Николай Бердяев. Национальная идея

Полярина
   Данная публикация подана в качестве вопроса на историческую тему и ни в коем случае не утверждение/доказательство чего бы то ни было; является личной точкой зрения и содержит заинтересовавший меня материал.


«Истинная судьба народов и всего человечества – есть моя судьба.
 Я в ней, она во мне.  Я живу в просторах будущей истории мира».
 «Голос созревшего будущего пробьёт себе дорогу с силой,
с которой будут считаться все: нести знание для утоления духовной жажды всего мира».
                (Николай Бердяев)


По завещанию русского философа Николая Александровича Бердяева его рукописи после 1948 года были перевезены из Франции в СССР и хранятся в ЦГАЛИ в Москве. Сорок книг, где, по сути, высказана Национальная идея России (которую лишь в XXI столетии начали искать - без особого успеха).

Николай Бердяев сумел приоткрыть тайны русской души, став выразителем истинно народного духа. Как  глашатай славянской идеи (Русская идея) он отличался универсальным духовным водительством. Русская идея  нужна  для постижения смысла мировых событий, - так говорил великий философ.

Жизнь народов подвижна. Каждый народ имеет самоценность. Каждую культуру философ считал уникальной: «Национальность есть индивидуальное бытие, вне которого невозможно существование человества… национальность есть ценность, творимая в истории, динамическое задание».

Кристаллизация национальных тел нужна, ведь даже из биологии известно, что основа стабильности существования биосистем – биологическое разнообразие. Если в популяции или фитоценозе скудеет биоразнообразие – система гибнет.

Так и у людей – принцип «быть вместе, оставаясь разными» способствует стабильности федерации. Когда у каждой республики, автономии есть возможность жить по-своему, поддерживая национальный дух, свою религию, - люди будут довольны своей судьбой.
 «Борьба народов есть борьба духовных сил, высших предназначений, а не борьба за животное существование и элементарные интересы… Народ опускается и погибает, когда материальное могущество превращается для него в кумир и целиком заглатывает его дух».

Совершенство любого организма немыслимо как исчезновение его органов, отдельных частей. Так и человечество (как система) немыслимо без различных национальностей. Совершенствование человечества как системы не означает исчезновения национального.

Для тех, кто любит искать аналогии в мире природы, можно вспомнить хорошо известный учёным факт: любой биоценоз устойчив, когда в нём - как в единой системе - поддерживается биологическое разнообразие.
Так и у людей на стабильность государства работает принцип, когда все народы живут по-своему. Россия всегда была многонациональным государством.

В последние годы стало особенно заметно, что, скажем, для туризма очень интересно всё народное. Национальная экзотика, безусловно, привлекательна. И больше всего человека разочарует, если он приедет в другой субъект федерации и не встретит национального колорита, если там «всё, как повсюду».

Поэтому сейчас во всей России (да и по всему миру) так пестуется национальная самобытность. Тем   более, что она мало-помалу исчезает, так как уходят из жизни настоящие носители народных культур: которые  своими руками и платье сошьют, и песню исполнят на родном языке…))) Но сохранить можно многое.  Благодарение Богу, возрождается всё русское: ремёсла, костюмы…
 
Проводится множество народных фестивалей на любой вкус (на Доброй Земле и др.), не проблема – сшить или приобрести разнообразное и стильное русское платье для любого возраста. Клубы исторической реконструкции вносят свою лепту.)))
От возрождения материальной культуры люди переходят к духовной, благо, есть что почитать-послушать и посмотреть для развития.

В России всегда чувствовалась несоизмеримость центральной идеологии и необъятной русской жизнью, что подтверждается,  к примеру, в поиске той же национальной идеи, принципы которой давно высказаны Н.А. Бердяевым.
Его открытий не поняли и это произошло потому, что вокруг тех творческих идей не возникло никакой культурной атмосферы, не началось никакого общественного движения.
 
В книге Бердяева «Судьба России» даже по оглавлению заметны основные моменты Русской идеи.

1. «Душа России» - самобытный путь России вследствие перераспределения исторических тел: каждый народ выходит на духовную арену истории со своей миссией. Настал час для миссии России. «Нет для нас возврата к старым идеологиям. От русской идеи зависит духовное перерождение человечества». Новые дела русских людей, изменят мир.

2. «Конец Европы» - «западничество есть заблуждение детского возраста и оно находится в противоречии с мировыми задачами России... Нам необходимо усвоить себе некоторые западные добродетели, оставаясь русскими».

3. Гражданское общество - "демократия зависит от внутренней способности к самоуправлению". Духовное возрождение народа.  Нравственная самодисциплина, честность, ответственность за себя и свою страну, потребность «дышать вольным воздухом правды». Государство и народ становятся едины. Своеобразие каждого народа всемерно поддерживается.

4.«Кризис интеллигентского сознания», «Централизм и народная жизнь» - «Я верю, что бессознательно славянская идея живёт в недрах души русского народа. Эта идея должна вмещать мировые перспективы. Идеология должна быть объединяющей».

5.«Задачи творческой исторической мысли» - «Должны быть видны древние религии, истоки культур. Восток по-новому должен стать равноценным Западу». Важно самоосознание народами России (и сопредельных стран Ближнего Зарубежья) своей многотысячелетней истории. Русским необходимо духовное воодушевление на почве осознания своей древнейшей истории и великих исторических задач в борьбе за новые ценности нашего бытия в мире, за наш дух. Древнерусская ведическая традиция воспринималась Бердяевым в образе «Мистического христианства», его идеи были обращены в будущее – нам, потомкам. Люди сами должны заняться «историческим творчеством» (что они и делают, пока ортодоксальная наука молчит) , это следует из принципа «несотворённой свободы».

Можно добавить идеи Бердяева из «Самопознания»:

6. Универсальная религия, о которой постоянно говорил Николай Бердяев. Десятки конфессий - православие и католицизм, ислам и иудаизм - раздирают единство мира своим духовным национализмом. Как точно отметил Даниил Андреев в "Розе мира": "Именно религиозные конфессии... оказываются в арьегарде всеобщего устремления ко всемирному".

Понятие Универсальной религии развито Даниилом Андреевым в книге "Роза мира": её символ - роза, лепестки у которой - разные конфессии.

Духовно просвещённые люди сознают - Господь един у всех народов. Кто, кроме русских, может громко заявить об том! Универсальная религия не требует изменения исторически сложившихся обрядов у разных религий. Пусть всё остаётся как есть. Но сознание, что Бог у нас всех один должно прекратить межконфессиональное противостояние и объединить мир духовно.
Религиозный национализм - просто прикрытие хищнической политической корысти.
Противоречий у искренне верующих быть не может - раздоры  оскорбление Бога))))


7. Бердяев дал духовное обоснование социального прогресса. Люди сами должны обустроить жизнь – с Богом в душе. «Бог царствует в царстве Свободы, а не в царстве необходимости, в духе, а не в детерминированной природе». Поэтому люди должны чувствовать ответственность за то, какую они себе жизнь устроили.

Идеи  Николая Бердяева дают ориентиры - духовную готовность идти к будущему. «Правда духа, одухотворенность личного и общественного сознания – непременно придут в творимой людьми жизни».
Национальная идея с объединяющей идеологией должна вмещать мировые перспективы.