Квадрат Малевича

Павел Савилов 2
              Искусствовед, сделавший карьеру
              на "Чёрном квадрате",умирая просит
              повесить эту картину у себя в ногах.
              Долго смотрел на неё и наконец молвил:
              "Да, не жаль покидать мир, в котором
              подобное считается шедевром!"
                Анекдот

В картинной галерее я стою. Передо мной
На серой стенке,  в осветлённой раме
Малеванный на холст большой квадрат.
Цвет у него чернее чернозема.
Стою и не могу никак понять,
Что за шедевр великий вижу я ?

Сомненья червь вгрызается  мне в душу,
Мысль о невежестве стараясь мне привить.
Как?
Почему ?
Не удалось постичь
Того, чего другим доступно стало
Увидеть в теле чёрного квадрата
Талант художника, способного создать
Сие великое творенье.

О, бедный наш ИвАнов  !
Жалко мне тебя !
«Явление Христа народу» ты писал
Почти всю жизнь в мученьях созиданья.
А здесь смотри. Всего-то лишь квадрат,
Что пласт земли означенный лопатой,
Но он дороже стоит, чем твоя картина !
Ведь он - шедевр !

Но так ли это ?  -Сомневаюсь я.

Чтоб лучше разглядеть,
Как гений кистью  границы создавал фигуры,
Ей придавая  цвет безлунной ночи,
Надел очки. И, подойдя поближе,
Стал всматриваться в «чёрную дыру».
И вдруг увидел в ней следы от кисти,
Обычно так, художник себе краску подбирает,
Чтобы потом мазками класть её
Туда, где новое рождается творенье.

Но здесь одни мазки, туда, сюда,
Сплоченные геометрической фигурой.
И это называют гениальным ?

И тут невольно в памяти моей
Вдруг воскрешается увиденное мною
Событие в Италии далёкой,
(Которая мила мне до сих пор.
Своею красотою беззаботной).
Имел я там несчастье наблюдать,
Как жизнь, из чрева матери родившись,
В  объятья смерти уходила.
То умирал от сепсиса младенец.
Недавно появившийся на свет.
И, как товар, хорошая хозяйка,
Ощупывает, прежде чем купить,
Так и его касались руки смерти,
На жёлто-серой коже оставляя,
Следы свои.

Румянец на щеках, чуть приоткрытый рот-
Всё говорило мне: ребёнок дышит !
Ещё есть шанс, чтобы его спасти.
Достаточно лишь взять его на руки
И воздух из груди своей вдохнуть
В его истерзанное тело,
Расправив лёгкие внесённым кислородом.
Но,  ринувшись к нему, я вдруг застыл,
Опомнившись. Ведь это же картина
Филиппино Липпи «Умирающий Амур»,
Написанная полтыщи лет назад.

И вот теперь взирая на квадрат,
Что черной краской гениально размалёван.
Мучительно пытаюсь  я понять, какие чувства
Пробуждает он во мне. Но тщетны потуги.
И вдруг недоумение в душе моей поставило вопрос:
Здоров ли был тот самый человек,
Кто первым вскликнул глядя на квадрат,
Изображённый на холсте картины:
«О, это гениальное творенье!»

                25-26 О7.2013

Картина К. Малевича