Черновцы Ч. 1 Немного истории

Юрий Юрукин
Если бы мне кто-то ещё хотя бы год назад сказал, что я побываю в Черновцах, ни за что бы не поверил. Ну, во первых, я
практически ничего не знал об этом городе. Мне всегда казалось, что это какой-то маленький, провинциальный городишко,
затерянный где-то на безбрежных просторах одного из бывших советских республик. Во вторых, я думал, ну что такого там
может быть для меня, изъездившего пол-Европы и посетившего её красивейшие места, интересного. И я , возможно,
никогда бы и не увидел этот прекрасный, старинный город с интереснейшей историей, если бы не "Её Величество" случай.
Итак...

Как известно, все дороги ведут в Киев, но на этот раз мне понадобилось выехать из Киева. Точнее сказать, из Германии
через Киев в Черновцы. Посещение Черновцов, как уже догадался читатель, изначально как-то не входило в мои планы.
Но так сложились обстоятельства, что мне волей-неволей пришлось туда ехать, о чём теперь я нисколько не жалею.
Столько всего нового довелось увидеть: и хорошего, и не очень. Конечно, хорошего было гораздо больше, тем более что и
сам город, с его соборами со сверкающими на солнце золотом куполами, церквами различных конфессий, театрами и
памятниками, и его жители - общительные, радушные, иногда и просто весёлые люди,  оставили довольно-таки приятные
воспоминания.

Если говорить сухим газетно-архивным языком, Черновцы - город на юго-западе Украины, расположенный на правом
берегу реки Прут (теперь уже и на левом. Растёт город, однако) в 40 километрах от румынской границы... Нет, так не
пойдёт. Черновцы - душа и сердце Буковины, раскинувшийся в живописнейших местах предгорья Карпат (вот так-то
правильнее будет).  Наряду со Львовом считается культурным центром всей Западной Украины. Поражает своей
архитектурой, придающий городу свой ни с чем не сравнимый шарм. С Черновцами связана жизнь многих деятелей
украинской, австрийской, румынской, еврейской культуры. Прогуливаясь в «старом городе» по улице Кобылянской, в
настоящее время закрытой для транспорта и полностью отданной к великому сожалению водителей в распоряжение
пешеходов, на гранитных бордюрах, уложенных вдоль тротуаров, можно прочитать название города на всех этих языках.
Его когда-то называли "маленькой Веной".  Здесь переплетались воедино совершенно разные культуры и религии,
Разговаривали на разных языках и пели разные песни. Здесь мирно уживались люди многих национальностей, со своими
обычаями и порядками и это совершенно не мешало их взаимопониманию. Украинцы, румыны, евреи, немцы, поляки,
армяне, турки... Модный по тем временам австрийский журналист Георг Гайнцен писал в своём очерке так: «Черновцы –
это город, где воскресный день начинался с Шуберта, а заканчивался дуэлью. Этот город – на полпути между Киевом и
Бухарестом, между Краковом и Одессой – был негласной столицей Европы, где пели лучшие колоратурные сопрано, а
кучера фиакров спорили о Карле Краусе, где тротуары подметали букетами роз и где книжных магазинов было больше,
чем кофеен. Это город, где собак называли именами олимпийских богов и где куры выгребали из земли стихи Гельдерлина.
Черновцы - это был корабль удовольствий, который под австрийским флагом постоянно держал курс между Западом и
Востоком».

Интересна история этого населённого пункта.* Не хочу заходить слишком далеко в глубь веков, так как не думаю, что пару
благоустроенных пещер, да с десяток землянок, декорированных бизоньими шкурами, можно было уже считать городом,
хотя поселения на этой территории были уже в период неолита, но первое документальное свидетельство о Черновцах
зафиксировано в грамоте о торговых привилегиях, которую молдавский господарь Александр Добрый выдал львовским
купцам 8 октября 1408 года, где «у Черновцы» взималось «мыто черновское» (таможенная пошлина). А в «Списке городов
русских дальних и ближних», который относят к периоду между 1387 и 1406 годами,  наряду с другими упоминается
крепость с торгово-ремесленным поселением под называнием Черн, или Чорный город. Видимо жители уже в те времена
совсем не против были загрилить на выходные на своём участке пару жирных кабанчиков, во множестве водившихся в
местных чащобах, окружающих городок, из-за чего деревянные, бревенчатые стены покрывались чёрной копотью. Город
располагался на выгодном пересечении торговых путей из северо-западной Европы на Балканы и в Турцию, наверное
поэтому очень бурно развивался. Здесь проходили ежегодные ярмарки и уже в 1476 году это место считался центром
административного района - «Черновская держава». И всё же из-за частых побоищ со стороны не всегда дружелюбных
государств он постепенно приходил в упадок. Господари молдавского княжества, сменявшие друг друга в период с 1497 по
1714 годов, были, наверное, неплохими людьми, но - плохими политиками, да к тому же чересчур вспыльчивыми и
постоянно затевали войны: то с поляками, то с турками, то с татарами, а расплачиваться чаще всего приходилось
черновчанам, опять же в силу "удачного" не только торгового, но и, как оказалось, стратегического расположения города
на местности. Хотя не берусь утверждать в правдивости вышесказанного. Возможно, господари были и хорошими, и
примерными правителями, но не повезло со сварливыми соседями, зарящихся на чужое добро и постоянно шкодившие
в этих местах. И кто там только не побывал, как с мирными намерениями, так и не очень, за длинную историю города!
Турки, поляки, румыны... Гостили там и казаки Богдана Хмельницкого в 1650 – 1653 годах, а в 1709 году, преследуя
шведскую армию и казаков Мазепы, побывали там и российские войска. Впрочем и позже они ещё не раз навещали
Черновцы, гоняя в его окрестностях то турков, то шведов. К тому времени в нём было около 200 деревянных домов и
около 1200 жителей, а к 1774 году здесь жило около 290 семей и было 3 деревянных церкви. И всё же любые войны
когда-нибудь да заканчивались, а пока не начались новые, люди просто жили, благоустраивая свой быт, своё хозяйство, а
заодно и свой город, время от времени меняя, как бы походя, своё подданство, а позже, когда королей стало поменьше,
гражданство, иногда даже сами того не ведая. Просто, выйдя однажды по каким-то делам на улицу и зайдя в ближайшую
харчевню, вдруг узнавали, что они теперь являются гражданами, например, той же Австрии или Румынии, или России... и
так далее, пока наконец-то не примкнули к Украине, сначала в составе СССР, потом и к свободной Украине. "Свободной" -
это, конечно, чисто политический термин. Лучше бы было, чтобы страна была так же свободна и от криминалитета, и от
коррупции, и от кредитов, и даже от пресловутых поставок того же российского газа. Да где ж такое государство найдёшь?
Таких, наверное, и не бывает. Вся Европа, как наркоман на игле, сидит на этом газе. Ну здесь я, кажется, забежал немного
вперёд. Истинный расцвет город испытал, перейдя в 1775 году под крылышко австрийской императрицы Марии Терезии,
которая воспользовавшись поражением турок в русско-турецкой войне, не долго думая, аннексировала Буковину вместе с
Черновцами в империю Габсбургов, даже палец об палец при этом не ударив, чтобы хоть немного с кем-то повоевать.
С самого начала австрийского господства Черновцы стали центром всей Буковины. Сюда потянулись купцы со всех
ближайших и дальних сторон со своими товарами, ремесленники, деятели культуры, да и просто искатели приключений.
К этому времени были учреждены уже две ярмарки, из которых особое значение приобрела Петровская. Рост населения
стремительно растёт. Так в 1816 году он составлял 5416 человек, а в 1890 г - 54171. Развивается строительство, экономика.
Строятся пивоварня, винокурня, (предприятия, без которых, собственно, ни один город не может нормально развиваться
и дальше) паровая мельница, мебельная фабрика. Создаётся биржа. Вводится в эксплуатацию железная дорога Черновцы -
Львов, что ещё больше повлияло на дальнейшее его процветание. Построена электростанция. По улицам начали сновать
первые трамваи. Строятся кафедральный собор, резиденция буковинского митрополита, армянская церковь, иезуитский
костёл, еврейская реформистская синагога, городской театр, железнодорожный вокзал. Черновцы обрели европейский вид
и даже часто величались «маленькой Веной». И пусть такой вид имела только центральная его часть, но город приобрёл
своё лицо, своё «Я».

С 1914 года Черновцы неоднократно занимались российскими войсками, пока не отошли после февральской революции к
Румынии. Несмотря на принадлежность к разным государствам, город и дальше оставался центром украинской жизни на
Буковине. Кроме национально-культурных обществ, действовавших в период Австро-Венгрии, были основаны новые -
«Буковинский Кобзарь», «Украинский Мужской Хор», «Украинский Театр». Также появились и спортивные общества
«Довбуш» и «Мазепа». Существовало в Черновцах и отделение Украинской Национальной Партии. Выходили
еженедельники «Боротьба», «Рідний Край», «Рада» и «Самостійність», а также ежедневник «Час», журналы «Промінь» и
«Самостійна Думка». Не чувствовалось нехватки украиноязычных книжных изданий.

В бытность принадлежности города к СССР после второй мировой войны возникли сеть крупных приборостроительных
заводов, в основном оборонного значения.  Активно развивалась наука. Население города значительно увеличивалось,
расширялись и географические границы. Город сталл крупным железнодорожным узлом, появился аэропорт. И сейчас
Черновцы являются уникальным местом, являющимся как культурным, так и экономическим центром Північной  Буковины.
На этом, пожалуй, мой маленький экскурс в историю можно и закончить. Пришла пора окунуться в современную
действительность.