Николай Бердяев

Полярина
   Данная публикация подана в качестве вопроса на историческую тему и ни в коем случае не утверждение/доказательство чего бы то ни было; является личной точкой зрения и содержит заинтересовавший меня материал.


  «Мой дух был направлен к внутренней победе».
                «Отвержение божественных ценностей
                ведёт к отвержению человека и ценности его души».
                (Николай Бердяев)


Русский писатель и философ, стоявший на высоте европейской культуры, доктор теологии Кембриджского университета, в юности - Бердяев получил по Закону Божию «кол», а перед Октябрьской революцией за антиклерикальную статью в защиту афонских монахов  был обвинён в богохульстве. Предстоял суд.
Николай Бердяев любил потом говорить: «Если бы не революция, жил бы я не в Париже, а в Сибири на вечном поселении».

В истории отечественной философии имя Николая Бердяева стоит особняком. Пожалуй, никто из отечественных мыслителей не высказал концептуальных идей такого масштаба. Он писал интуитивно и афористично, ничего никому не пытаясь доказать. «Меня интересовало крикнуть миру то, что открыл мой внутренний голос как истину».

Однако при всей известности Николая Бердяева, практически никто не понял духовное знание смысла происходящего, которое он пытался открыть для всех. Философ не раз сетовал, что главного в его произведениях не видят, а ценят третьестепенное. Он был одиноким среди людей, мнящих себя обладателями мирового социологического мировоззрения.
Николай Бердяев приблизился к полноте духовной истины, на сотню лет определив путь направления русского национального сознания.

                Из биографии Николая Александровича Бердяева
                6.3.1874 (Киев) - 24.3.1948 (Кламарнон под Парижем)


Н.А. Бердяев - родом из аристократической семьи. Поколения предков по мужской линии - генералы, георгиевские кавалеры. Дед - атаман Войска Донского. С материнской стороны - французская кровь, бабушка по матери, урождённой княжны Кудашевой, - графиня Шуазель. По бабушке будущий философ был потомком французского короля Луи VI.

Иностранные языки Николай Бердяев превосходно знал с детства; в кадетском корпусе в Киеве, где он считался очень неспособным учеником (ничего не мог зазубрить, а начинал развивать свои мысли), языки выручали, равно как и превосходное умение ездить верхом по-казацки и по-кавалерийски, которым он овладел с девяти лет.

Поступив в Киевский университет, он увлёкся марксизмом,  протестуя против всеобщей лжи и несправедливости,  за что и был исключен и сослан с товарищами в Вологду на три года. В ссылке Бердяев начал писать, проявив себя оригинальным мыслителем.

 Человек выдержанного жизненного стиля, который больше всего дорожил истинной правдой и духовной свободой, в Петербурге он стал сотрудничать с журналами. Бердяев издаёт свои первые книги по философии, поражающие афористичностью изложения.

Заметно отсутствие русского религиозного национализма. Бердяев не выделяет христианство из нескольких религий, данных людям Господом. Его русское искание Града Божьего универсально и всечеловечно. Он считал утопией упрощение и искусственную изоляцию культуры и жизни народа,  стоял за универсальную религию – ведь Бог един у всего мироздания. Будущее русского народа представлялось ему расширением мироощущения всего общества в единстве с космическим ладом.

Октябрьскую революцию Бердяев принял сочувственно, полностью оправдывая её в социальном смысле, недаром целое столетие – XIX век – русская интеллигенция жила отрицанием и подрывом самодержавия.
Малоизвестный факт: Бердяев ещё в разгар февральской революции 1917 г. предотвратил бойню на Манежной площади. Когда в Москве одна из людских колонн продвигалась к Манежу, царские войска готовились стрелять. Бердяев выбежал из этой колонны  к офицеру, командовавшему войсками. Он почти кричал, призывая не открывать огонь. Бердяев стоял между толпой и солдатами. В результате солдаты не сделали ни единого выстрела...


Однако в моральном смысле Бердяев не мог принять революцию (он этого не скрывал, будучи после 1917 года профессором Московского университета), за что и был выслан в 1922 году из Советской России вместе с некоторыми деятелями науки и культуры. …Берлин, Париж, сорок книг, мировая известность философа и теолога.  Н.А. Бердяев никогда не был материально обеспечен, на жизнь семьи он зарабатывал собственным трудом: преподавание, лекции, книги, переводы книг.

Показательно, что при любой власти и в любой стране ему удалось отстоять своё право на духовную свободу. Российская империя - тюрьма, ссылка, марксистская молодость; Советская Россия - три ареста; Европа между мировыми войнами; оккупированная фашистами Франция... Никто не посмел лишить Николая Бердяева жизни и возможности писать и говорить - а оратором он был блестящим, импровизатором.
Когда к нему во Франции приходили из гестапо, он изъяснялся на отличном немецком языке. Его не торонули (так велико было уважение к Бердяеву как к философу даже в верхах Рейха), хотя он не скрывал своих симпатий к СССР и радовался каждой победе Красной Армии. За границей он считал себя не эмигрантом, а изгнанником.

За 25 лет жизни на Западе Николай Александрович Бердяев  часто обращал взор Запада на Россию. «Я имел советскую международную ориентацию... Советскую власть я считал единственной русской национальной властью".
"Мой универсализм всегда соединен с патриотизмом и народностью. Я не националист, но русский патриот... Я чувствую потребность защищать мою Родину перед миром, враждебным ей».

  «Западничество есть заблуждение детского возраста и оно находится в противоречии с мировыми задачами России».
Философ считал, что нам необходимо «...усвоить себе некоторые западные добродетели, оставаясь русскими» (Николай Бердяев «Судьба России»).

 «Должны быть видны древние религии, истоки культур. Восток по-новому должен стать равноценным Западу. Россия должна стать для Европы внутренней, а не внешней силой, силой, творчески преображающей».

 Актуальные мысли на многие десятилетия в свете политики России сегодняшнего дня.)))


Творчество. Идея несотворенной свободы

Русский философ дал такое глубокое определение смысла творчества, что, пожалуй, трудно будет кому-то добавить к этому что-то существенное.

Особенно ценны идеи Бердяева о творчестве в наш век, когда дух мещанства в литературе, стяжание коммерческого успеха незатейливым чтивом с более или менее вульгарной эстетикой, а то и откровенной проповедью зла - заполонили прилавки магазинов, частенько получают призовые места в многочисленных литературных конкурсах.

 Всё это происходит под благодушным взором князей литературы и власти: ведь способность выражать общий настрой общества даёт право управлять общественным мнением. Оно им надо? Лучше уж культурный конформизм. Посему прославляется посредственность. Море печатного хлама. Правят бал бывшие задворки литературной коммерции с кудрявым слогом, проповедующие распущенность и идолопоклонство.)))
Раскручено – и покупают. Читающую публику всегда нужно было «приучать» понимать, а сейчас она зачастую приучается к самому дурному. Поэзия вращается в ложном кругу. «Литература», извращающая нравственное чувство, мешает осуществлению добра в нашей жизни, огрубляет и развращает людей.

 
Настоящее искусство – это духовная пища, без которой нет духовной жизни. Оно необходимо как хлеб «надсущный», оно духовно животворит человека. Творчество магически освобождает нашу душу от пут зла.

Лично мне только на ПРОЗЕ.РУ удалось найти достойные романы и повести, интересные рассказы, отменную публицистику, отвечающие запросам современности и строгим критериям настоящего искусства, жизнеспособные и полнокровные.
И – настоящую поэзию на Стихире. Сколько сейчас великолепных молодых поэтов!
Один из примеров - Ленка Воробей http://www.stihi.ru/2013/08/03/8603

               
В XXI веке науке стали приоткрываться истоки творчества. Подсознание – ворота в Информационное поле мироздания в котором есть всё: прошлое, будущее, наша генетическая память, память о прошлых перевоплощениях - и не только на Земле. Открытия начались с ощущений самих поэтов и писателей. «Удивительное свойство всякого истинного таланта, что талант учит обладателя, ведёт его по пути правды, учит любить то, что достойно любви" (Лев Толстой). Пушкин, Ахматова, другие говорили, что высший дух водит их пером.

Закономерно возникает вопрос: а в чём же заключается собственное творчество автора? Только в том, что ему дано слышать горнее? Именно на этот вопрос ответил Николай Бердяев своей новаторской теорией «несотворённой свободы». В книге «Смысл творчества» он показал, что человек – не пассивное орудие, он активный творец.

Творческим актом может стать не только литература, искусство, но практически любое действие человека, если оно привносит в мир новые добрые чувства и мысли.
 
«Есть незримое творчество в каждом мгновенье:
В умном слове, в улыбке, в сиянии глаз».
                (Саша Чёрный)

Николай Бердяев: «Творчество есть продолжение миротворения… Результат творчества – внесение в мир новой духовной энергии, новых ценностей, поднимающих людей на более высокую ступень бытия. Это стоящие перед нами свободные творческие задачи. Творчество должно создавать новую жизнь, а не просто культурные продукты большего или меньшего совершенства».

«Творчество есть требование Бога от человека и обязанность человека. Зло есть самотчуждение человека, отказ от преобразования себя и своей жизни».
 
«Свободный человек есть требование Бога от человека, обязанность человека по отношению к Богу. Бог нуждается в творчестве человека... Творчество для меня – раскрытие бесконечности, полёт в бесконечность. Окончательная судьба человека не может быть решена лишь одной этой кратковременной жизнью на Земле».

«Творческий экстаз есть прорыв в бесконечность. Бог – высшая сфера свободы, вечности и подлинной жизни, избавление от необходимости мира. Бог есть совсем не то, что о нём думают».

«Творчество - это не только создание творческих продуктов, но и потрясение, и подъём всего человеческого существа, направленный к иной, высшей жизни, к иному бытию...  Я удержался в жизни, ни на что не опираясь, кроме искания божественной истины... Это устремление к тому, что выше меня, творчество противоположно эгоцентризму. Творчество – это выход из себя, это освобождает. Творчество обращено к преобразованию мира. Творчество есть реальное изменение мира».


Лжетворчество – привнесение в мир нового зла, когда человек предаёт самого себя и Бога. В этом причина мирового зла. Почему Господь создал нас свободными? Свобода предполагает возможность выбора… Потому, что ему нужно не рабское подчинение, а сотворчество.

Каждая живая душа, независимо от врожденной степени своей масштабности, стремится к экспансии (захвату), желает пожить по своей собственной воле. Бог так милосерден, что не препятствует нашему желанию поступать по собственному разумению. Он создал материальный мир для проявления подобной свободы. Тут, в основном, воплощаются души тех, кто не всегда тверд в исполнении Его Закона – закона свободы, любви, творчества, а склонен эгоистически признавать право свободы исключительно за собой, любить только себя, то есть - стремится поглощать. Предела тут нет, так как скромное желание заменить разбитое корыто скоро перерастает в ненасытные амбиции, поистине планетарные.

Все, содеянное в результате злоупотребления свободой, возвращается тому, кто его совершил. Каждому воздается и отмеривается его же собственной мерой. Это справедливо.

Никто не может уйти от законов возмездия, от ответственности за свои действия, пока не искупит последствия сделанного зла и не выберет истинную свободу: свободу духа в Боге, в согласии с его волей. Потому, что ОН – Создатель Вселенных, а не наоборот. В духе неприменимы земные понятия о власти, подчинении.)))
Николай Бердяев сказал: «Социальные категории господства непереносимы на Бога и его отношение к миру и человеку".


Николай Бердяев: «Всякое творческое притязание должно быть оправдано творческим действием. Каждый человек всемирен по своей природе, в нём и для него совершается вся история. Лишь такой угол взгляда делает меня свободным гражданином моего отечества и гражданином Вселенной. Частный взгляд делает человека рабом, способным лишь на рабий бунт. Раб вечно ощущает насилие над собой со стороны внешней. Свободный, преодолев поверхностное сознание всё ощущает своим путём, своим испытанием, своей судьбой. Маленькое должно чувствовать себя соучастником великого, великое сознавать своим и от этого делаться великим».

«Сознание масс людей должно быть поднято до мирового сознания. Сейчас - рабски обособленное сознание, для которого всё мировое – внешнее, навязанное. В мире ещё не было персоналистической революции, прорыва к иному миру, к духовному миру. По сравнению с этой революцией ничто все революции, происходившие в мире».


Принцип несотворённой свободы концептуально объясняет не только возникновение всемирного зла, но и возникновение творческой новизны, небывшего.
Да будет доброе литературное творчество и осознание единства всего мира!

Фото Н.А. Бердяева из Интернета

(Продолжение http://www.stihi.ru/2013/08/06/6845)