Вавилон. Вавилонский плен. Жизнь Пифагора

Георгий Радуга
Продолжение даю.

...
И всё-таки чувство неудовлетворённости не покидало Пифагора. В глубине души он понимал, что не только под сводом звёздного неба, но и над чистым листом папируса открывается Истина. Долгие размышления, в которые погружает искателя истины звёздное небо, должны быть закреплены и выверены в чётких линиях геометрических чертежей, в стройных шеренгах астрономических таблиц, в затейливых столбцах арифметических вычислений. Путь к истине сокрыт не только в ночных жреческих таинствах, но и в математических таблицах и чертежах. Истина сокрыта в числе! В этом для Пифагора не оставалось сомнений, но холодной мудрости чисел предстояло ещё долго учиться…
…  Как бы то ни было, но пора ученичества, наконец, подходила к концу. Всё было уже изведано, понятно, прочувствовано, ничего нового жрецы не могли уже дать своему талантливому и пытливому ученику. Возможно, неудовлетворённость бездоказательностью египетской математики ускорила окончательное решение Пифагора возвращаться на родину.  Нужно было ехать домой и создавать свою школу, в которой ясность логики и твёрдость доказательств стали бы главными строительными материалами. 
  Но нелегко было теперь осуществить это решение, обратное тому, что привело Пифагора 11 лет назад в Египет.  Жрецы неохотно открывали двери своих храмов входящему, но ещё крепче закрывали их перед выходящим. Никто не должен был разносить по свету тайны египетских храмов. Но Мысль Пифагора уже летела к лазурным берегам родной Эллады, и всё равно Пифагору удалось выбраться из цепких жреческих объятий...

ВАВИЛОН. ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН и ВАВИЛОНСКАЯ МУДРОСТЬ.

  В то время как Пифагор постигал жреческую науку, к востоку от Египта, в Междуречье, из плотного тумана легенд и безвестности встала звезда нового властелина мира – персидского царя Кира.
  Потомок мелкого вождя персидских племён Ахемена на глазах у оторопевших бывших владык становился всесильным деспотом Киром Великим, основоположником новой царской династии Ахеменидов.
  В 550 г. до н.э. Кир покорил Мидию, а через три года отправил на костёр лидийского царя Креза. Так в течение трёх лет пали две самые могущественные державы Ближнего Востока, а вместе с ними распался  и хрупкий механизм международного равновесия. Следом за Лидией пришла очередь греческих полисов в Малой Азии, из которой лишь Милет мудростью Фалеса сумел на полстолетия отодвинуть лавину персидского порабощения. В 539 г. до н.э. Кир появился у «Врат Божьих» – Вавилона. Вавилон – от аккадского Баб-Илу – Врата Бога.
  Красавец Вавилон, столица Нововавилонского царства, богатейший и огромнейший город древнего мира, утопал в роскоши, праздности и разврате. «Вавилон великий, великая блудница, мать блудницам и мерзостям земным» – так сказано о Вавилоне того времени в Откровении Иоанна Богослова – знаменитом Апокалипсисе. Вавилон, как через 1000 лет и Рим, затягивала трясина праздной лени. И это закончилось тем, что самый большой в древнем мире, немалый и по современным меркам город с полумиллионным населением фактически некому было защищать.
   Вавилон располагался по обоим берегам реки Евфрат и со всех сторон был защищён мощными стенами и глубокими рвами.
   Началась осада Вавилона, над которой сами вавилоняне только посмеявались, ибо в городе было продуктов на 20 лет. Но Кир нашёл выход. Со стороны реки город, естественно, был укреплён слабо, ибо река сама по себе являлась преградой для врага. Поэтому выше по течению Евфрата Кир прокапал обводной канал и выждав подходящий момент, когда «… в Вавилоне наступает такой праздник, во время которого все горожане целую ночь пьют и гуляют», отвёл воды Евфрата в сторону. « Друзья мои, – обратился Кир к своему войску, – река уступила нам дорогу в город. Войдём же в него без колебаний и страха».
   Вавилон был взят практически без боя. Город был так велик, а отряды Кира столь стремительны, что вавилоняне, беспечно танцевавшие по случаю праздника в центре города, даже не знали, что жители окраин уже взяты в плен или убиты. В своём дворце пировал и вавилонский царевич Валтасар.
  Пир Валтасара, ставший синонимом обречённости праздной власти, с потрясающей силой образности и поэтики описан в Библии в книге пророка Даниила: «Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино. Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить за них царю, вельможам его, жёнам его и наложницам его… В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. Тогда царь изменился в лице своём; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и колени стали биться одно о другое. Сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей, Халдеев и гадателей. Царь начал говорить и сказал мудрецам Вавилонским: кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его, тот будет облечён в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него, и третьим властелином будет в царстве. И вошли все мудрецы царя, но не могли прочитать написанного и объяснить царю значение его…»
  Наконец, по совету матери-царицы Нитокрис вспомнили о Данииле, иудейском пленнике, томившемся в вавилонском плену среди других десяти тысяч евреев. И сказал Даниил царю: «Дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому; а написанное я прочитал царю и значение объясню ему» . Затем Даниил сказал о беззакониях Навуходоносора, который «кого хотел, возвышал и, кого хотел, унижал», о том, что «и ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего», об осквернении иерусалимских реликвий. «За это, – сказал Даниил, – и послана от Него кисть руки, и начертано значение слов: мене – исчислил Бог царство твоё и положил конец ему, текел – ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес – разделено царство твоё и дано Мидянам и Персам».

О Валтасар, оставь свой пир
И оргий хаос сладострастный!
Уж на стене – гляди, кумир! –
Слова пылают: Знак ужасный…
То, что не Бог – тиран всевластный,
Легко ль порой уразуметь?
Ужель, злодей, тебе не ясно,
Что обречён ты умереть?
Беги! Венки с чела сорви!
Ведь седина им не пристала…
Напрасно юность не лови,
Корона дряхлость увенчала.
Алмазов блещет в ней немало,
Но им придется потускнеть…
Чтоб чернь её не презирала,
Учись героем умереть!
Судьбой ты взвешен на весах
И слишком лёгок оказался…
Давно ты превратился в прах,
Гораздо раньше, чем скончался.
Весёлый смех кругом раздался,
И остаётся лишь жалеть,
Что зря ты и на свет рождался –
Чтоб так царить и умереть.
(Дж. Г. Байрон)
   
  Так 12 октября 539 г. до н.э. пал Вавилон. Валтасар был убит. Царём Вавилона был поставлен Камбиз, старший сын и наследник Кира, а Вавилон наряду с Сузами, Персеполем и Экбатаной стал одной из столиц гигантской империи Ахеменидов.
  Такова была обстановка в Передней Азии, когда Пифагор отправился из Египта на родину. Ничто не омрачало его путь, сердце рвалось вперёд, а в голове родились научные планы. Прибыв в Исс, древний город, у стен которого два века спустя, осенью  333 г. до н.э, Александр Великий наголову разбил огромную армию персов,  Пифагор решил оставшийся путь проделать по суше: увидеть новые земли и новые народы. Однако путь этот растянулся на долгие семь лет.
   Однажды в полдень (в трагический или счастливый для Пифагора день?!) караван купцов, с которым шёл Пифагор, столкнулся с отрядом самого Камбиза. Вавилонский царь возвращался с инспекторской поездки по огромной империи своего отца. Раздосадованный нерегулярным сбором податей, молодой властелин не примкнул упустить дорогую добычу, и маршрут путников изменился на 180 градусов. Они отправились в Вавилон, но уже в качестве пленников. Прошёл месяц пути. Дорога шла вдоль берега Тигра, и пыльное небо раскалённым котлом пылало над их головами. Наконец показались развалины Ниневии. Еще три четверти века назад это был богатейший город Востока, столица великой Ассирии, резиденция самого Ашшурбанипала. Повелитель самой могущественной империи слыл человеком контрастов: тонкий ценитель искусства, собравший лучших скульпторов мира, и погрязший в пороках сладострастник; покровитель наук, чьими трудами была собрана богатейшая в древнем мире библиотека, и кровожадный головорез; храбрый красавец, выходивший один на один на льва, и моральный урод.
   Пленники вошли в остатки восточных ворот Ниневии – «Вход толп народов». Некогда здесь в клетках на собачьей цепи сидели цари, пленённые Ашшурбанипалом, и в ступах толкли вырытые из могил кости своих предков. Прошли развалины дворца Ашшурбанипала и, возможно, переступили через валявшийся под ногами рельеф раненной львицы, который сегодня является гордостью собрания Британского музея и считается жемчужиной античного искусства. Впрочем, пленники думали не о рельефах украшавших дворец Ашшурбанипала, а о стенах и башнях Ниневии. Что-то ждало их в Вавилоне?
  Ещё через месяц пути там, где воды Тигра и Евфрата почти вплотную подходят друг другу, путники перешли в долину Евфрата. А вскоре показались и зеленые холмы Вавилона.
  Пленники вошли в город по Аккадской дороге через парадные Ворота богини Иштар. Башни и арка ворот были сплошь облицованы глазурованным кирпичом. Сверкавшую на солнце лазурную гладь изразцов украшали рельефные изображения могучих быков и грифонов. Ровесник Пифагора – Ворота Иштар – один из немногих шедевров Нового Вавилона, сохранившихся до наших дней. Сегодня они украшают залы Переднеазиатского музея в Берлине.
 Пройдя Ворота Иштар, изумлённые путники, забыв о своём незавидном положении, увидели то, что ещё недавно они приняли за зеленые холмы Вавилона. То были знаменитые Висячие сады полумифической царицы Семирамиды, причисленные греками к одному из Семи Чудес Света. Многоярусные каменные возвышения, похожие с виду на горы, были засажены самыми редкими и красивыми деревьями. Каменные террасы устилал толстый слой почвы, на котором произрастали растения. В недрах каменных громад были спрятаны трубы, по которым с помощью насосов подавалась наверх вода. Затем эта вода стекала вниз игривыми ручейками, шумными водопадами, останавливалась таинственными заводями, на берегу которых располагались гроты и беседки. Излишне уточнять, что приводились насосы в движение мускалами многочисленных рабов.
 Молва утверждала, что эти диковинные сады были построены по прихоти красивейшей и любимой жены Навуходоносора – царицы Семирамиды, которая происходила родом из горной Мидии и тосковала на равнинах Вавилонии по горным пейзажам своей родины…
 Миновав Висячие сады, Аккадская дорога переходила в широкую дорогу Процессий – проспект Айбуршабум, вымощенный белыми и красными плитами. Дорога Процессий прорезала почти весь город и вела к Главному храмовому комплексу Вавилона – Эсагиле (шумерс. – дом, в котором поднимают голову) – жилищу бога Бэла-Мардука. Храм Бэла-Мардука, как и всякий главный ассиро-вавилонский храм, имел ступенчатую башню-зиккурат – «храм неба».  Зиккурат храма Бэла-Мардука – башня Этеменанки (шумерс. –дом основания небес и земли) – и есть знаменитая по Библии Вавилонская башня.

  Строительство зиккуратов в Месопотамии имеет тысячелетнюю историю...

(продолжение дам позже), оставляйте резензии, тогда пойму что вам это итресно!