Докричаться б до небес

                   посвящается Еврейской автономной области

Докричаться б до небес... вновь и снова,
достучаться б до души не вполсилы...
Жало жалости чужой — не основа,
и не сеча у стены Измаила*.

Сотни стрел, но без меча, на пороге,
у подножия огня в злой юдоли, —
это солнце заточили в остроге,
это сердце умирает от боли.

Докричаться б до небес... Эхо, где ты?
Небо пухнет бесконечностью влаги...
Не родятся от цветов пустоцветы,
потому что без любви** нет отваги.

_________________________________________________

*       здесь проступает мотив героической битвы за крепость Измаила,
осуществленный войсками Российской Империи под командованием
А. В. Суворова в ходе русско-турецкой войны 1787 – 1791 годов.
См. в Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Штурм_Измаила
Однако, данный мотив не связан с темой самого произведения,
но связан с воспоминаниями о борьбе за существование ЕАО.

Стихотворение написано в 2013 г. в память о событиях 1990 г.
В произведении отражено впечатление от событий, связанных
с широкой дискуссией о статусе Еврейской автономной области,
развернувшейся в 1990 г., т. е. за год до ликвидации СССР,
когда власти РСФСР во главе с Б. Н. Ельциным объявили
суверенитет от СССР, что вызвало в стране анархию,
«положив начало фактическому двоевластию в стране и
"войне законов"», как утверждается в Википедии в разделе
«Декларация о государственном суверенитете РСФСР».
Политическая дискуссия была поднята представителями
амурского казачества и некоторыми активистами,
ориентированными на политику Израиля, что вызвало
мое негодование, как выросшей в Биробиджане (ЕАО),
т. к. это могло привести к упразднению ЕАО в России.
Собственно, это послужило дополнительным поводом
для меня к выезду в Израиль в 1990 году в качестве
репатриантки с целью организации протеста против
поднятия вопроса о статусе существования ЕАО. Общими
усилиями прогрессивного еврейства и под давлением
международной общественности эту дискуссию о статусе
ЕАО удалось остановить, а Еврейскую автономную область
как крепость отстоять. Вот что написано на эту тему
в Википедии (по Электронной еврейской энциклопедии):

«Впервые дискуссия о статусе области развернулась
в 1990—1992 годах, когда представители амурского
казачества и некоторые ориентированные на Израиль
активисты еврейских организаций высказались против
сохранения еврейской автономии на Дальнем Востоке России.
Масштабная миграция евреев из ЕАО в Израиль привела
к появлению мнений о крахе ЕАО как проекта еврейской
автономии […] В настоящее время ЕАО формально является
еврейской автономией, а по сути представляет собой
полиэтнический субъект РФ, а еврейское влияние ограничено
малочисленным местным еврейским населением.»
Википедия, раздел «Еврейская автономная область»
https://ru.wikipedia.org/wiki/Еврейская_автономная_область

Несмотря на многие проблемы и искусственно созданное
ложное мнение о крахе ЕАО, этот край усиленно развивается,
в который постепенно возвращаются евреи:

«"В последние пять лет число возвратившихся в Биробиджан
существенно превышает число отбывающих в Израиль", - сообщает
российское издание "Московский Комсомолец", со ссылкой на
представителей правительства Еврейского автономного округа (ЕАО)
на Дальнем Востоке. В 2008 году сюда возвратились из Израиля
77 человек, а уехали туда на ПМЖ – 40.»
Центральный Еврейский Ресурс Sem 40, статья «Евреи уезжают
на ПМЖ из Израиля в Биробиджан»:
http://www.sem40.ru/index.php?newsid=213127 

**     откровенно говоря, мне непонятна нелюбовь некоторых
евреев к Еврейской автономной области, в которой я провела
детство и юность. Сердцем ЕАО всегда будет Биробиджан,
город дружбы народов. Скорблю, что после ликвидации СССР
этот город был оставлен многими моими соплеменниками,
там почти не слышится еврейская речь, хотя он по-прежнему
еще остается красивым, ведь его в конце 20-ых годов XX в.
строили мои еврейские предки из Испании (Бильбао) вместе
с другими евреями из разных стран, в том числе из США:

«Тысячи советских евреев переселились в Биробиджан.
Более удивительно, что также поступили и около 1400 еврейских
коммунистов из Соединенных Штатов и других западных стран.»
Источник: р. И. Телушкин, энциклопедия «Еврейский мир»,
Часть девятая: «Советские евреи», глава 228, «Биробиджан».
См. источник: http://jhistory.nfurman.com/teacher/09_228.htm
_________________________________________________

рисунок к тексту: картина художника Wojtek Siudmak
http://mtdata.ru/u16/photo0B45/20635409562-0/original.jpg


Рецензии
Сильные, пропитанные духом глубокой боли, строки, Ирина. Я думаю, что сама жизнь пишет их через тебя. Полагаю, что большое сердце всегда докричится до справедливости мира, исходящего с высоты небес. Я, как советский поляк, восхищаюсь теми, кто отстоял Еврейскую автономную область, когда ультраправые элементы пытались добиться ее упразднения после предательского суверенитета Федерации от СССР, провозглашенного без согласия народа ее прозападными властями в 1990 году, что привело к ликвидации СССР годом позже. Я рад, что хоть что-то от великой страны удалось отстоять. Верю, что ЕАО будет жить и евреи, и не только евреи, вернутся на свою вотчину.

Валентин Валевский   02.10.2017 20:35     Заявить о нарушении
Спасибо за поддержку, Валентин. Для меня она очень важна,
но не потому, что мне отрадно всё, что ты делаешь для меня,
а потому что твоя помощь всегда действенна и ты подкрепляешь
свои слова делами в отличие от тех, кто занимается пустой болтовней.
Мое сердце всегда будет для тебя открыто. С ответной любовью.

Ирина Леви   02.10.2017 20:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.