Анализ соломы

Преображенская Лариса
Разместив накануне в Клубе интеллектуалов высказывания Льва Толстого, не представляющие ценности для человечества, я натолкнулась на глухую стену непонимания. Это, собственно, и вынудило меня дать подсказки тем интеллектуалам, которые увидели в соломе колоски пшеницы. Одним словом, тест на мудрость прошли не все. Но тем не менее он может быть полезен свахе Розе Сабитовой в подборе мудрых невест. Итак, пробежимся по ступенькам этой лестницы, как Золушка с бала, чтобы "после бала" нас ветрами сомнений не трепало.

1. "Всякое рассуждение о любви уничтожает любовь".

Фраза настолько нелепа, что всхлипывает дождем небо, поскольку именно рассуждение способствует поиску нужных решений. В качестве наглядного пособия приведу стихотворение Р. Рождественского.

- Отдать тебе любовь?
- Отдай!
- Она в грязи...
- Отдай в грязи!..
- Я погадать хочу...
- Гадай.
- Еще хочу спросить...
- Спроси!..
- Допустим, постучусь...
- Впущу!
- Допустим, позову...
- Пойду!
- А если там беда?
- В беду!
- А если обману?
- Прощу!
- "Спой!"- прикажу тебе..
- Спою!
- Запри для друга дверь...
- Запру!
- Скажу тебе: убей!..
- Убью!
- Скажу тебе: умри!..
- Умру!
- А если захлебнусь?
- Спасу!
- А если будет боль?
- Стерплю!
- А если вдруг - стена?
- Снесу!
- А если - узел?
- Разрублю!
- А если сто узлов?
- И сто!..
- Любовь тебе отдать?
- Любовь!..
- Не будет этого!
- За что?!
- За то, что
  не люблю рабов.

Возможно, такого рассуждения и боялся автор. Убийство налицо.

2. "Благотворение только тогда благотворение, когда оно жертва".

Вероятно, автор намекает на лепту бедной вдовы, но тем не менее благотворение - это блага творение, и здесь я не буду приводить стихотворение и воздам благодарение всем, оказывающим помощь близким. И приведу Библейскую цитату.
 "кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия? (Иаков 3, 17)
Отсюда следует, что всякий, творящий благо близким, делает угодное Богу.

3. "Будь правдив даже по отношению к дитяти..."

Быть правдивым надо всегда и везде, ибо всякая ложь от лукавого. "Дьявол - отец лжи". А по отношению к детям надо быть особенно чутким, ибо "единожды совравшему нет веры", потому слово "даже" в этом контексте неуместно. Видимо, автор намекает на наивность и несмышленость детей, которых легко обмануть в отличие от взрослых.

4. "Бывает труд ненужный, суетливый, нетерпеливый, раздраженный, мешающий другим и обращающий на себя внимание. Такой труд гораздо хуже праздности. Настоящий труд всегда тихий, равномерный, незаметный".

Труд бывает, конечно, разный, даже и раздражающий соседей настолько, что они готовы "убить тех, кто мешает спасть". И в особо клинических случаях даже днем (истерика Собчак). И этот труд ничем не хуже праздности, ибо приносит пользу. А труд незаметный вызывает насмешки, особенно в усилиях дворника. На мой ясный взгляд, труд может любым по внешнему виду - и муравьиным и стрекозьим, и разнится может только по внутренней направленности - на добро или зло. Коррупционер тоже трудится, конспирируется, вымогает, и при этом его труд "тихий, равномерный, незаметный", как у Урлашева.

5."Быть правдивыми и честными с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание".

Если взрослые не будут скрывать от детей того, что у них происходит в душе, то детей может кондратий схватить, ибо с высоты их роста кажутся большими не только деревья, но и кустарники. И взрослые проблемы на них взваливать ни в коем случае нельзя, надо беречь их психику. Гораздо полезнее взваливать детские проблемы на себя (папа у Васи силен в математике), чтобы сберечь их силы для взрослых баталий.

6."В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло".

В безнравственном обществе избретения бывают всякими, ибо нравственное общество еще не создано. А власть человека над природою проявлена в изобретении Метро. Но зла в этом нет ни очевидного, ни вероятного.

7."В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для другого".

В жизни есть только одно несомненное счастье - обрести благодать или Царствие Божие - такое состояние души, когда счастлив человек всегда вне зависимости от внешних обстоятельств.

"Я желаю дать вам веру  в самое существование Царствия Божьего, где все пребывает в вечной радости и блаженстве,  дабы вера та зажгла в вас огонь неугасимого желания найти и обрести его. Верить - сладость незрелой моркови вкусить, проверить же  - меда испить, посему не только верить, но проверить на себе, обрести и познать, вот к чему вас призываю, а в то, что познал, верить уже нет необходимости".

И жить надо, прежде всего, для себя, как жили отцы-пустынники и святые старцы, чтобы не стать подобием "Душечки", превращаясь в существо, зависимое от воли других.

8. "В минуту нерешительности действуй быстро и старайся сделать первый шаг, хотя бы и лишний".

И этот шаг может быть шагом в пропасть. Такие посылы могут идти только от беса, ибо осторожность еще никому не помешала.

9. "В основе истинного произведения искусства должна лежать совершенно новая мысль или новое чувство, но выражены они должны быть действительно с рабской точностью всех мельчайших жизненных подробностей".

И опять молоко. В основе должна лежать все та же мысль - "и чувства добрые я лирой пробуждал", но выражена она должна быть по-новому, новыми формами выражения - в поэзии образами, метафорами, в прозе - новыми сюжетами и литературными изысками.

10 "В судьбе нет случайностей; человек скорее создает нежели встречает свою судьбу".

Создает мало что, в основном встречает то, что предписано маршрутом.

11. "В частной и общей жизни один закон: хочешь улучшить жизнь, будь готов отдать ее".

А это вообще закон криминала - "жизнь или кошелек".

12. "Важно всегда было и будет только то, что нужно для блага не одного человека, но всех людей".

"Спаситесь сами, и вокруг вас спасутся тысячи", - учил С. Саровский и это подтверждено жизнью. Чем больше людей отыщут истинное благо для себя, тем совершеннее будет человечество.

13. "Великие предметы искусства только потому и велики, что они доступны и понятны всем".

"У нас поруганная ересь классикой становится всегда" (Евтушенко). Пример - Высоцкий. И наоборот - Маяковский и т.д. И яркой характеристикой того, что понятно всем и легко продаваемо, нынешняя поп-культура, по сути халтура, понятная и приятная всем, а не гурманам.

14. "Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего".

Власть матери над ребеноком, учителя над учеником, начальника над подчиненным, мастера над подмастерьем в большинстве случаев позитивна, ибо позволяет держаться колеи, тропок проторенных предшествениками и даже найти в болоте брод. И никак не может губить властвующего, а напротив, дает ему осознание величия дел, особенно, когда радуют плоды усилий.

15. "Во всяком деле лучше немного, но хорошего, чем много, но плохого. Так же и в книгах".

Там, где немного хорошего, много плохого и наоборот. От перемены мест слагаемых сумма не меняется.

16. "Возненавидеть жизнь можно только вследствие апатии и лени".

Возненавидеть жизнь можно в силу ряда причин: болезни, уродства, депрессии, любой зависимости, удовлетворить которую нет возможности, и даже за сложности.

17. "Война есть убийство. И сколько бы людей ни собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя не называли, убийство все же самый худший грех в мире".

Выходит, что наши деды зря ковали победу? Надо было позволить фашистам сгноить нас в земле? Но даже апостол Павел пишет о том, что они не покорились злу. Такая пропаганда непротивления злу насилием может привести даже к тому, что и тараканов будут уважать, считая их членами семьи. Потому самый худший грех в мире - хула на Истину.

18. "Все люди мира имеют одинаковые права на пользование естественными благами мира и одинаковые права на уважение".

Про блага нам лучше расскажет наша Конституция 1993 года, а вот о правах на уважение я расскажу сама. О том, что истинных чад Бога будет ненавидеть за правдедность мир, нас предупреждали. И этому есть причины.

"Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас" (Иоанн Богослов 3, 13).
" мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне" (Павел, 1-е к Корин, 4, 13)

Но никто и не призывал нас уважать то, что недостойно уважения.

" извергните развращенного из среды вас (там же)
"Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки" (Апостол Иуда 1, 12-13).

19. "Все мысли о смерти нужны для жизни".

Все мысли о жизни нужны для жизни, о жизни вечной, о спасении.

20. "Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты".

Мысли изложенные в Библии сложны, зашифрованы, метафоричны, а последствия их глобальны.

21. "Всякий человек знает, что ему нужно делать не то,что разъединяет его с людьми, а то, что соединяет его с ними".

См. выше. "Не стоит прогибаться пд изменчивый мир..." Главное, обрести гармонию в себе и согласие с самим собой истинным.

22. "Всякое величайшее дело делается именно в условиях незаметности, скромности, простоты: ни пахать, ни строить, ни пасти скотину, ни мыслить даже нельзя при освещении, громе и блеске. Великие, истинные дела - всегда просты, скромны".

Чего не скажешь о сражающихся на фронтах холодной и горячих войн. Но что может быть более великим?

23. "Голос совести всегда можно отличить от всех других душевных побуждений тем, что он требует всегда чего-то бесполезного, неосязаемого, но прекрасного и достижимого одним нашим усилием. Этим отличается голос совести от голоса славолюбия, который часто смешивается с ним".

Голос совести не может требовать бесполезного (бесу полезного), только то, что полезно человеку и угодно Богу.

24. "Гордость совсем не то, что сознание человеческого достоинства. Гордость увеличивается по мере внешнего успеха, сознание своего человеческого достоинства, напротив, по мере внешнего унижения".

Гордость увеличивается только у тех, кто раздувает гордыни пузырь, считая все достижения своими. Истинно верующий человек нищ духом, и потому понимает, Кому обязан достижениями. И достоинство его не может увеличиваться по мере унижения, поскольку это тоже свойство гордыни. У совершенного человека чувство собственного достоинства не зависит от внешних факторов - похвалы или хулы, ему важнее то, что ощущает его сердце.

Отсюда следует, что такие нелепые выводы мог сделать только одержимый бесами. Потому мы  и сожгли эту солому.
 http://tululu.org/aforizmy/author/152/