Лидия Григорьева. 1 тур 2013, чётные позиции

Литературный Фестиваль Рунета
От редакции фестиваля

В связи с большим объемом лонга мы разделили произведения на чётные и нечётные - в алфавитном порядке, исходя из никнейма автора. Пять экспертов получили на рассмотрение чётные стихи, а пять других - нечётные (в этой половине есть также одна прозаическая миниатюра). В экспертные шортлисты могут быть включены до 15 текстов. Победители будут выявлены по общему числу экспертных голосов и с учетом результатов Народного голосования.
 
Лидия Григорьева дала комментарии к избранным стихотворениям чётного ряда. Среди стихотворений, вошедших в ее шорт-лист, она выделила те, которым она дала бы призовые места.

В письмах, говоря о впечатлениях от присланных стихотворений в целом, Лидия Николаевна написала, в частности: «Много интересного было отобрано теми, кто ранее уже потрудился все это найти и отобрать!»
«Стихи, действительно, интересные. Но как не хватает многим из авторов литературной среды и мастерства! ... Отсутствие редактуры – основная проблема стихотворного "потока".»

Спасибо Лидии Николаевне за выбор и обзор!

Полный список чётных стихотворений см. в обзорах Андрея Моисеева http://www.stihi.ru/2013/06/25/3257 и Елены Мироновой http://www.stihi.ru/2013/07/02/2607

.................................
.................................

Первое место:

Валерий Поланд "короткая история" http://www.stihi.ru/2013/03/01/12086

Он рос, как сорная трава,
И верил в то, что Бога нет,
Дружила с ветром голова
В неполные семнадцать лет.

Потом восьмидесятый год,
Экзамен в институт не сдан...
Он точно знал, что не умрёт,
И улетел в Афганистан.

Страна ждала больших побед
И посылала воевать,
А он не мог найти ответ
Зачем, чтоб выжить - убивать?

Виднелись горы вдалеке,
И наблюдали облака,
Что он у Бога на крючке,
А жизнь срывается с крючка.

*
Лаконично и емко нам предъявлена не только судьба, но и целая эпоха, отраженная в этой отдельной судьбе. В таких случаях нет причин судить о форме (рифмы, размер, оригинальность ритма), содержание  поглощает все внимание читателя. Он читает, запоминает и сопереживает. А это явная победа над инертностью общего восприяятия поэзии.
____________________
Второе место:

Михаил Минаичев "Дачная сага"
http://www.stihi.ru/2012/11/30/3376

Поздней осенью краски бледнеют, и сразу становится видно, насколько участки здесь крохотны,
не пройти и десятка шагов, не уткнувшись в постройку времён Антиоха, уснувшую с клёном  вповал,
без вопросов за эти убогие сотки выплачивал сборы и взносы норвежскими кронами,
без нужды не торгуясь, соседке за маленький ящик с рассадой клубники бельгийские франки давал.
Ковыряясь лопатой в земле, дистрофичные кустики чёрной и красной смородины выстрадал,
наряжался в тряпьё, опасаясь молвы за глаза, и по правде сказать, опасение есть до сих пор:
у Горгоны училась соседка бросать недовольные взгляды, похожие больше на выстрелы,
от которых меня  не спасали: улыбка, дежурное «Здрасьте!» с кивком и почти двухметровый забор.
О любителях сеять, которые будут и после потопа, Господь не подумал заранее,
с непосильной задачей по сбору семян для забитого с верхом Ковчега сумел-таки справиться Ной,
и соседка пыталась вовсю отработать доверие свыше, когда в неуёмном старании
завалилась матрёшкой на грядке с копеечным луком, добившись приёма у Господа этой весной.

*
«Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына!»
Высказаться гекзаметром  – казалось бы – на заурядную дачную тему! Риск был большой. Но победа автора очевидна: затягивает именно ритм и тема уже не важна. Но и тема-то не «мелкая». Земледелие – тема библейская. И переход от античных имен  героев к ветхозаветным символам кажется оправданным и любопытным. Неординарный текст. Трагичный даже. Смерть на грядке – кадр не постановочный и не античный. Не театр. Но и не будничная повседневность, потому что это поэзия. А поэзия необъяснима – тем и хороша.

Третье место разделили два поэта:

Рина Черская "двадцатый"
http://stihi.ru/2013/01/21/874

в дырявых штиблетах, махая авоськой
он вышел во двор и пропал
ушанку забыв, на разбитой повозке
уехал по рельсам без шпал

затих бунтарём из больничной палаты
замёрз алкашом в полынье
в рулетку сыграл, ожидая расплаты
мотором заглох в колее

уснул, обездвижен, контужен гранатой
но выжил - не волк - человек
родной мой, любимый, проклятый, двадцатый
навеки исчезнувший век

*
Ни одного случайного образа или предмета – перечень настольо верен, что мог бы перестать быть поэзией, но стал ею благодаря в том числе музыкальности и римичности,  схожей  с перестуком колес поезда. Актуально. Интересно. Читабельно.
____________________
 

Юлия Елина "Sede Vacante"
http://stihi.ru/2013/02/27/9953

Курочка по зёрнышку, отче. Долга зима.
Говорят, теперь и с голгофы можно сойти живым.
Медленно и верно в город вошла чума.
Из трубы базилики видится чёрный дым.

Перстень рыбаря, не гнушаясь взять, прикусил огонь.
Ничего, кроме горечи. Губы не горячи.
На холме застыл в ожидании белый конь.
На бедре у всадника полный колчан стучит.

Долго или коротко, всё от щедрот твоих.
Маются-звенят у пояса скрещенные ключи.
Рим уже не знает, достоин ли слышать их.
Отвечай мне что-нибудь, пожалуйста, не молчи…

*
Сложная тема. Но вполне внятное и обоснованное ее толкование. Потому что это стихотворение – почти молитва. Символы Апокалипсиса могли бы раздражать, если бы автор расписался на много строф. Но похвальное чувство меры – коротко и ясно – сделало этот текст фактом поэзии.
____________________

Поощрительные места:

Игорь Журба "Он открывает глаза" http://www.stihi.ru/2011/01/26/4577

Он открывает глаза и пытается определить сторону света
куда,  в этот раз,  занесло, бедолагу, но это
наощупь, в темноте, можно сделать только по запаху.
И он просит, бог весть кого: "только не затхлого".

Иногда, это вонь солдатских портянок и ваксы,
азиатского общественного туалета.
Растерянность первых дней. А, куда деваться?
Вживайся, терпи. Вся жизнь ведь об этом.

Под языком вкус вишнёвой смолы
от дизентерийного чая.
Учебка. Сержант: "Молись
или вешайся. Я отвечаю."

Иногда, это суббота. Полудрёма под  " утреннею почту".
Мама наводит порядок в хоромах на двадцать кв.метров.
Время-двенадцатый час. В голове какие-то строчки;
что-то из Бальмонта, туманно-волнующее, в гекзаметрах.

А на балконе ждёт кожаный мяч.
Кеды обрезанные, гетры.
И впереди ещё столько удач-
можно понежиться под Анну Герман.

Во рту пересохло и лопнет вот -вот мочевой.
Он открывает глаза-вокруг незнакомые лица.
-С тобой всё в порядке парень?-Господи, боже мой!
Воды. Просто воды. Водички. Водицы.

Бьется о стены, в палате, боль.
Тело, немедленно, требует укола.
Провалы лобных пещер. Вой:
"Угождай же, святой  Николай! Коооля!"

*
Текст похож на кадр из фильма о неудачном самотреле или попытке суицида молодого солдата, измученного дедовщиной. Поток сознания на грани бреда и финал, выводящий нас в другие пространства – веры в чудо, веры в Бога и его святых Угодников.
Другие толкования теста тоже возможны. Именно эта многомерность восприятия и делает это стихотворение заметным и запоминающимся.
____________________

Инна Подольская "А весна, как невеста, сбежавшая из-под венца..." http://stihi.ru/2013/03/31/11531

А весна, как невеста, сбежавшая из-под венца,
вызнав тайну, что суженый год – сын тринадцатый, змей чернокнижник,
и напрасно толпа ожидает чету у крыльца,
новокупленной обувью демисезонной вмерзая в булыжник

серой паперти, где развизжалась кликушей зима,
в дикой радости вновь извлекая меха из дырявой котомки,
превращаясь из нищенки в барыню, словно сума
перемётная, слуг созывая  - порошу, пургу да позёмку.

И опять двадцать пять, да, как водится, ниже нуля,
белый снег, белый день, белый ад, и народ, одурев, отмечает
пятьдесят « кто-то помнит, какое уже?» февраля,
разливая «по беленькой», больше не веря в целительность чая.

А в моём тридесятом не выпросишь снега у зим,
и значительно больше своих минаретов, с которых виднее,
чем своих колоколен. И к власти дорвался хамсин -
сын пустынь. Пусть на час, но халиф,  что поделать – повадки злодея.

Доказав, что он тоже стихия, метёт и метёт
подражательно - белым  песком, распаляясь в азарте под тридцать.
Только месяц – судья равнодушно ведёт свой подсчёт
и выносит вердикт: «По нулям, господа», невзирая на лица.

Он приучен давно ко всему и не ждёт новостей,
твёрдо знает : под ручку с апрелем весна неизбежно вернется,
и на камне свернётся клубком - кротким ужиком змей,
поцелованный дважды в затылок благим, всепрощающим солнцем.

*
Изощренные образы. Развернутая метафора. Замысловатый ритмический рисунок. Все это плюсы, которые могли бы вывести это стихотворение в лидеры по шкале поэтических ценностей. Но некоторая невнятица смыслов и неоправданные смысловые  и римические срывы мешают выставить этому стихотворению высшую оценку. А хотелось бы! Для этого у автора все есть. Нужен только опытный «внутренний редактор». А это дело наживное.
____________________

алексей крони торопов "лунный дом" http://www.stihi.ru/2013/02/18/8321

густо замешано звёздное крошево,
слышно, как мыши хрустят по углам
лунного дома с резными окошками
хрупким стеклом керосиновых ламп.

на чердаке, возле плачущей женщины,
старый и страшный, в гниющих бинтах,
ангел любви ухмыляется трещиной
еле заметного в сумраке рта.

*
Несмотря на неточную рифму «крошево-окошками», которая бросается в глаза именно из-за краткости текста, хочется выделить этот текст из общего ряда. (Неточными рифмами грешат и другие поэты – и само по себе это грех небольшой. Но не в данном случае, где рифма слишком очевидно отвлекает внимае от сути сказанного). Слишком уж впечатляющая картина (мороз по коже) на малом поэтическом пространстве. И тема, конечно же, задевает за живое. И ее новизна: «старый и страшный ангел любви» - это нельзя выдумать, это можно только увидеть внутренним зрением. Дело за малым – за мастерством, которое позволит воплотить эти «видения» в достойные поэтические формы.

Лидия Григорьева