Мне не постигнуть замысел Всевышнего. О Холокосте

Лиза Лукашина
Часть 1. О душе

Что такое толерантность сегодня? Я не отвечу Вам. Не потому, что не хочу, потому что не знаю. В современном мире это слово приобрело некую ассоциативную окраску, что, безусловно, способствовало утрате истинного значения. Быть толерантным в нашем обществе совсем не значит быть сочувствующим, понимающим. Сегодня это всего лишь регламентированное законом требование. Душа здесь ни при чем.

Когда мы говорим о трагедии Холокост, мы говорим, в первую очередь, о душе. О душе великого народа, народа — мученика. О душе его губителя, о душах тех, которые этому губителю противостояли. Любое решение, любая мысль начинается с души. И, как известно, «ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека». А что заставляет человека осквернять себя и свою душу?

Мы привыкли искать причины конфликтов мирового масштаба в сферах политики и экономики. Тонкая игра сильных мира сего приводит в движение все рычаги и механизмы влияния. Политически ангажированные, завербованные агенты, враги народа, шпионы — пешки в шахматной партии, начавшейся уже давно. В неудачах внешней политики мы, бесспорно, обвиним именно их или дипломатов, но мы вряд ли задумаемся о том, что в расстроенных делах может быть виновата душа.

Душа обуславливает нашу жизнь. Ее организация влияет на наш характер, способ мышления, на наши чувства и поступки. Человек не может без души, как и душа не может существовать отдельно от человека.

Человек уникален в своей неповторимости. Душа каждого неповторима. В этом факте и прелесть, и потенциальная опасность. Опасность состоит в вопросе заполнения души добродетелью и идеалами. Если их нет, нет стремления к лучшему, доброму, душа становится рабой худшего в человеке — гордых глаз, лживого языка, рук, проливающих кровь невинную, сердца, кующего злые замыслы, ног, быстро бегущих к злодейству, лжесвидетельства, сеющего раздор между братьями.
В 1920 году были провозглашены, составленные Гитлером, Дрекслером и Федером, 25 пунктов, ставшие программой партии НСДАП. «25 пунктов», помимо отмены Версальского договора и социалистических преобразований сочетавших антисемитизм. Зло приходит в город неслышно, и если ему позволяют, селится погостить в незанятой светом душе. 

Часть 2. О силе духа

Любопытно, с какой жадной нетерпимостью человек придумывает своему брату (такому же человеку) все новые и новые издевательства, совершенствуя машины смерти из недалекого или далекого прошлого. Музеи во всех концах света поражают своими камерами пыток, зверством и дьявольским изобретательством человеческого мозга.

За время преследований и уничтожения евреев такие зверские способы и концепции их применения менялись. Неизменным оставалось одно — сила духа этого непобедимого народа.

В 1933 году начинается программа уничтожения евреев. Вводится «Закон о восстановлении профессионального чиновничества», из которого следует, что чиновник, имеющий хотя бы одного пра-родителя еврея, должен быть уволен. Чуть позже евреев-врачей массово увольняют из поликлиник. Вводятся квоты для евреев в учебных заведениях: не более 5% в каждой школе и не более 1,5% в университетах. Затем — публичное сожжение книг еврейских авторов, преподавание в школах расовой теории, запрет на редактирование немецких газет евреями.

Сильного человека очень трудно сломать. Внутренняя сила дает возможность выживать даже в физически непереносимых условиях. В этом смысле, моральный прессинг и насилие становятся более сильным оружием.

В течение 1933-1939 годов условия жизни евреев стремительно ухудшались. Из-за расовой ненависти их увольняли с государственных постов, гнали в другие страны, облагали их активы налогами, устраивали погромы. В 1938 г. нацисты обязали евреев (владельцев магазинов) выставлять в витринах надпись «еврейское предприятие». А после оккупации Польши было введено ношение отличительного знака. Инициатором этого введения был комендант Влоцлавека, оберфюрер СС Кремер, приказавший 24 октября 1939 г. всем евреям города носить на спине желтый треугольник размером не менее 15 см (желтая звезда Давида).

С началом II Мировой войны начинаются массовые расстрелы и погромы. Строятся концлагеря. Появляются и ликвидируются гетто. По оценкам «Энциклопедии Холокоста» (издана музеем Яд-Вашем), в Европе погибло до 3 миллионов польских евреев, 1,2 миллиона советских евреев (энциклопедия приводит раздельную статистику по СССР и странам Прибалтики), из них 140 тысяч евреев Литвы и 70 тысяч евреев Латвии; 560 тысяч евреев Венгрии, 280 тысяч — Румынии, 140 тысяч — Германии, 100 тысяч — Голландии, 80 тысяч евреев Франции, 80 тысяч — Чехии, 70 тысяч — Словакии, 65 тысяч — Греции, 60 тысяч — Югославии. В Белоруссии было уничтожено более 800 тысяч евреев.

Часть 3. Почему?

Люди любят задавать себе вопрос: почему? Почему происходят войны, несчастные случаи? Почему существует жестокость, бесчинство и насилие? Ответы разные и не всегда верные. Мы привыкли концентрировать внимание на внешнем, а не на внутреннем. Это первое. Второе - мы никогда не виним себя. В любых страданиях человеческих мы ищем виновного, но никогда не признаем свою причастность.

Общество формирует среду. При его постоянном развитии и отсутствии самоконтроля поезда нашей добродетели сходят с рельс, правила и нормы упраздняются в нас самих, это рождает зло. Зло, отравляющее умы, проникающее, как инфекция в легкие и поражающее всякую жизнь. Слабый организм сдается, сильный - борется. Этот закон понятен и справедлив. Этот закон иллюстрирует деятельность Праведников мира, людей неравнодушных, принявших решение бороться до конца.

Ирена Сендлер (1910-2008) — польская активистка, спасшая из Варшавского гетто более двух с половиной тысяч еврейских детей.

При нацистской оккупации евреев Варшавы и маленьких городков загоняли, как стадо скота, в городское гетто: четыре квадратных километра для приблизительно пятиста тысяч евреев, детей и взрослых. Условия их проживания были чудовищны. Ирэна устроилась в отдел соцобеспечения в муниципалитет столицы и ходила в Варшавское гетто. Она тайком носила его обитателям еду, лекарство, одежду. Вскоре немцы издали запрет на посещение гетто неевреями. Тогда она начала ходить туда как работник санитарной службы.
Ликвидация Варшавского гетто продолжалась целый год. В Варшаве оставляли только подростков и молодых людей, работающих на военных заводах. Для уничтожения евреев у фашистов было два надежных соратника – тиф и голод.
Ирэна использовала страх фашистов перед эпидемией и нашла четыре дороги, выводящей детей из ада. Сендлер действовала не одна. Во всех рассказах о ее деятельности в гетто упоминаются и другие люди. Известен шофер грузовика, в кузове которого вывозили малышей. У шофера была собака, он сажал ее с собой в кабину. Как только видел немцев, он безжалостно нажимал собаке на лапу, и та, заходилась жалобным лаем. Лай должен был заглушить плач, если бы он в этот момент раздался из кузова. Собаки быстро учатся, и скоро она уже поднимала лай по первому движению ноги хозяина. Эта собака тоже участвовала в спасении детей...
Медсестры-волонтерки давали малышам небольшую дозу снотворного и вместе с трупами вывозили их в город. Был также знаменитый трамвай номер 4, «трамвай жизни», как его еще называли, курсировавший по всей Варшаве и делавший остановки в гетто. Медсестры прятали малышей в картонные коробки под его сидениями и заслоняли своими телами. А еще детей вывозили из гетто в мусорных мешках и в тюках с отбросами и окровавленными бинтами, предназначенными для городских помоек.
Малышей выносили также через канализационные коллекторы. Один раз Сендлер даже спрятала ребенка у себя под юбкой. Старших детей проводили тайными ходами через здания, окружавшие гетто. Операции были рассчитаны по секундам. Один спасённый мальчик рассказывал, как он, затаившись, ждал за углом дома, пока пройдёт немецкий патруль, потом, досчитав до 30, стремглав бежал на улицу к канализационному люку, который к этому моменту открыли снизу. Он прыгнул, и по канализационным трубам был выведен за пределы гетто.
Рауль Валленберг (1912-1947) — шведский дипломат, спасший десятки тысяч венгерских евреев в период Холокоста.

В 1944 году Валленберга назначили первым секретарем шведского дипломатического правительства  в Будапеште. Используя свое дипломатическое положение и статус, он выдавал «защитные паспорта» шведским евреям, дававшие их владельцам статус шведских граждан, ожидающих репатриации.
 
Путем угроз наказания за военные преступления ему удалось убедить некоторых немецких генералов не выполнять приказы Гитлера по вывозу евреев в лагеря смерти. Таким образом он предотвратил уничтожение будапештского гетто (последние дни перед наступлением Красной Армии), а это значит, Валленберг спас не менее 100 тысяч венгерских евреев. В одном только будапештском гетто на момент прихода советских войск находилось 97 тысяч евреев. Всего из 800 тысяч евреев, проживавших в Венгрии до войны, выжило 204 тысячи. Многие из них обязаны своим спасением Раулю Валленбергу.

Тиунэ Сугихара (1900 — 1986) —японский дипломат, служивший в должности вице-консула Японской империи в Литовской республике. Вскоре после присоединения Литвы к Советскому союзу, помог более чем 6000 польских и литовских евреев, бежавших от преследования нацистов, покинуть страну, выдавая транзитные японские визы, по которым был возможен выезд на Дальний Восток через территорию СССР.

После нападения Германии на Польшу и начала Второй мировой войны в Литву от немцев бежало множество евреев. Большинство из них отчаянно пыталось уехать дальше от надвигающейся войны, но большая часть Европы уже была оккупирована нацистами, а большинство остальных стран запретили въезд еврейских беженцев.
Несколькими людьми была выработана следующая схема спасения евреев. Хотя Голландия уже была оккупирована, колонии ещё оставались под властью королевы Нидерландов. Голландский бизнесмен (торговавший электротоварами компании Philips), консул Нидерландов в Литве Ян Звартендейк (Ян Цвартендийк) выдавал евреям свидетельства о том, что для въезда в голландскую колонию Кюрасао въездная виза не требуется, которые служили неким заменителем визы. Советские дипломаты согласились пропускать людей с такими псевдовизами через СССР, но только при условии, что они получат и японскую транзитную визу, так как на Дальнем Востоке они могли выехать из СССР только через Японию. Японские транзитные визы выдавал Тиунэ Сугихара.
В 1940 произошло присоединение Литвы к СССР. В июле 1940 от иностранных дипломатов потребовали покинуть страну. Сугихара, владевший русским языком, сумел договориться с новой властью о месячной отсрочке распоряжения — для завершения дел. Получив указания японского МИД выдавать визы только тем, кто соответствовал формальным критериям и располагал необходимой суммой денег, Сугихара пренебрёг этими указаниями и выдал гораздо большее количество виз.
С 31 июля по 28 августа 1940 Сугихара занимался только тем, что выдавал визы беженцам. Вскоре у него закончились бланки для виз, и он продолжал выписывать визы от руки с помощью своей жены. На написание виз он тратил всё своё время, работая по 18-20 часов в сутки. Всего он выписал, по некоторым оценкам, 2139 виз. Учитывая, что виза выдавалась на семью, можно считать, что благодаря ему уехало около 6 тысяч человек. Как подсчитали в наши дни, общее число детей, внуков и правнуков беженцев, спасённых дипломатами Японии и Голландии, превысило 50 тысяч.
Когда Тиунэ и Юкико освободили особняк, закрыв консульство, ещё три дня снимали номер в гостинице и продолжали проставлять визы. Даже сидя в купе поезда на Берлин, все последние минуты он выписывал визы. А когда поезд тронулся, дипломат протянул консульский штамп через окно оставшимся беженцам — и они продолжили процедуру без него, подделывая подпись. На японской границе «сработали» не менее 400 виз с поддельными подписями.
Получившие визы беженцы пересекали советскую границу и ехали через СССР во Владивосток, где садились на японские пароходы и отправлялись в Японию. Большинство из них было отправлено японцами в Шанхай, где они благополучно пережили войну. Часть выехала в другие страны тихоокеанского региона или осталась в Японии.

Оскар Шиндлер (1908 — 1974) — немецкий промышленник, спасший почти 1200 евреев во время Холокоста, предоставив им работу на своих заводах в Польше и Чехии.
Став свидетелем рейда в Краковском гетто в 1942 и осознав все ужасы, творимые гитлеровским режимом против еврейского населения, а также свою причастность к нацистским преступлениям, он принял позицию абсолютного гуманиста и стал защищать евреев без какой-либо выгоды для себя. Оскар Шиндлер принял решение выторговать у высокопоставленных нацистских чиновников возможность принимать на свои предприятия евреев из концлагеря Плашув, которым грозила верная смерть. Количество спасенных Шиндлером оценивается приблизительно в 1200 человек (800 мужчин, 300 женщин и 100 детей); список был составлен Митеком Пемпером.

В конце 1944 нацисты начали массовое уничтожение всех евреев в Освенциме и других концентрационных лагерях, опасаясь того, что узники будут освобождены Красной Армией. Шиндлеру удалось вывезти тысячу своих подопечных в Бренец в Моравии и тем самым спасти их от смерти. 10 мая 1945 Бренец был освобождён советскими войсками.

Трагедия геноцида, еврейского народа в частности, пример заражения ума злом. Идея-фикс, не дающая покоя. Идея, ведущая за собой смерть человечности, идеалов и морали. Откуда появляется это зло? Из какого чувства оно рождается? Из чувства зависти, подкрепленного собственной неполноценностью. Разве может человек успешный и самодостаточный, счастливый в том, что имеет и делает, отдаться такой безумной ненависти? Дойти в своем безумии до того, чтобы убивать, уничтожать целые народы?

Антисемитизм, пришедший под знаменами фашизма, выявил духовную несостоятельность этого движения. Разрушение не может быть залогом процветания. А значит, оно приведет исключительно к деградации — культурных ценностей, морали, личностных качеств.

Гитлер, уничтожая еврейский народ, уничтожал, в первую очередь, свидетельство богоизбранности, величия этих людей. Быть евреем — это гордость, это печать благополучия и успеха. Величайшие ученые, писатели, артисты, художники, врачи, музыканты евреи по-национальности. На долю евреев приходится 27% всех Нобелевских премий и 50% чемпионов мира по шахматам. Не говорит ли это о многом?

Нельзя возвышать один народ за счет унижения другого. Забывая об этом, мы пренебрегаем горьким опытом истории. Пренебрегая историей, мы оправдываем убийц и душегубов, трагически менявших ее ход.

Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями
(И. Бауэр)


Послесловие

Духовные болезни страшнее болезней физических. Болезнь физическая останавливает человека, ограничивает его способности и движение, духовная, напротив, стирает рамки осознания истинного и ложного, вообще рамки, в которые заключен кодекс человеческого поведения.

Мы мало думаем о заболеваниях внутридушевных, но именно они, невидимые и незаметные, становятся причинами массовых катастроф. Природа человека духовна, как и о теле, нужно заботиться о душе.

Если душа заполнена хорошим, в ней просто не будет места для плохого. Но если она пуста, она станет благодатной почвой для сора.


Список использованной литературы:

1. Библия: Марка 7:15, Притчи 6:16-19,
2. Heiden, K. A history of national socialism. P. 20.
3. Антиеврейская политика нацизма 1933-1939
4. Игорь Островский. «Сколько еврейских солдат было у Гитлера»
5. Д.А. Кошелев. «О засорении чуждыми элементами германских школ и университетов», Краткий очерк германского национал-социалистического права (1933—1939), 2004
6. «Отличительный знак», КЕЭ, том 6, кол. 224–230
7. Ирина Кархут. «Ирэна Сендлер: спасай взятых на смерть»
8. Бирман Джон. Праведник: история о Рауле Валленберге, пропавшем герое Холокоста / Пер. с англ. Б. Ерхова. — М.: Текст, 2007. — 399 с.— (Праведники)
9. Л.А. Безыменский. Будапештская миссия. — М.: Совершенно секретно, 2001. — 44 с.
10. Михаил Штереншис. Евреи: история нации. — Герцлия: Исрадон, 2008. — С. 318-319. — 560 с.