мы пристроились за таким «УАЗиком» — еле успевали, чтобы не потерять маячок.
А теперь, пожалуй, самое интересное. Грузовики. Встречаются в основном наши марки: «ЗиЛ», «МАЗ», «Камаз» (на «кубинском» это звучит как «КамаТрэс» — понимаете?), «КраЗ». Есть и тягачи американского происхождения. Они редки и очень востребованы на Кубе. Причем больше для перевозки людей. Раньше автобусов не хватало, и к тягачам цепляли уникальные пассажирские «вагоны» на колесах. Таким был общественный транспорт в Гаване. Сейчас правительство закупило для перевозки граждан новенькие автобусы, а уникальные прицепы отправили в провинции.
Раньше из советских «ЗИЛов» и «Камазов» делали «камьёны», в их открытых и закрытых кузовах люди до сих пор ездят сидя  и стоя, набившись как сельди в бочке. Это не мешает возить и разные грузы, просто с такими переделками транспорт становится универсальным.
Автобусы. По сути, тягачи с прицепным вагоном — это тоже автобус. А автобусы как таковые тоже есть на Кубе. Для туристов на междугородних маршрутах ходят современные комфортабельные китайские автобусы. Эти услуги предоставляет компания «Виасуль». Но и тут кубинцы удивляют оригинальным использованием даров цивилизации: кондиционер в этих автобусах работает на всю катушку, и водитель ни в какую не хочет делать теплее. Раз есть «кондюк», значит должен работать! Все для вас, дорогие гости! Так что, планируя ездить по Кубе в полупустых «Виасулях», запасайтесь пледом, свитером и теплыми носками
А для кубинцев на «межгороде» курсируют такие же автобусы, списанные «Виасулем», но в двадцать раз дешевле. И кондиционер там не вымораживает. Чудеса! Только называются они «Астро» и ездят всегда заполненные согласно посадочным местам. Иностранцам в такие автобусы могут продать билет, но неохотно — есть же «Виасуль»! И есть ограничение: один или два человека на рейс. Так прямо в расписании и указано. Платить, разумеется, придется в двадцать раз больше, чем платят местные. Останавливается «Астро» в каждой деревне, отчего и едет раза в два медленнее «Виасуля», зато не замерзнешь.
Автобусами можно считать убитые ПАЗики без двигателей, их таскают трактора типа МТЗ-80. Вот здесь роль транспорта выполняет сельскохозяйственная техника. И есть подозрение, что экономичные дизельные моторы из этих «ПАЗов» нашли свою вторую жизнь в чреве частных прожорливых джипов.
Не удивляйтесь, но на Кубе есть еще один уникальный вид наземного транспорта — поезд. Однако это отдельная тема, также, как и кубинские самолеты.
А автомобили — это моя страсть. Это почти как с любимой женщиной — заботишься, царапаешь, пытаешься изменить, изменяешь, страдаешь, даже разговариваешь — словом — любишь. Но на Кубе это не работает, так как найти любимую машину еще можно, но вот  стать ее обладателем, будучи иностранцем, почти нереально. Кубинцам же приходится возиться со своими авто-старушками, которые подчас превращают страсть в обыденную необходимость передвигаться. А передвигаться нужно постоянно, причем иногда еще и внезапно. Но Куба, как бы я того не хотел, вносит свои коррективы. Внезапно получается как раз наоборот — транспорта либо нет, либо он вдруг ломается...
Вообще на Кубе поедет любая машина, если крутятся колеса. Даже если двигатель не заводится, даже если его нет. Я уже не говорю про крышу, двери, капот. Едет всё! И все это знают: если надо в горку — подтолкнем, потому что потом машина сама поедет с этой горы, главное — успеть запрыгнуть.
Вот такое разнообразие на кубинских дорогах, и КАК это всё ездит, я обязательно расскажу в другой раз.