Бхагавад-гита. Глава 13. Природа, наслаждающийся и

Кари Вестова
                БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ
               
             (в переводе Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады)

               

               
              ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ. ПРИРОДА, НАСЛАЖДАЮЩИЙСЯ И СОЗНАНИЕ
              ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~




Тексты 1-2.  Арджуна сказал: "О мой дорогой Кришна, я хочу узнать о пракрити (природе),
о пуруше (наслаждающемся), о поле, о знающем поле, о знании и об объекте знания".
Верховная божественная личность сказал: "Это тело, о сын Кунти, именуется полем; того,
кто знает это поле, называют знающим поле.

Текст 3.  О потомок Бхараты, да будет тебе известно, что Я также Тот, кто знает все тела,
пребывая в них, и что знанием именуется понимание этого тела и знающего его.
Таково Моё мнение.

Текст 4.  Теперь выслушай Моё краткое описание поля деятельности и его природы, узнай,
как оно изменяется, откуда возникает, а также -- кто есть знающий это поле
и каково его влияние.

Текст 5.  Это знание о поле деятельности и знающем деятельность описано многими мудрецами
в различных ведических шастрах. Оно особенно полно представлено в "Веданта-сутре",
с объяснением причин и следствий.

Тексты 6-7. Пять главных элементов: ложное эго, разум, непроявленное, десять чувств и ум,
пять объектов чувств, желание, ненависть, счастье, горе, совокупность, признаки жизни,
убеждения -- считается, что всё это вместе составляет поле деятельности и его взаимодействия.

Тексты 8-12. Скромность, смирение, отказ от насилия, терпимость, простота, обращение
к истинному духовному учителю, чистота, стойкость, самодисциплина,
отказ от объектов чувственного удовлетворения, отсутствие ложного эго, осознание того, что рождение, смерть,
старость и болезни есть зло; отсутствие привязанностей, свобода от затягивающего влияния
детей, жены, дома и прочего, спокойствие перед лицом как приятных, так и неприятных событий;
постоянная и чистая преданность Мне, стремление жить в уединённом месте,
отстранённость от общей массы людей; признание важности самореализации, философский поиск
Абсолютной истины -- всё это Я провозглашаю знанием, а всё, что бы ни существовало
помимо этого, есть невежество.

Текст 13. Теперь Я объясню тебе познаваемое, зная которое ты ощутишь вкус вечного.
Брахман, дух, не имеющий начала и подчинённый Мне, лежит за пределами причин и следствий
этого материального мира.

Текст 14. Везде Её руки и ноги, Её глаза, головы и руки, и уши Она имеет повсюду.
Таким образом Параматма существует, пронизывая Собой всё.

Текст 15. Параматма есть изначальный источник всех чувств, хотя Она сама не имеет чувств.
Она не имеет привязанностей, хотя и поддерживает существование всех живых существ.
Она выходит за пределы гун материальной природы, но в то же время повелевает ими.

Текст 16. Высшая истина существует внутри всех живых существ и вне их, движущихся
и неподвижных. Поскольку Она существует в Своей тонкой, духовной форме, Она находится
вне власти материального видения или познания. Хотя Она очень-очень далеко,
Она также и близко.

Текст 17. Хотя Параматма кажется поделенной между всеми живыми существами, Она неделима.
Она -- одно целое. Она и поддерживает существование каждого живого существа, и также,
следует понимать это, поглощает всё и всему даёт развитие.

Текст 18. Она -- источник света во всех светящихся телах. Она пребывает по ту сторону тьмы материи
и Она непроявленна. Она -- знание, Она -- предмет познания, и Она -- цель познания.
И Она обитает в сердце каждого.

Текст 19. Итак, я вкратце описал поле деятельности (тело), знание и предмет познания.
Только Мои бхакты могут должным образом осознать это и так достичь Моей природы.

Текст 20. Знай же, что материальная природа и живые существа не имеют начала.
Их превращения и все три гуны происходят из материальной природы.

Текст 21. Природа считается причиной всех материальных причин и следствий, тогда как
живое существо есть причина всех разнообразных страданий и радостей в этом мире.

Текст 22.Таким образом живое существо, пребывая в материальной природе, следует дорогами жизни,
наслаждаясь тремя гунами природы. Это происходит из-за его контакта с материей.
Поэтому оно узнаёт радости и страдания, присущие различным формам жизни.

Текст 23. В этом теле есть ещё и другой наслаждающийся, трансцендентальный -- Господь,
Верховный владыка, который наблюдает и дозволяет, и именуется Параматмой.

Текст 24. Тот, кто понимает эту философию, рассматривающую материальную природу,
живое существо и взаимодействие гун природы, непременно достигнет освобождения.
Он более не родится здесь, независимо от того, в каком положении находится теперь.

Текст 25. Одни постигают Параматму внутри себя посредством медитации, другие --
совершенствуя знание, а ещё третьи -- работая без стремления к плодам своей деятельности.

Текст 26. Есть и такие, которые, хотя и несведущи в духовном знании, начинают поклоняться
Всевышнему Господу, услышав о Нём от других. Вследствие своей склонности прислушиваться
к авторитетам, они также выходят за круг рождения и смерти.

Текст 27. О лучший среди Бхарат, знай, что всё, что ни существует, как движущееся,
так и неподвижное, есть лишь соединение поля деятельности и знающего это поле.

Текст 28. Тот, кто видит Параматму, сопутствующую индивидуальной душе в каждом теле,
и кто понимает, что ни душа, ни Параматма не поддаются разрушению в этом бренном теле,
тот обладает истинным видением.

Текст 29. Тот, кто видит Параматму равно присутствующей везде, в каждом живом существе,
держит свой ум под контролем. Так он приближается к трансцендентальной цели.

Текст 30. Кто способен видеть, что всякая деятельность совершается телом, сотворённым
материальной природой, и кто понимает, что истинное "я" бездействует, тот воистину видит.

Текст 31. Когда разумный человек перестаёт видеть различие существ, вызванное различием
между их материальными телами, и он видит, как существа пребывают повсюду,
он достигает понимания Брахмана.

Текст 32. Обладающие видением вечности воспринимают нетленную душу как трансцендентальную,
вечную и неподвластную гунам природы. Несмотря на соприкосновение с материальным телом,
о Арджуна, душа пребывает в бездействии и ничем не связана.

Текст 33. Небо, благодаря своей тонкой природе, не смешивается ни с чем, и всё же
оно всепроникающе. Точно так же душа, обладающая видением Брахмана, не смешивается с телом,
хотя и пребывает в нём.

Текст 34. О сын Бхараты, подобно солнцу, которое одно озаряет всю эту вселенную,
живое существо, одно в теле, освещает всё тело сознанием.

Текст 35. Те, кто видят глазами знания различие между телом и владельцем тела
и могут также понять процесс освобождения из сетей материальной природы,
достигают высшей цели.



 
 

 


"Человек, желающий пересечь ужасный океан материальных страданий, может сделать это очень легко, приняв прибежище на корабле "Бхагавад-гиты".

Тот, кто днём и ночью слушает и читает "Шри Гиту", никогда не должен рассматриваться как простой смертный. Без сомнения, его подлинный облик божественен.

Вне всех сомнений, что изучающий "Шри Гиту" с преданностью, обретает всё благо, которое он мог бы получить от изучения Вед, Пуран и других Писаний.

Тот, кто внимательно слушает и воспевает славу заключений "Шри Гиты", или излагает суть этого учения другим, несомненно, достигнет высшего предназначения.

Несчастья, возникающие от проклятия или чёрной магии, никогда не войдут в дом, где поклоняются "Шри Гите".

Человек, с преданностью изучающий "Шри Гиту", свободен и счастлив. Хотя и совершает деятельность в этом мире, он не запутывается в ней.

Все святые места в этой Вселенной, такие как Праяг, вечно присутствуют там, где присутствует "Шри Гита" -- вечная песнь Бога".

Тот, кто в смертный час помнит половину, четверть, одну главу или хотя бы один стих «Гиты», достигнет высшего назначения.

Излагая или слушая смысл «Гиты» в смертный час, даже последний грешник получает право на освобождение.

Тот, кто в смертный час с преданностью держит в руках «Гиту», отправляется на Вайкунтху, чтобы в божественном экстазе жить там вместе с Верховным Господом Вишну.

Тот, кто сосредоточивается хотя бы на одной главе «Гиты», после смерти снова родится человеком, чтобы, возобновив изучение «Гиты», наконец обрести освобождение.

Если в смертный час человек услышит хотя бы слово «Гита», его будущее светло.

Любые поступки, сопровождаемые декламацией «Гиты», очищаются и ведут к совершенству.

Человек, декламирующий «Гиту» во время посмертных церемоний (шраддха), удовлетворяет своих праотцов. Покинув ад, они восходят на небеса.

Тот, кто подарит «Гиту» в золотом переплете ученому брахману, никогда не родится вновь в материальном мире.

Тот, кто раздаст в милостыню сотню «Гит», поднимется на абсолютный уровень и вряд ли родится вновь.

Душа, подарившая «Гиту», получает место на планете Господа Вишну на срок семи калп, чтобы общаться с Всевышним в божественном экстазе.

Если, выслушав до конца смысл «Гиты», человек подарит книгу брахману, Господь, довольный им, исполнит все его желания.

Тот, кто никогда не декламирует и не слушает «Гиту», этот сосуд с нектаром, позволяет нектару вытекать сквозь пальцы, чтобы пить яд.

Открыв для себя знание «Гиты» и упиваясь этим нектаром, люди, страдающие в этом бренном мире, находят прибежище в преданности Всевышнему и становятся по-настоящему счастливыми.

Многие святые цари, такие как Джанака, приняли прибежище в знании «Гиты» и, став безгрешными, достигли высшего назначения.

При декламации «Гиты» не имеет значения, высокого или низкого происхождения человек. Только вера делает его достойным декламировать «Гиту», поскольку среди всех видов знания «Гита» - воплощение Абсолюта.

(Из "Гита-Махатмьи")




 


О "БХАГАВАД-ГИТЕ"
~~~~~~~~~~~~~~~~~

"Бхагавад-гита" -- одно из самых почитаемых произведений Священной Ведической литературы.
"Бхагавад-гита" также известна под названием "Гитопанишад".
Она -- суть всего ведического знания и одна из наиболее важных Упанишад в ведической литературе.

"Бхагавад-гита" -- самое известное Ведическое писание.

Она является квинтэссенцией всего ведического знания, и потому утверждается,
что если даже не изучать всю другую ведическую литературу,
а ограничиться чтением "Бхагавад-гиты", любой человек сумеет разрешить все жизненные проблемы,
получить освобождение из самсары (круговорота бесконечных рождений и смертей материального мира)
и сделать свою жизнь совершенной.

"Бхагавад-гита" была поведана Верховным Господом богу солнца Вивасвану
более 120 400 000 лет назад. Вивасван передал её прародителю человечества Вайвасвату Ману,
а тот рассказал "Гиту" своему сыну и ученику Махарадже Икшваку, правителю планеты Земля, около 2 005 000 лет назад.
С тех пор "Бхагавад-гита" существует в человеческом обществе. Однако со временем это знание было частично утеряно,
и Бхагаван Кришна вновь поведал "Гиту" Арджуне на поле битвы Курукшетра около 5 000 лет назад.


Существует много разных изданий "Бхагавад-гиты", к которым написано большое количество различных комментариев,
однако большинство из них являются неавторитетными, поскольку авторами переводов и комментариев
была нарушена ведическая традиция передавать трансцендентное знание, содержащееся в Ведах, таким, как оно есть,
в чистом и неискажённом виде, без навязывания читателю "своего личного мнения"
и без собственных поправок, интерпретаций и дополнений.


"Бхагавад-гита как она есть" в переводе Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады
представляет ведическое произведение в его первоначальной форме, являясь оригиналом этой священной книги знания.
"Бхагавад-гита" с комментариями Шрилы Прабхупады представляет учение Вед в его абсолютной форме --
таким, каким оно передавалось по парампаре (цепи ученической преемственности Совершенных Учителей,
идущей от Господа Кришны -- Верховной Личности Бога.











ЗДЕСЬ МОЖНО ПРОЧИТАТЬ СТАТЬЮ О "БХАГАВАД-ГИТЕ КАК ОНА ЕСТЬ":
http://www.stihi.ru/2016/10/19/5887