Неизведанный путь современной женщины

Нурсулу Жайлыбаева
Неизведанный путь современной женщины

 Ломать то, что существовало веками и идти по неизведанному пути, не зная, что ее ждет впереди – такова судьба женщины в «рыночную» эпоху. Одиночество – в основном удел женщин. Число одиноких женщин в Казахстане стремительно растет. Одиночества выбирает и молодежь обеих полов. В Казахстане женщины впервые восстали против власти мужчин. И в этой борьбе они вынуждены выбирать путь одиночества. Интуиция – вот внутренний компас женщины.
 Для мужчины образ женщины, не желающей мириться с традиционными отношениями, раздваивается, и она обретает в его сознании одно лицо в семье, а другое – вне семьи и внебрачных связях. То же самое происходит и с женщиной, которая отталкивается от мужчины в семье, но стремится к внебрачным связям с мужчиной. И это, в конце концов, складывается как норма. И здесь складывается такая обстановка, что они не могут спокойно пребывать в семье и наслаждаться в брачных отношениях. И вместе с тем они не могут спокойно наслаждаться и внебрачных связях.
 Так прежде происходит коренное изменение положения мужчины и женщины, причем против их воли. И оба они испытывают неудобства от этого своего изменившегося положения. Они не могут пребывать в семье и в то же время не могут находиться и вне семьи. И о чем это говорит?
 Брачно-семейные отношения, существовавшие веками как социальный институт, разложились, и люди впервые просто недовольны собой и своими отношениями друг к другу в новой обстановке. Они уже не хотят пребывать в этих разложившихся отношениях и вместе с тем стремятся к ним и находятся в них против воли, то есть вынужденно. Сильные мужчины еще сохраняют семью, слабые пьянствуют и опускаются. А женщины просто более выносливые. Но задумаются они об этом по-настоящему, наверное, не живя не вместе, а лишь, главным образом, внебрачных связях, а то и оказавшись в полном одиночестве, став здесь недосягаемыми друг другу как муж и жена.
 Немецкий философ Шопенгауэр иначе смотрел на эти вопросы и считал все в их отношениях основанным на природных инстинктах, что, например, родовой инстинкт у мужчины направлен вширь, а у женщины – вглубь. Этим он объясняет склонность мужчины к непостоянству, а женщины – к постоянству. И, по его мнению, все это – результат целей, которые ставит себе природа. Именно поэтому женщина сильно привязана к одному, ибо природа инстинктивно и без всякой рефлексии побуждает ее заботится о кормильце и защитника будущего потомства. Таким образом, прелюбодеяние женщины, как в объективном отношении по своим последствиям, так и в субъективном, по своей противоестественности гораздо непростительней, чем прелюбодеяние мужчин (А. Шопенгауэр. Мир как воля и представление. М., 1992, С. 470).
 Между тем следующий этап начинается с прелюбодеяния женщины, где, в конце концов, уже и для женщины теряют смысл интересы семьи, детей и мужа. Для женщины мужчина привлекателен только внебрачных связях, а в брачных обретает тот же отталкивающий образ. Нас здесь совершенно не интересует, что они могут расходиться и снова сходиться или создавать новую семью. Фактом является то, что их отношения расстроены и что в принципе брак уже не может существовать без внебрачныхсвязей, и это сложилось как необходимая тенденция.
 Здесь и складывается так называемая неполная семья, уродующая детей и которая была неизвестна средним векам и в которой женщина имеет объективную возможность общаться не с одним, а со многими мужчинами, менять их, когда ей захочется. А это значит, что она познает мужчину вообще и ее мышление впервые от частного переходит к общему. Тем самым она впервые создает в себе идеальный образ мужчины, такого, который соответствует ей, причем именно отталкиваясь от реальных отношений, противоречащих ее потребностям и стремлениям. А реальная жизнь такова, что они уже не могут соответствовать друг другу, пребывать вместе, раз женщина восстала против мужчины и стремится сознательно или бессознательно ниспровергнуть его власть над ней и ее детьми, а мужчина от этого не может отказаться и всячески стремится сохранить свое положение. И они действительно воюют. И от того, что в искусстве и литературе и тем более в науке их отношения приукрашиваются, жизнь не меняется, а, напротив, осложняется, приобретая бессознательный характер. И сегодняшние «гендерные вопросы» – это просто верх наивности по сравнению с объективным положением вещей, сложившимся здесь в ходе исторического развития общества. Я говорю исторического развития. А это значит, что оно не касается сознания индивидов. Люди реально остаются объектами манипуляции. И распад происходит именно в этих рамках.
 Но сам факт, что женщина освободилась от мужчины, имеет такое же значение и для детей. Этот факт надо понимать так, что дети без власти отца тоже получают условия для освобождения. Власть матери над детьми не имеет мужскую силу, и она в одиночестве утрачивает свои властные функции. Таким образом, это состояние семьи и для детей оказывается освобождением от совокупности отношений, ранее их сковывавших запретами и репрессивными мерами. Этот факт характерен еще тем, что само понятие «отец» изменяется и в прежнем смысле ликвидируется в полной зависимости от изменения положения мужчины в обществе и семье. Отчим так же не имеет над детьми отцовской власти и не обретает образ настоящего отца. Прежний образ отца, ассоциировавшийся с властью, исчезает и в алкоголизации мужчины. Отсюда понятие отец просто становится фикцией, и дети во всем ориентируются на мать, в результате чего воспринимают ее состояние и переживания, что мальчиков ведет, очевидно, к феминизации, т. е. к обретению основных черт женщин.
 И это доказывается так же тем фактом, что женщины в своем новом положении утрачивают свою прежнюю женственность и обретают черты мужчин. И теперь не удивительно, что дети часто не имеют понятия об отце и их мир ограничивается матерью и ревностным отношением к ней. И отсюда вовсе не случаен вопрос, который сегодня задают часто – что такое настоящее мужчина, в чем его роль в семье и обществе? Если он свободен от производственных функции и ради выживания различными путями делает деньги и, еще хуже, если он ради денег промышляет преступностью, то кто здесь виноват? Учтите, женщина исторически никогда не была кормилицей, и если мужчина и женщина меняются местами, то этого неудобного положения преодолеть должны они вместе или это задача общественная. О чем сейчас мечтают женщины, например, в Казахстане, и чего хотят мужчины?
 Складывается интересная ситуация: все чаще одиночества выбирает и молодежь. И если прогнозировать эту тенденцию, то от этого социального института останется только обряд бракосочетания и пышные свадьбы, устраиваемые состоятельными гражданами Казахстана.
 Мужчина испытывает неудобства с изменением отношения к нему женщины, и стремится устранить это как главного препятствия на пути своего самоосуществлении. И это главным образом связано с тем, что самоосуществление женщины изначально имело форму материального осуществления семьи и главным образом была подчинена «родовому» отношению, то есть инстинкту. У нее до этого не было личных интересов, отделенных от интересов семьи, детей, мужа. У нее не было своего стремления к своему собственному благу. Она его обретает только в одиночестве, к тому же в виде духовной ценности. И, что является самым важным, только здесь у нее появляется свое «Я», а вместе с ним и критическое отношение к мужчине (но отнюдь не к самой себе).
 Логика этого отношения такова, что в ее рамках они уже не могут пребывать вместе, и их пребывание становится вынужденным, а потому они предпочитают жить врозь или в «сожительстве». В чем суть этого отношения?
 Мы видели, что их представления друг о друге раздваиваются и это соответствует раздвоению их реальных отношений. Внешние связи, возникавшие первоначально между мужчиной и женщиной как случайные, временные (любовные отношения), принимают необходимый характер, причем не как дополнение к существующему браку, как, например, проституция, которая всегда существовала в этом виде, а как отрицание и ликвидация брака. Здесь возникает свободная форма отношений между полами, которая во всем мире признана «гражданским браком»,ау нас – сожительством – любовник, любовница.