Культура личности, или культуризация сегодня

Лиза Лукашина
Любителям Бауэрфинда, Дюбуа и Шопена приходится несладко. Вопрос «как найти работу душе творческой» и ее поиск зачастую становятся просто невыносимыми. К счастью, прогноз позитивный. Современная Москва многополярна, а это значит, любая натура при желании здесь найдет себе применение. Главным остается, не как, а где?

Периодика

С каждым годом периодики, ориентированной на просвещение населения, становится все больше. Если в 2011 году насчитывалось около 7812 тематических издания, то к двенадцатому году их число возросло до 8051 (Статистика российской книжной палаты). Само собой разумеется, осилить такое количество невозможно. Вот несколько популярнейших, а также самых цитируемых журналов на июнь 2013 по версии информационно-аналитической системы «Медиалогия»:

Российский журнал «Афиша», уступая Forbes и The New Times, по-прежнему остается наиболее цитируемым. Благодаря своей специфике – освещение событий города в области развлечений – «Афиша» приобрела аудиторию в более чем 1 млн. человек, тем самым подтверждая свое первенство среди изданий о развлечениях. Рубрики журнала: «Кино», «ТВ», «Концерты», «Выставки», «Театр», «Рестораны», «Вещи» и т.д. - все, чем интересуется современная молодежь. «Афиша» идеально подходит человеку занятому, но при этом желающему оставаться в курсе событий – статьи на сайте информативны и лаконичны. Информация всегда актуальная и объективная.

Достойную конкуренцию «Афише» составляет иллюстрированный журнал о жизни Москвы «Большой город». Во-первых, журнал бесплатный, найти его можно во многих кафе и маркетах города, таких как «Хлеб насущный», «Республика» и др. Во-вторых, помимо статей о Москве и ее окрестностях, журнал пишет о людях («Люди БГ») – врачах, музыкантах, режиссерах. В конце журнала есть рубрика «Объявления», дробящаяся на разделы: недвижимость, благотворительность, потеряно, найдено и многие другие.

Статьи и интервью журнала отличаются своим особым стилем. За вуалью юмора и снобизма проглядывает целостность и идея. Всегда увлекающие и всегда динамичные – таковы материалы БГ. Характер статей несенсационный, все они – вне времени. Где купить хороший велосипед? Где отметить день рождения? Какие новые заведения открылись в Москве? – на все эти и многие другие вопросы коротко и доступно своим читателям отвечает «Большой город».

Интернет-ресурсы

За 4 года существования (статистика 2010 года) редакция и пользователи «Look at me» написали 814 709 постов. Такого количества хватило бы на 5000 изданий. Ежедневный интернет-журнал о моде, кино и музыке с каждым днем набирает свои обороты. «Сначала это был просто блог об уличной моде, постепенно он обрастал сервисами и поклонниками. Сейчас Look At Me — ежедневный интернет-журнал, который создается совместно с читателями» («О проекте»).
«Look at me» - журнал для молодых и активных, людей, интересующихся музыкой, дизайном, искусством, книгами, театром и другими формами творчества. Разделы «Опыт», «Будущее», «Индустрия» и «Вдохновение» предлагают своим читателям статьи на разные темы – от премьер кинофильмов до уличных инсталляций. Содержательная составляющая обзоров всегда на высоком уровне.
К этим преимуществам можно добавить еще одно: в разделе «Сообщество» - «Вакансии» обновляются и добавляются интересные места для молодых и креативных. Опыт работы зачастую не требуется,  это, безусловно, большой плюс для тех, кто хочет попробовать себя в выбранной профессии, но по известной причине не может.
Все самое новое и интересное здесь – модные тенденции кино и искусства, что носить, что читать и что слушать – об этом Look at me напишут первыми. Особенность, отличающая LAM от похожих изданий, его широкая тематическая и идейная направленность.

Телевидение

Проблема создания телеканалов, посвященных классической музыке, театру, изобразительному искусству и архитектуре, интересных для молодежи и доступных, остается открытой по сей день. Причин несколько: нехватка профессионалов, которые смогут создавать интересный и актуальный времени информационный продукт, финансы и качество программ, позволившее бы им конкурировать с уже существующими.

На сегодняшний день каналов, специализирующихся на культуре и ее проявлениях, несколько. Это – «Культура» и образовательный канал «Просвещение».

Общероссийский государственный телеканал «Культура» был создан в 1997 году.
Специфика канала – передачи о русской и всемирной истории, музыке, науке. В программах канала новости культуры, встречи с творческими людьми. Большую часть ротаций занимают трансляции концертов классической музыки, балета, опер, а также документальное и художественное кино. Благодаря постоянному анонсированию событий культурной жизни, зритель всегда в курсе ближайших мероприятий.
Несмотря на популярность «Культуры», процент молодого зрителя очень низкий (7%). Связано это с ученостью программ (по статистике «Атласа СМИ» 50% аудитории имеет высшее образование). В этом смысле более доступным является канал «Просвещение», ставящий цель «помочь молодым людям, зачастую дезориентированным или принявшим ложные жизненные ориентиры, найти себя и самореализоваться».

Национальный Образовательный Телевизионный канал «Просвещение» основан в 2010 году. Занимаясь вопросами развития образования, телеканал привлекает молодежь в науку, социализируя ее. Сетка вещания состоит из программ о российских вузах, достижениях современной науки, великих ученых, философских течениях, о профессиях и семейных ценностях. «Просвещение» - это проекты о культуре, искусстве и творчестве молодых художников, режиссеров, музыкантов, писателей и поэтов.

Основными плюсами канала являются 24-часовое вещание, отсутствие рекламы, а также полезные для любого возраста программы («Семейные ценности», «Книжная полка», «Движение мысли», «Магия музыки»). Большая часть программ ориентирована на молодежь – «Школа», «Профессия», «Молодые ученые России», «Все свои», способствующие их воспитанию и просвещению в сферах науки и культуры.

Сегодня в интернете достаточно ресурсов, рассказывающих о событиях культурной жизни. Не все из них компетентны и далеко не все объективны. Из печатных изданий – «Афиша» и «Большой город» прекрасно подходят человеку вечно спешащему, деловому, но при этом интересующемуся. «Look at me» удобен своей мобильностью и универсальностью: широким спектром тем и обзоров, сочетанием функций той же «Афиши» и «БГ». К тому же, это издание молодежное, пополняется каждый день и находится в курсе всех последних событий. Благодаря своей открытости и заинтересованности в новых знакомствах, выигрывает у первых двух изданий. Телеканал «Культура» ориентирован больше на молодежь 24-44 лет и более взрослых. Материалы здесь строго научны, подача немного сухая, консервативная. Содержательная часть всегда на уровне, но не всегда доступна зрителю до 24 лет. «Просвещение» больше подходит школьникам и студентам. Все материалы подобраны в соответствии с уровнем аудитории, интересно изложены, рассчитаны на диалог и взаимодействие со зрителем.

По словам В.В. Путина (Интервью в «Комсомольской правде»), создание новых телеканалов, специализирующихся на информации о культуре, не за горами. Что ж, будем ждать, а пока, приятной культуризации!

Лиза Лукашина