Здравствуйте, дяденька Кандыбаев

Светлана Шок
           Путешествуя по городам Советского Союза, я часто встречала памятники и монументы, воздвигнутые в честь советского солдата - освободителя и, подходя к каждому из них, тихо шептала: "Здравствуйте, дяденька Кандыбаев" и вспоминала...
           Было это сразу после войны.
           Солдаты, уставшие от сражений, мечтали о мирной жизни, о встрече с родными, думали о своем доме, который был еще далеко, а наш детский дом был рядом - рукой подать. Вот туда - то и пришли они.
           Дети обступили их, обнимали и часто спрашивали:
         - Дяденька, вы не мой папа?
         - Придут, придут скоро и ваши папы, - дрожащим голосом, стараясь погладить каждого по головке, отвечали они. Дети верили и ждали, но, к сожалению, это случалось крайне редко.
            Потом, окружив дядю Женю, который тихим, очень мягким голосом пел смешную песенку про котенка, подыгрывая себе на баяне - дети улыбались и просили спеть еще и еще.  После тихого пения дяди Жени раздавался раскатистый бас и лилась песня: "Эх, дороги, пыль да туман, холода, тревоги да степной бурьян..." Это пел человек с удивительным лицом, на котором выделялись прищуренные глаза, а во время пения превращались в узкие щелочки. Допев до конца песню, он подходил к девочке и они, солдат и малышка, взявшись за руки, выходили на улицу и подолгу гуляли по узким улочкам старинного белорусского города Гродно. Иногда он покупал ей мороженое, и она, облизывая этот кругляшок, зажатый двумя пластинками вафель, шла по улице, крепко держась за сильную и теплую руку солдата - так они шли и молчали, молчали и шли.
             По воскресным дням снова приходили военные, показывали трофейные фильмы, дядя Женя пел песню про котенка, а дяденька Кандыбаев, спев в очередной раз: "Эх, дороги...", брал ее за руку и снова они гуляли по узким улочкам, на которых трудились строители, восстанавливая разрушенные войной дома. Они шли и молчали, молчали и шли, каждый думал о чем - то о своем...
             Шло время. Однажды осенью, возвратившись из пионерского лагеря, среди пришедших шефов девочка не увидела своего друга. Говорили, что он демобилизовался и уехал к себе на родину, в Казахстан.
             Прошло много лет. Девочка давно стала взрослой, стала путешествовать по городам родной страны и каждый раз, проходя мимо памятников советскому воину, шептала: "Здравствуйте, дяденька Кандыбаев! Здравствуйте!"
             Прошли еще годы...Но она, по - прежнему, подходя к памятнику уже другой страны, повторяла: "Здравствуйте, дяденька Кандыбаев...Спасибо!"