2. 10 Экзистенциальный характер познания

Гималайский Кедр
Бег за черепахой и другие забавы эллинов
http://www.stihi.ru/2013/08/19/1400

Часть II

2.10 Метафизика и экзистенциальный характер познания

Метафизические идеи единства мира не раз вдохновляли ученых на открытия. Когда в опытах по бета распаду было обнаружено нарушение закона сохранения энергии и импульса, идея единства путей природы привела к открытию нейтрино, невидимой частицы уносившей с собой недостающие энергию и импульс.

Вместе с тем всякая попытка построить всеохватывающую теорию бытия оборачивалась некорректными обобщениями. Так, например, попытки формулировать самые общие законы бытия на основе жестких логических схем на языке категорий -  самых общих понятий, обречены на провал. Это показал опыт средневековой схоластики, и недавний опыт построения аппарата категорий теоретиками марксизма в нашей стране. Общие понятия слишком общи, чтобы подчинятся жестким схемам. Навязывание подобных метафизических теорий приводило в конечном счете к стагнации в науке. 

На мой взгляд единственным знанием обеспечивающим общее развитие науки, а это значит самого человека, может быть уверенность в цельности бытия и в способности людей познавать эту цельность при определенных обстоятельствах, а именно при собственной устремленности к гармонии, при сохранении особого отношения сознания к бытию. Я бы назвал это отношение экзистенциальным. Оно характеризуется открытостью сознания реальности, готовностью воспринимать ее явления, не укладывающиеся в теоретические схемы, не вполне согласующиеся с накопленным жизненным опытом.

Такое сознание будет стремиться к разностороннему взгляду на бытие, признавая полезность научного знания и понимая его связь с чувственным восприятием общности всех существ и явлений,  оно также имеет в виду их великое разнообразие и специфичность, которые нельзя уложить в единую всеобъемлющую и одновременно подробную схему.

Причем это ограничение не сковывает сознание, наоборот, ведь такое сознание стремится к гармонии с реальностью, и отдает себе отчет в своих потребностях и возможностях, так как оно является честным перед собой. Экзистенциальное самосознание принимает как данность незаконченность процесса познания, его нескончаемость, в которой заключается возможность для развития.

Для выработки подобного экзистенциального отношения очень полезно знакомство с драматическим опытом  интеллектуального освоения мира, тенденциями по объединению и эстетическому совершенствованию знаний, а также с тенденциями ведущими к догматизации и выхолащиванию знания.

2.9
http://www.stihi.ru/2013/08/12/5073
2.11
http://www.stihi.ru/2013/08/14/1739