Бердяев об универсальной религии. Этюд 4

Полярина
 Данная публикация подана в качестве вопроса на актуальную тему и ни в коем случае не утверждение/доказательство чего бы то ни было; является личной точкой зрения и содержит заинтересовавший меня материал.


 Продолжение               

                «Русская душа
                останется навеки славянской душой,
                принципом провиденческого православия».
                (Лев Толстой)

Николай Бердяев: «Православие нужно для русского стиля, как самовар и блины… Русская душа остаётся православной по своему основному душевному типу. Это шире и глубже православия и католичества как верований. Это особое чувство жизни и особый склад души. Русская стихия в славянском мире – чувство особенно великого призвания, чувство богоносности, богоизбранности России».

 Сейчас, когда в Интернете достаточно информации о ведическом Православии славяно-русов, понятно, что имел ввиду философ, когда говорил: «Должны быть видны древние религии, истоки культур. Восток по-новому должен стать равноценным Западу».

Россия не играла ещё определяющей роли в мировой жизни. Русский патриот, Николай Бердяев духовным зрением провидел историческую миссию русского народа. «Каждую нацию Провидение выводит на мировую арену и она выполняет свою миссию... До времени народы хранят свои потенциальные силы.

[Апостольское] "…христианство исторически не христианского происхождения. Я всегда верил, что существует не только универсальное христиантсво, но и универсальная религия. Церковные богословы не могут ответить на вопросы современной души".

Современники считали Николая Бердяева модернистом, вольнодумцем, еретиком, за то, что он, поднимая проблему нового религиозного сознания, требовал,  чтобы христианский мир осуществлял социальную правду, чтобы в исповедании религии не было лжи.

«Бог во мне глубже меня самого. И не Бога не приемлю, я мира Бога не приемлю… Бунтовать можно только во имя Бога… Атеисты бунтуют во имя Бога, не сознавая этого. Бессовестность христиан беспримерна в истории».

Милосердие, сострадание, прощение, человечность – где они?

«Из [апостольского] христианства умудрились сделать самые бесчеловечные выводы, поощряющие садистские инстинкты людей. Подавленный грехом человек медитирует над тьмой, увеличивает тьму. Апокалипсис отталкивает жестокой расправой над злыми и неверными. Это не может исходить от Христа, это человеческое привнесение.

…Историческое христианство приспособилось к миру и часто рабствовало у мира. Антология ада – террор. Фатально лишь зло. Божественный конец есть дело светлое, не фатальное. А человек живёт и держится верой. Нет религии выше истины».

Поскольку Господь дал людям свободу – право на «несотворённое творчество», люди сами должны навести порядок на земле: «Царствие Божие придёт от творческого акта человека, от человеческой свободы».

Бердяев чувствовал себя принадлежащим к мистической церкви Христа, к сверхконфессионализму… Он любил  Бодлера, Ницше, Ибсена («Хенрик Ибсен помог мне найти самого себя»), потому что они, веруя в Бога, отстаивали перед людьми своё право на свободу – человеческую и сверхчеловеческую.

Фридрих Ницше отрицал традиционные религиозные понятия о Боге: «Очиститься должен освободившийся дух» от отвращения к жизни и от проповеди смерти. Высшая надежда – мысль о жизни. Призыв Ницше - больше верить в жизнь.

Его формула «бог умер» - выражение антипатии в клерикализму - имеет отношение только  к тому, что выдумали люди о Боге, когда слишком много плоти и мало духа. Ницше всегда признавал высшее духовное начало, независимые от материального мира духовные ценности.
Бердяев восхищался книгой «Так говорил Заратустра», великолепным произведением, созданным целостным творческим порывом. Бердяева вдохновлял поэтический и философский талант Ницше, отсутствие узости, его широкиме знания и интересы.

 «Я поверил бы в такого Бога, который умел танцевать… Чист взор его и на устах нет отвращения. Не потому ли и идёт он, словно танцует… Новой воле учу я людей... создать себе высшее тело, не отрекаясь от земли… созидать дальше себя» (Ф.Ницше «О чём говорил Заратустра»).

Подлинным демоном Ницше была революция духа. Он совершил внутренний переворот, раскрыл новые миры с историософским размахом и широтой мировых перспектив. Менталитет противления Ницше приблизил время нового эстетического сознания людей. 
И Николай Бердяев провозглашал: «Новое религиозное сознание есть религия духа. Необходимо радикальное очищение человеческих идей о Боге.

…Душевный переворот даёт душевную крепость, душевный подъём, устойчивость. Бог даёт свободу, он не понуждает себя признать. В этом тайна мировой жизни. Он – освободитель от рабства мира. Если есть Бог, то человек – существо духовно независимое.
…Русская душа – странническая, ищущая града нездешнего и его сошествия с неба. Русский народ жаждет абсолютного и не мирится ни с чем относительным. Он жаждет спасения всем народом. У него есть чувство равенства душ человеческих перед Богом… признание ценности всякой человеческой души».

Духовный поворот человечества связан с русской идеей, с  исторической миссией России, которую она должна выполнить. После Октябрьской революции в СССР был нанесён сокрушительный удар по клерикализму. Беспрецендентна интернационалистическая политика СССР. После Второй мировой войны  развалилась мировая колониальная система. Ни одно государство в мире не поддерживало так национальную культуру,  не помогало народам, борющимся за свою независимость.

 Но коммунизм и капитализм – два противоположных полюса со своими крайностями.
 Социальное освобождение предполагает освобождение духа.

«…Настоящая эпоха антигуманна, когда гуманизм перевёрнут с ног на голову. Вместо человеческого утверждается звериное (культ наслаждения Запада). Античеловеческая эпоха процветания дегуманизации наступила… Этот гуманизм антирелигиозен по своей природе. Человек делается орудием фиктивного общественного блага (СССР). Оно отвергает реальные человеческие души, которые приносятся в жертву. Так погибает великая правда гуманизма. Старый гладкоповерхностный гуманизм не хочет знать глубин жизни.

…Отвержение божественных ценностей ведёт к отвержению человека и ценности его души. Человек делается пустым. Связь со сверхличным даёт ему глубину. Это укрепляет характер – способность определяться изнутри. Это нужно для того, чтобы различать негативное… лжетворчество (ответ на призыв Сатаны).

...Диалектика позитивного гуманизма – лишь углубление миросозерцания может привести человека к осознанию мира как своего», которому необходимо свободное творчество людей».

Десятки конфессий - православие и католицизм, ислам и иудаизм - раздирают единство мира своим духовным национализмом. Как точно отметил Даниил Андреев в "Розе мира": "Именно религиозные конфессии... оказываются в арьегарде всеобщего устремления ко всемирному".
 
Но духовно просвещённые люди сознают - Господь един у всех народов. Кто, кроме русских, может громко заявить об том!

Универсальная религия не требует изменения
исторически сложившихся обрядов у разных религий.
 Пусть всё остаётся как есть.
Это только осознание, что Бог у нас всех один.
И прекращение межконфессионального противостояния.

Николай Бердяев: «Голос созревшего будущего пробьёт себе дорогу с силой, с которой будут считаться все: нести знание для утоления духовной жажды всего мира».

Понятие Универсальной религии развито Даниилом Андреевым в книге "Роза мира": её символ - роза, лепестки у которой - разные конфессии.

Фото из Интернета - Славянская свадьба.
Продолжение