Любовь и разочарование

Нурсулу Жайлыбаева
Любовь и разочарование


 Но вряд ли человек мог бы разрушать то, что для него выступает высшей ценностью, а если разрушает, сам того не сознавая, то значит, что в корне изменились стимулы его жизнедеятельности, и цели, но они еще не могут провялятся так, как им подобает. И это просто еще не осознано и поэтому выступает в превращенных формах, обусловленных денежными отношениями. И вообще было бы наивным думать, что индивид способен осознать себя и свое содержание с исторической точки зрения. Человек еще не может отделить себя от денег и относиться критически к основанию своей жизни, тем более к социальным и историческим структурам. Женщина выступала владелицей семьи. И мужчина, испытывавший зависимость от нее и с уязвленным достоинством, приносивший домой деньги, изворачивался, и, в конце концов, ему пришлось превращаться во владельца денег, чтобы противостоять ей и вернуть снова свою власть.
 И это само по себе говорит о происхождении владельца денег – главной фигуры рыночной эпохи, – которое непосредственно связано не с общественными отношениями, а с процессами индивиду-ализации, т.е. как раз с превращением общественных отношений в индивидуальные. И этот процесс не прекратится, пока общество не перейдет в новое качественное состояние и владелец денег не превратится в психологическую форму личности, которую мы получим, освободив индивидов от денег.
 Но женщина сразу же смекнула и стала конкурировать с мужчиной, чтобы присваивать его деньги себе, но уже путем обмена. Перестав принадлежать мужчине, она располагает своим полом как своей собственностью, и манипулирует своим телом как товаром, который не обесценится, а, напротив, растет в цене по мере ограничения. И теперь мы видим, что она во многом его превзошла и на этом поприще, манипулируя страстями мужчины. И здесь произошла неожиданная метаморфоза: они впервые становятся равными партнерами, обменивающимися взаимными услугами. И как равные партнеры, они уже не могут жить вместе, любить друг друга, пребывать в брачных связях и наслаждаться здесь супружеским счастьем. Они от ныне зависят от названного взаимного обмена.
 Но суть не в этом. Главное состоит в том, что человек обнаружил недовольство и дискомфорт на всех уровнях жизни и впервые благодаря этому обмену дефицит человечности и подлинных чувств, очеловечивающих его. И ему не удастся скрыть эту нужду и убожество никаким блеском богатства. И, в конце концов, он разлагается внутренне, сохраняя лишь ослепительную форму владельца денег, проникнутый ненавистью к женщине. Но поскольку отношения переведены на денежную основу, то повсюду мы имеем дело с этим процессом разложения, необходимым итогом которого является деградация. Ибо в этом мужчина истощает всего себя, поскольку принцип этого обмена основан на манипуляции женщиной своим телом, состояние которого и товарность не требует от женщины усилий.
 Таким образом, рыночное общество не преодолевает деградацию мужчины, а напротив, доводит его до конца на денежной основе. За «крахом»мужчины начинается и крах женщины. Отсюда и пауперизация населения.
 Пауперизация – результат деградации личности. Пауперизация означает падения человека, являющегося результатом распада его способностей, изменения структуры его потребностей и ориентации. В основе деградации личности лежат процессы обострения противоречия между полами. На индивидуальном уровне она соответствует распаду семьи. Социальные причины – обострение противоречия между индивидом и обществом. Индивид – неизмеримо малая величина по сравнению с обществом, и он бессилен против государства, социальных и идеологических устоев общества и т. д. Это приводит к парализации деятельности индивидов. Отсюда и тот факт, что через парализацию деятельности индивидов расстраивается и развитие общества, в результате чего и возникают беспорядочные движения, хаос и т. д.
 Поэтому сама необходимость сознательного управления развитием общественных процессов вызывается именно угрозой гибели общества, которая возникает как результат разъединения людей и развития каждого в их стремлении к своему собственному благу. И эта сохраняется вплоть до вступления общества в новое качественное состояние, пока люди снова не объединись на новой основе. Ведь сама суть распада в том, что распадается прежнее объединение людей, а новое объединение развивается как результат преодоления распада. Поэтому это противоречие практически неразрешимо, пока общество не овладело развитием человека и не организовало его отношения, устранив деньги. Мы и видели противоречия развития личности на индивидуальном уровне, т. е. в отношениях между полами. А это значит, что пока не организовано отношения полов и оно пребывает во власти стихии и случайности, общество падает. Через парализацию деятельности индивидов (рост алкоголизма, наркомании, коррупции и т.д.) расстраивается вся общество.
 Но с точки зрения общества и исторического развития человечества этот факт предстает иначе. В этом смысле пауперизация есть появление свободных людей, в принципе способных образовать свободный союз, но что происходит лишь в результате сознательной организации деятельности этих людей и что может стать самодвижущейся формой, только сообразуясь с осознанной необходимостью развития человека. В процессе перехода феодального общества в капиталистическое происходили, например, эти же процессы. Но в иной форме и на другой основе, и как продукты распада феодализма в его недрах образовывались владельцы денег и вместе с тем происходила повсеместная пауперизация населения (появление бродяг, людей не занятых, не имеющих определенного места жительства, коих у нас называют «бомжами»). В ходе дальнейшего распада феодального общества деньги превращались в капитал (владельцы денег – в капиталистов), а из всеобщей пауперизации вырос класс пролетариев, образовавший основной класс капиталистического общества, противостоящий классу буржуазии. И К. Маркс в генезисе хорошо показал этот процесс превращения феодального общества в капиталистическое.
 Но продукты распада феодального общества образовывали не свободных людей, а элементов буржуазного общества (ростовщики, купцы, денежная аристократия, пред пролетариат и т.д.), превращавшихся в капиталистические структуры. Французские энциклопедисты восприняли именно их стремления. Да и для Гегеля, перевернуто осмыслившего данный процесс, это было не более как свободным развитием названных элементов. В абсолютном духе Гегеля становился дух буржуазного общества, который, в отличие от религии, обещал блага каждому в этом мире и отождествлял его с необходимым самоосуществлением этого духа, которое на деле было не чем иным, как свободным развитием могущественных классов буржуазного общества.
 Разложение буржуазного общества и его переход к новому состоянию повторяет эти же процессы на другой более высокой основе, и будущее общество свободных и всесторонне развитых индивидов вырастает из элементов, образовавшихся в процессе распада капитализма. Рыночное общество, поэтому, есть период распада капитализма, предварительно подготовленный социалистическим движением, в котором становятся элементы будущего, но в превращенной форме, поскольку это развитие происходит в денежных отношениях и через стремление человека к его собственному благу, что и внешне идентично с буржуазными реалиями.
 Только с этой точки зрения рассеиваются иллюзии и мистификация, окутывающие сознание индивида и привязывающие нас к внешним проявлениям жизни. А на поверхности все протекает как раз беспорядочно, и мы не сможем увидеть результаты развития и выделить из него необходимые формы и отличить их от случайных, внешних проявлений.
 В этом смысле брачно-семейные отношения дают непревзойденный пример конкретного диалектического развития, происходящего на денежной основе. Только фантазеры, художники и романтики пытаются восстановить эту семью, возвеличивая любовь и наделяя ее чуть ли не волшебными силами. Если учесть, что только за столетие прожило несколько поколений людей, то, главным образом, только то поколение, которое сложилось в период развитого социализма, подверглось резкой встряске и деградации, не умея приспособиться к неожиданным условиям. А молодое поколение, которое вступило в жизнь в период распада социализма, уже оказалось неспособным строить жизнь даже по образу и подобию своих родителей. Что же касается того поколения, которое вступает в жизнь теперь, то очень сомнительно, что оно повторит жизнь своих предков. Тем не менее, это самый важный вопрос, подлежащий анализу и выяснению, ибо будущее зависит именно от стремлений нового поколения и того, чего оно захочет и насколько быстро осознает свои желания. Молодое поколение не станет умным в том смысле, в каком его понимает старшее. Здесь важен взгляд общества, а не индивидов, принадлежащих различным поколениям, точно так же, как важно не сознание женщины или мужчины, а теоретическое осмысление общественного развития.
 Может быть, поэты и правы, если считают, что любовь является единственной силой, которая может связать молодежь этого поколения, и примирение произойдет на этой основе. Но главное здесь состоит в том, чтобы испытать в этом потребность, нужду и осознать ее необходимость. Но тогда сознательно или бессознательно каждый будет стремиться к этому, презирая все то, что мешает ее достижению, даже если она выступает в виде жажды обогащения или секса и осознается как влечение, никогда не находящее своего утоления. И этот факт свидетельствует о том, что любовь как страсть загадочна и непостижима. Разве жажда обогащения удовлетворяет наше знание, рассматриваемая просто как факт индивидуального смысла. Напротив, в человеческом плане она парадоксальна и так же непостижима, если хотят ее сделать всеобщей и увековечить в теперешней форме как продукта товарно-денежных отношений. В этом смысле всеобщей можно сделать жажду знания и любовь, но не жажду обогащения. Тем не менее, в нашей жизни в сознательном аспекте сегодня гораздо большее значение имеет именно последнее. А это значит, что в обществе преобладают разрушительные процессы, обусловленные этой страстью – жаждой денег. И этому соответствуют и все внешние страсти. И в этом смысле и любовь. Возьмите хотя бы наши традиции бракосочетания, связанные с взаимными подарками с обеих сторон и пышными свадьбами. И чем состоятельнее люди, тем они дороже. Но выполнение разных обрядов отнюдь не означает, что молодожены будут иметь все условия для совместной жизни и они будут свободны от стрессовых обстоятельств, разрушающих их чувства. Малоимущие же граждане просто обрекают себя на выживание, продав последнюю корову для такого случая. И любовь на этом фоне не может не играть разрушительную роль, ибо она не может осуществить себя, пока не устранены препятствия, мешающие ей развиваться. И ее свободное развитие, поэтому, происходит как разрушение сложившихся стереотипов отношений и знаний, идущих из прошлого.
 Главное здесь состоит в том, что человек, сам того не сознавая, меняет стимулы и цели своей жизнедеятельности и отдает предпочтение не вещам, а любви, и стремится к ее свободному осуществлению. И нас здесь смущает тот факт, что она отождествляется с сексом и осознается как секс, в котором человек как раз не находит удовлетворения, как и в страсти к обогащению. Фактом является то, что человек здесь подчинен этой страсти и, сам того не сознавая, посвящает себя ей, не осознавая в этом отношении результаты своей деятельности, и для него важно удовлетворение этой потребности, а не ее результаты. И в результате люди и «занимаются любовью», чтобы разочароваться. И это вновь и вновь воспроизводится (повторяется в этом заколдованном круге), не выходя за пределы страсти.