Последняя стадия капитализма

Нурсулу Жайлыбаева
Последняя стадия капитализма

 Мы невольно впадаем в морализаторство и психологизируем общество, будто оно есть сумма составляющих его сознательных индивидов, а не система, в которой взаимодействуют миллионы и миллионы людей, совершенно не осознавая ее, и из которой никто не может выходить, не разрушив эту систему. Ни капитализм, ни социализм не могут быть человечными обществами. Напротив они – общественные формации, в которых отношение людей друг к другу определяются экономическими и другими отношениями общества. А к человеческому обществу люди придут, лишь придя к человеческим отношениям, устранив товарно-денежные отношения. И система денежных отношений сковывает человечество точно так же, как сковывала его система капиталистических отношений на стадии империализма.

  Именно поэтому и жестокость, и безумие современного мира связаны не с сознанием людей, а с характером общественных отношений, в которых они находятся друг к другу. Люди поставлены в определенные отношения, не зависящие от их сознания. И деньги являются такими отношениями.  И в этих обществах только рождаются и развиваются стремления разрушить эту систему и выходить за ее пределы, и эти стремления и могут осознаваться как будущее, получающие различные формулировки. Но, как бы они ни осознавались, они являются выражением внутренних противоречий общества и своеобразным способом их осознания.

  Противоречия развития человека развиваются и в мире капитализма, и это доказывает, что у нас – общая судьба, которая делает нас взаимозависимыми в мировом взаимодействии. На этом строится и взаимопонимание, и сближение, хотя и слепое. В этом и суть того, что во всем мире развивается однотипное общество, устремленное к исторической перспективе – к осуществлению идеи развития человека, хотя и бессознательно, пока в форме «обогащения каждого». И это доказывает, что потребности развития личности реальны во всем мире, раз реально «самоуничтожение человека» и все приняло превращенную форму – форма, только которая, в свою очередь, качественно изменяется, в ходе дальнейшего развития превращаясь в свою противоположность. И беспрерывные изменения, «неудержимый динамизм социальных отношений», происходящий во всем мире,   находит свое осуществление и оправдание именно в таком развитии. Иначе они были бы лишены смысла, и человечество было бы вынуждено с изумлением взирать на иррационализм этого беспорядочного движения, остановив внимание на растущем хаосе.

  Но современное капиталистическое общество никогда не породило бы необходимость развития человека, и в этом отношении оно находится в полной зависимости от нас. И «крах» социализма должен им показать их будущее и то, что суровые испытания в этом отношении выпали на долю наших народов, переживших  «ужасы» социализма и теперь переживающих «ужасы» дикого рынка и что они, возможно, избегут этой участи. Ибо социалистическое движение дало человечеству реальную, конкретную форму разложения капитализма, пережив его само, и тем выявило законы его нисходящего движения, которое даст ясный ориентир всему человечеству, слепо идущему по своему содержательному развитию в этом же направлении. Обнаружив же нисходящее развитие, обусловленное внутренними причинами, человечество сможет осознать и восходящее, заложенное в современном развитии жизни в человеческом плане и его осуществлении. Классики марксизма говорили о коммунистическом обществе как о человеческом обществе, которое вырастет из капитализма, разложив его. Но никто и предположить не мог, что разложение капитализма и развитие будущего человеческого общества из него может занять еще столетие после того, как распалась «последняя» стадия капитализма – империализм.