О Есенине, Маяковском о нас

Сан-Торас
Композиция Санто. Туш.Перо.

Рецензия на «О Есенине и свободных женщинах!» (Сан-Торас) http://www.stihi.ru/2013/07/16/5327
*
На чёрной тряпке грозового неба
Прозрачность синяя открылась из-за тучи,
Возможно, подлецом Есенин не был,
Но всё же жизнью его скомканной не мучай!

Клавдия Матухина   17.07.2013 00:00 


Эксы:

Рецензия на «Поэт и обыватель» (Сан-Торас) http://www.stihi.ru/2013/07/17/3702

Задернув небо грязной тряпкой,
Зарывшись в смрадную берлогу,
Зачем же липкой, потной лапкой
Берёзовые ситцы трогать?

Я-Евка   17.07.2013 12:24 

*
Летят из белых и сиреневых,
Из алых ситцев облака...
Не надо край берез есеньевых
Топтать безбожьем каблука!

Вам только песенок на блюдечке
От сломанной  его судьбы?
Эх вы людишечки, эх людечки!
Что после вас? - одни гробы!


Сан-Торас   17.07.2013 13:59

Рецензия на «Что после вас?» (Сан-Торас)
Я-ЕВКА
Вот он писал "большое видится на расстоянии", но есть куча людей
с таким специфическим дефектом зрения, что чем величественнее
явление, тем меньше они способны его заметить и оценить 
это, наверно, такое проявление инстинкта самосохранения,
букашке больно осознавать, что на свете бывают голубые киты или белые слоны.

САНТО
Поэтому она говорит: возможно белый слон подлецом не был! Этож надо так гениально оскорбить Белого слона! Какая формулировка!
И не придерешься) Ведь не был же, вернее возможно не был, а может и был...  наглость!
А знаете, что слоны в Индии работают только 4 часа в день и все - больше ни секунды не заставишь!
А знаете, что Белого слона дарят чтобы разорить?!
Потому что работать на нем нельзя - он священный!
А жрет как простой грешник, в этом и заключается идея разорения.

Я-ЕВКА:
Зато во времена моего далекого детства шутили - хочешь разорить кого-то,
подари ему фотоаппарат. Тут-то и начиналось - объективы, штативы,
увеличители и т.д., и т.п.

КЛАВДИЯ:
И что вы так распереживались? Сотрите мнение букашки и оставьте прекрасный стих голубого или белого кита, на выбор. Только говорить будет не о чем и ругать некого. Я как тот Вовочка из анекдота, всё что-то не то говорю. А, впрочем, пишите, что хотите, я не из тех, кто коллекционирует бантики охов и ахов.

САНТО:
Клавдия, речь о стихах а не личности автора. Я полагаю, что так выразился Ваш лит-герой.
Мне, совершенно, не хочется Вас обидеть.
Это реакция на произведение, на высказанную мысль.
Вот обиделись Вы за эту чертову букашку, а его,подлецом - значит можно? Но почему люди не делают этих очевидных связей?!(Если мне от таких вещей больно, то и другому так же)
 Вот Вы же делаете укол: Мол нам без Вас не о чем говорить, т.к. ругать, означает, что нам лижбы обидеть каго-то какие-мы плохие, поверхностные!
Не хочу никого обидеть! - это литературное обсуждение темы, а не Вашей личности.
С уважением Санто.

КЛАВДИЯ:
Я думаю, что Есенина обидеть нельзя - слишком величина крупная. С творчеством его мне всё понятно, не хотелось бы тут повторяться, не будем же мы любовь к его стихам на весах взвешивать и измерять - у кого весомее.
А вот с жизнью мне не всё ясно, он, конечно, использовал её по полной программе, как материал для творчества, но всё равно это ничего не проясняет,думаю, что ему и самому-то было не разложить по полочкам всё. А мемуары все эти - такая мешанина, да и время было такое, что не одного его загнало в петлю. Вы вот верите в светлый образ, а я не знаю ничего доподлинно, что там было, кто какой был. Никого не сужу, но веры такой безотчётной нет, я всегда и во всём сомневаюсь. Поэтому и вырвалось, что лучше не мучиться, думая о жизни, всё равно ничего толком не поймёшь. Есть творчество, этого достаточно. Такая уж я не сентиментальная. Больше не буду лезть в объяснения, а то будет похоже на занудство.

САНТО:
Мы просто беседуем, Клавдия, обмениваемся мнениями, стихами экспромтами, какое уж тут занудство?
У нас живой, литературный разговор.
Ключевые мысли в Вашем ответе:
*1.Талант обидеть нельзя - слишком величина крупная.
*2.Жизнь свою Есенин использовал как материал для творчества. (По полной программе)
*3.Вы Санто  верите в светлый образ а я, Клавдия знаю каким он был.(доподлинно)
Начнем с третьего:
Вы предлагаете мне  штамп слепой неразумной веры?
Я не мальчик в сандаликах, чтобы вместо аргументов основанных на конкретных знаниях опираться на веру, иллюзию или фантазию.
И достаточно основательно владею темой, чтобы мотивировать любой свой довод, или вывод.
С Вашей ремаркой, номер один, в отношении величины столь великой, что можно в нее плюнуть, ничего с ней не случится. - Не соглашусь.
Может с величиной и не случится, а с нами - да, случится!
Мы низость свою демонстрируем, проявляя неуважения к тем, кто его заслуживает, может быть больше чем мы сами.
У обывателя всегда есть мнение:
Если человек сильный - на него можно наваливать - выдержит!
Если великий - можно принижать - не убудет!
 Я уверен, что и самый сильный нуждается в поддержке, и самого великого уязвляет оскорбление, потому что все люди.
Уже говорил, что не хожу с тряпкой по биографиям и не стираю темные пятна - отлично понимаю, что у каждого они есть и знаю какие именно.
Но просто против того, чтобы брать постыдное под увеличительное стекло и выставлять впереди достоинств, которых больше у каждого, в том числе у Есенина.
Не идеализию его - вообще не способен на это! Но сострадаю, тому как мало он жил, совсем мальчик...
Да плевать на эту славу за такую цену!
Вот она слава - подлецом назовут не вздрогнув! - И за это умирать в разгаре жизни?!!!
Кто это придумал, что поэтам нравиться
стреляться и вешаться, что это они себе такими приемами биографии строят,(по полной программе)?!
Было... сказала Ахматова такую фразу о Бродском, когда его судили: какую биографию они делают нашему рыжему! НО...  он же не специально лез в темницу ради этой биографии!
 Ее слова пост-фактум, как ободрение, поддержка!
 А в трактовке что таково намеренное специальное страдание  -  квазиуродливый изворот! Ничего более нелепого не слышал!
 Знаете, как это когда шея ломается?
Это для красоты штоли в петлю лезут?
Только мы любим на диванах валяться и тушки свои  холить, а они не люди, им умирать не больно, мы не сентиментальны, да?
Вот эти понятия задевают, а не идеализия образа!
 И потом я старше Есенина и смотрю на него как на мальчика, несчастного и очень одаренного.
А не как на глыбу замурованную мрамором.
Еще думаю о том, что отношение наше, к людям кто рядом и к тем поднебесным, формирует восприятие мира нашими детьми. Мы своим пояснением, даем им точки отсчета! На всю жизнь, понимаете?
 А мы демонстрируем цинизм, равнодушие и  пошлую снисходительность.
Не говорю о Вас - НЕТ! Но говорю, о весьма распостраненном клише, которое утвердилось как обратная реакция.
Людям так долго навязывали лживые лозунги, пафос, что освободившись от продолжительных и бурных аплодисментов общество качнулось в другую сторону: вся страна говорит еще на Вы, но уже матом.
 За то что  верили и  обманулись теперь считается проявлением умности, все развинчивать и переворачивать ни во что не верить: Пушкин просто волочился за дамами и матерщинник, Достоевский картежник и психопат, Есенин подлец и гуляка.... не надо  никаких светлых образов!
 Все - больше нас не проведешь!
Это нормально?
Еще никто не отменил и не переписал Онегина, Карамазовых и страну березового ситца...
"Увяданьем золота охваченный
Я не буду больше молодым..."
И остался молодым навсегда... мне по-человечески бесконечно жаль.
Сан-Торас   17.07.2013 19:00 

Рецензия на «Поэт и обыватель» (Сан-Торас) http://www.stihi.ru/2013/07/17/3702
ЛИНА:
Санто, не могу не откликнуться на Ваше кровью сердца написанное и Есенину посвященное. На все 100 и даже чуть больше согласна с Вами в том, что не нужно смаковать подробности биографии. "Я поэт, этим интересен", - писал Маяковский в "Я сам".
У меня к Вам просьба: предложите мне как учительнице тему(ы) сочинения(й) по творчеству этого неординарного поэта. Все "золотые" и "бриллиантовые", которыми забит интернет и которые так самозабвенно копируют двоечники, собирая одно из нескольких ("Тема Родины в поэзии Есенина", "Адресаты любовной лирики Есенина" и т.п.) уже набили оскомину, я их не читаю, иногда, правда, из сострадания к затраченным на списывание усилиям ставлю "3". В прошлом году придумала темы: "Без комментариев"( 100 любимых строк). Можно комментировать, можно просто выписать и объяснить, почему они любимые), "Что нового сказал Есенин о любви" (тема несколько провокационная, зато есть потом что обсудить). "Земля и небо в стихах Есенина". Вот и всё, на что моей буйной фантазии хватило.
А если бы Вы работали с 11-ми классами, какие бы темы Вы предложили ?

Лина Чирко   17.07.2013 22:42   

САНТО
Я бы взял у Маяковского вот это:

Каюсь:
я
один виноват
в растущем хрусте ломаемых жизней!
....
Мечу пожаров рыжие пряди .
Волчьи щетинюсь из темени ям.
Люди!
Дорогие!
Христа ради,
ради Христа,
простите меня!
Владимир Маяковкий

"Эпатаж и душа в мировоззрении Маяковского".

Я бы провел грань между глубоким миропониманием и наносным вызовом в личности и творчестве В.М.
Для этого учитель сам должен хорошо владеть темой и понимать куда ведет паству.
Смысл таков: Не всякий вызов и эпатаж следует принимать за чистую монету.
Это то, что тебе хотят внушить, навязать, чем провоцируют.
А что сам ты понимаешь в таком вызове? Какие твои личные мысли?
Надо уметь дифференцировать, отличать например, молодой эпатаж от зрелого понимания сути вещей.
Ведь именно в эти минуты грусти и покаяния - звучит истинная душа поэта:
Люди!
Дорогие!
Христа ради,
ради Христа,
простите меня!

- эта та высота, на которую он в одиночестве сумел подняться.
А эпатаж - это веселье в толпе, провокация, вызов, озорство, желание обратить на себя внимание!
Обратить, например, морковкой, желтой кофтой, хотя бы для того чтобы плюнуть!

"И если сегодня мне, грубому гунну,
не захочется кривляться, и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам,
я - бесценных стихов транжир и мот!"
( из поэмы “Нате”)

Эпатаж - это прародитель перформанса.
И в нем тоже проявляется поэт, его характер, взгляды! - Но не иститинной своей сущностью, не высотой, которой достиг он в минуты тишины и духовного просветления, а некой маской, надевая которую, возможно, мстит за то непонимание, какого удостоены самые светлые излучины души его - те тайны, что для многих всегда остаются в тени, а большинству не открываются никогда.
 Чтобы коснуться этого света надо самому иметь способность духовно напрячься.
Для чего это нужно? - Где мы, где Маяковский, какова связь? - А связь прямая!
Уметь думать это принцип, который работает в разных сферах жизни - во всех!
В данном случае мы учимся на этой теме  принципу думать!
 Повторю цитату:"Смысл таков: Не всякий вызов и эпатаж следует принимать за чистую монету.
Это то, что тебе хотят внушить, навязать, чем провоцируют." На этих законах работают рекламы, средства СМИ, которые кроме прочих задач еще и формируют потребителя, исполнителя, того, кем можно управлять, использовать, манипулировать.
Способность жить не чужим, а своим умом, прививается с молоду!
В дальнейшем, именно, эта способность даст возможность сделать свой выбор.
А что такое ум? - Каков главный критерий ума? -
  Вот что спросил бы я у ребят.
Сам думаю... что ум  - это, прежде всего, ум-ение делать выбор.
А это означает - найти свою судьбу, осмыслить ее, и главное - прожить свою, а не чужую жизнь.


ЕСЕНИН.

О Есенине? Глубочайшая тема вот эти спетые, перепетые известнейшие стихи:

Да! О Есенине взял бы тему отсюда: Тема сочинения: “Гуляка” - То есть гуляка – для всех, а для тебя?
*
Я обманывать себя не стану,
Залегла забота в сердце мглистом.
Отчего прослыл я шарлатаном?
Отчего прослыл я скандалистом?

Не злодей я и не грабил лесом,
Не расстреливал несчастных по темницам.
Я всего лишь уличный повеса,
Улыбающийся встречным лицам.

Я московский озорной гуляка.
По всему тверскому околотку
В переулках каждая собака
Знает мою легкую походку.

Каждая задрипанная лошадь
Головой кивает мне навстречу.
Для зверей приятель я хороший,
Каждый стих мой душу зверя лечит.

Я хожу в цилиндре не для женщин -
В глупой страсти сердце жить не в силе,-
В нем удобней, грусть свою уменьшив,
Золото овса давать кобыле.

Средь людей я дружбы не имею,
Я иному покорился царству.
Каждому здесь кобелю на шею
Я готов отдать мой лучший галстук.

И теперь уж я болеть не стану.
Прояснилась омуть в сердце мглистом.
Оттого прослыл я шарлатаном,
Оттого прослыл я скандалистом.

Я бы предложил ребятам рассказать в своих сочинениях о чем эти стихи?
Какие строки их наиболее привлекают?
Посмотрел бы кто понял то главное, что в них сказано.
Этим бы уроком, через их сочинения, я бы дал понять что значит думать, отделять главное от второстепенного и что значит идти на поводу клише, запечатывая свое мышление общим штампом.
Потому что уверен, что в этом произведении Есенина читателя влечет, прежде всего, именно это:
“ Повеса, уличный, хулиган”
Озорной гуляка, скандалист и т. д...
А ведь истина в том, что в этом, какбы разбитном и ухарском стихотворение выражены глубоко гражданские, высокопорядочные, смелые,  духовно светлые мысли!

Вот здесь:

Не злодей я и не грабил лесом,
Не расстреливал несчастных по темницам.
Я всего лишь уличный повеса,
Улыбающийся встречным лицам.

Стихи написаны в 22 году. Они говорят о том, что Есенин понимал, что происходит в стране, где гнездится настоящее зло, в чем трагедия народа, черная его история:
“Не расстреливал несчастных по темницам.” - Вот где истинное злодейство! ( Гумилев расстрелян в 21 году, в 35 лет.)
Глубокое понимания сути вещей, а главное ценность человеческой жизни, в период когда сама жизнь обесценена, вот что выражено в этих черезвычайно смелых строчках!
Здесь сказано :
о душе, о глубине его личности, о нравственной выборе, который подчас стоил собственной судьбы – это значит не предать, не запачкать себя кровью ближнего своего.
В то время как вся страна по колено в крови.( по колено - все по-ко-ле-ни-е)!
 В этих строках звучит нравственная и духовная высота, до которой поднялся поэт.
А гуляка - это вторично, не это главное зло!
Мне бы хотелось чтобы молодые люди умели вдумываться.
Чтобы не повторяли как запрограмированное компьюторное плато памяти то, что туда механически вложили.
А все же отличали суть вещей от наносного, оттого что так ловко уводит от сути.

Потому и обманывались многое в революционных идеях,  в перид сталинского террора 30-тых годов, и после, что не думали над тем, что видят, а верили тому что им говорят.
Ведь уличный повеса улыбающийся встречным лицами – в свете того времени, когда брат на брата, красные на белых до смерти - этот повеса очаровательная душа, - сама доброта!
Здесь акцент мысли не на ухарстве, здесь речь о безобидности этого греха, в сравнении с настоящими преступлениями, понимате? "Всего лишь повеса"...О доброте речь... А ведь это выбор, который стоил ему жизни. Мог бы восславить власть имущих и жить до старости "в шоколаде"

И теперь уж я болеть не стану.
Прояснилась омуть в сердце мглистом.
Оттого прослыл я шарлатаном,
Оттого прослыл я скандалистом.

О чем он болел? Что это за омуть в сердце мглистом?
Что за мгла у юноши? ( Ему в этом момент 26-7? В 30 лет, он уже погиб.
Чтобы понимать эти строки, их глубину значение, необходимо знать и понимать время в которое он жил,
анализировать на фоне каких событий писал.
"Почему прослыл скандалистом?" - Это плохой характер? И все?!!!
Нет, не так все просто! - это бунт! Протест! - это боль, иначе причем тут несчатные в темницах и расстрелы?
Откуда это?
- Вот Есенин - он скандалист такой сякой - так говорили те, правильные моралисты, что всем указывали цель, те кто по темницам порядки наводил.
А Поэт объясняет : НЕ ЗЛОДЕЙ Я! Потому что настоящее зло там где убивают невинных! Там где оговор, предательство, насилие, смерть - вот где трагедия общества, страны, народа.
А прожил-то всего 30 лет... Закончат Ваши дети школу, и поймут как это быстро и как мало... всего 30...
Ну.. так, примерно, навскидку... я бы говорил об этих вещах, потому что они есть правда и этим западают в душу. А повеса... имеет место быть - таков биографически факт, но в данном случае - это дымовая завеса, отвлекающая, загораживающая  то главное, о чем сказано в произведении.

Сан-Торас   18.07.2013 11:08   

ЛИНА
Санто, я снова и снова убеждаюсь в Вашей гениальности, и поэтической, и человеческой.
очень рада, что зарегистрировалась полгода назад на Стихире - чтобы читать - и нашла Вас! Только ради этого уже стоило бы сюда попасть.
Я обязательно воспользуюсь тем, что Вы мне написали, и буду работать в этом направлении, и ребят заставлю осмысливать и переосмысливать, проникать в глубины и открывать новые грани в творчестве "хрестоматийных" поэтов.
Огромное Вам спасибо!
С уважением к Вашим многочисленным талантам, с неизменным пиитетом к Вашему творчеству, Г.А.Чиркова.

Лина Чирко   18.07.2013 18:38

САНТО:
Приветствую, Лина!
Благодарен за отзыв.
Я поставил этот пост в произведения, потому что интересно, предложит ли кто-то еще новые темы для сочинений?
Ведь это поэтический сайт, где спросить как не здесь?
Почти уверен, что нет - никто не предложит! Хотя был бы рад ошибиться.
В своей книжке "Первенец моего первенца"
Уже задавался вопросами:
Как развивать? Как воспитывать детей в нашем хамовом мире?
Нынче в России вошла в моду система тестов.
Мне кажется, что тесты – это набор множества фактов, которые следует запомнить.
Система тестирования не вскрывает понимания глубинного смысла вещей, не требуют творческого обобщения и главное не ведет к синтезу, а это, по сути, и есть цель образования.
Такое обучение, сконструирует духовно иного человека - качественно другого.
Как воспитывать?
Сейчас сформировался новый тип личности с гипертрофированно хватательными рефлексами.
Мне кажется - это результат уничтожения ителлигенции, дворянства как класса .
Потому что дворянское воспитание ориентировало человека не на успех, а на идеал.
Они потерпели поражение, так же как деликатность проигрывает хамству!
Ибо у людей интеллигентного замеса нет хватательных рефлексов, они благородно уступают.
Пробиваться, расталкивать, заявлять о себе – недостойно, неприлично.
Но, именно, эти качества нынче вошли в понятия, без которых немыслим успех.
Благородство – стало словом, выпавшим из лексикона, чуть ли не атавизм.
Как готовить маленького человека, по тестам АЙКЬЮ, к большому, беспородному миру?
Не знаю! - Вырастишь доброго, честного - будет несчастен.
Вырастишь ловкого, беспощадного - сам будешь несчастен.
Остается одно - научить думать - пусть выбирают.
Но для этого самому надо научиться думать!
Выходит, что начинать воспитание другого человека, следует с воспитания самого себя.
А это занятие нами всегда откладывается на потом... а потом никогда не наступает.
Поэтому наступают на грабли, которые всегда под ногой - к нашим услугам! И в повседневных, и в исторических смыслах.

Сан-Торас   19.07.2013 09:09