А что у вас?

Дивна Самодива
http://lukoshko.net/mihal/mihal7.shtml
стихотворение Сергея Михалкова „А что у вас?” 
...

ПСИХО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ДЕТСКУЮ ПОЭЗИЮ

Итак..

Летние сумерки...  Компания детей отдыхает от жары, вместе хорошо, вопросов нет, даже кот не за галкой погнался, а на чердак забрался – там уютно.
Делать нечего, не о чем говорить, ни спорить - как обычно случается в детской компании....  а тогда может и телевизора не в каждом доме было, чтобы обсуждать мультики или сериал.
Молчание не соединяет детей, а темнота пугает.
Появляется потребность овладеть СТРАХОМ темноты. Как? - Как это делает мама, бабушка... - словом!
Но каким словом можно объединить всех? - Неясно, какая это компания, насколько все близки, какое место занимают их родители, предполагается, что существует очень большой диапазон в возрасте детей.

А еще нужно, чтобы никого не обидели, но все могли дать равнозначимый, равновесомый и правильный ответ!!! Чтобы не было оценки, не было страха, не было уязвимой позиции.
И гениальный начинающий говорит "просто так":

- А у меня в кармане гвоздь. А у вас?
 
Т.е. он сообщает факт о себе, засвидетельствуя ДОВЕРИЕ компании и приглашая всех довериться; он уверен, что все могут ответить, запускает "телефон": - А у вас? - и дает возможность всем включиться безболезненно и достойно - даже тем, у кого после „два” идет „четыре”.

Ритм налицо, и он очень близок к частушке, которая сидит где-то в подсознании в каждом.
Почему у него гвоздь? - это неожиданная находка с улицы в центре Москвы - т.е. включается элемент таинственного сюрприза.
Задача заговорить зубы страху - налицо, и вклад каждого в этот процесс - тоже: дети не входят в подробности, им важна связь между ними через ритм и звучащее слово, которое наполняет пространство присутствием других. И каждый ребенок одновременно тонет в темноте, но и не один.
- А у меня в кармане гвоздь.
А у вас?
- А у нас сегодня гость.
А у вас?
- А у нас на кухне газ.
А у вас?
- А у нас водопровод.
Вот.

Экзотика ли газ и водопровод на кухне? – возможно – новость.
В любой компании всегда есть тот, кто долго объясняется. Может, даже медленно и не очень точно. Он немного недопонял игру, и стал отвечать на вопрос пространно:
 - А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
Котята выросли немножко,
А есть из блюдца не хотят.

И что привносит собеседник? - не просто объявляет, что у него, но проявляется уже "знатоком" ухаживания за котятами, и подсказывая основное в данный момент - способ кормления котят... У него не какой-нибудь мертвый гвоздь, а живые котята. Этим он как-то получает в своих глазах ПРЕИМУЩЕСТВО. И такой факт настолько значим, что момент происходящего вчера-сегодня не так важно уточнить.

После снятия страха, уже игра идет со ставками - и вопрос "А что у вас?" трансформируется в иной "В чем мое преимущество?" - Т.е. идет игра, есть простые игроки, но я - особый.
Демонстрация преимущества принимает новые измерения - пассивную доступность каких-то благ (видеть Красную площадь, а не только улицу ) -  и активное приобретение пестрых предметов на престижном месте - бульваре.
Вопрос цвета шара сложно решить – как будто шар – красный в основном и нарисованный в синем и зеленом… но возможно, что шар только зовется "красным" (чтобы не уступить „Красной” площади), а на самом деле – сине-зеленый.
- А из нашего окна
Площадь Красная видна.
А из вашего окошка
Только улица немножко.
- Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий,
Презелёный красный шар.

Следующий уже не просто заявит одно какое-нибудь преимущество, а три залпом - он атакует тяжелой артиллерией - огнем, грузовиком, и профессией мамы.
- А у нас огонь погас -
Это раз.
Грузовик привёз дрова -
Это два.
А в-четвёртых, наша мама
Отправляется в полёт,
Потому что наша мама
Называется пилот.

Это момент, когда задача снятия страха решена, преимущества брошены на стол и спор - открыт. Тема спора появилась, поскольку то, что отличает сильно детей - это профессии самой важной фигуры для них - мамы!

Отличие и есть мотив для более серьезной задачи - не просто на эмоциональном уровне – снятие страха, и не просто в демонстрации неких - отличающих тебя от других - приобретений, но уже на более высоком уровне - престижность профессиональных ролей матерей в решении интеллектуальной задачи доказательства возможности гордиться своей мамой.
Если моя мама - важна, то я - тоже!!!
С лесенки ответил Вова:
- Мама - лётчик?
Что ж такого!
Вот у Коли, например,
Мама - милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы - инженеры.
А у Лёвы мама - повар.
Мама - лётчик?
Что ж такого!

Что говорит Вова? Кем работает его мама? Почему он взбудоражен? Чем ему (его семье!))) не нравится профессия пилота? - А тем, что она реализуется высоко, и скрыта от глаз женщин на лавочке, да еще - мужская... да еще - с неясной признанностью местным обществом, ввиду отличия в поведении и внешнем виде этой женщины:
мама - милиционер - это образ власти
мама инженер - это образ создателя благ
мама - повар - это образ того, кто удовлетворяет насущные потребности людей.
Употреблена нисходящая градация в доказательстве - от власти - к питанию  )))
Дальше снова появляется вопрос авторитетности власти и базисных потребностей, но уже не над людьми, а над тяжелым имуществом - прицепы, и через потребность в одежде (наряду с питанием):
- Всех важней,- сказала Ната,-
Мама вагоновожатый,
Потому что до Зацепы
Водит мама два прицепа.
И спросила Нина тихо:
- Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьёт?
Ну конечно, не пилот.

Ната - самоуверенная девочка, может, даже тяжелая)), но другая - пугливая, тихо защищает свою маму, которая шьет трусы. Даже звучание имен внушает самоуверенность, твердость одной, и пугливость, скромность другой – НАТА / НИНА.

И после того, как уже
никто не боится,
каждый предъявил свои преимущества,
защитил самого главного человека - свою маму - в ее социальной роли, -
в самом конце является АВТОР(ИТЕТ!!!) , который уже обобщает, валидизирует, делает законом правило уважения взрослых в любой их роли и профессии.Нужность дает престиж!
Лётчик водит самолёты -
Это очень хорошо.
Повар делает компоты -
Это тоже хорошо.
Доктор лечит нас от кори,
Есть учительница в школе.
Мамы разные нужны.
Мамы всякие важны.

Ситуация - исчерпана. Споры - решены. Ритм – стандартный стихотворный.
Было дело ... вечером... Спорить уже не о чем...
Надо спать!
Все спокойны. Все - достойны. Все разойдутся с уважением друг к другу.
Не надо бояться темноты.
Не надо опасаться за свои преимущества, потому что у каждого они есть.
Можно жить дальше с хорошим самоуважением и гордостью за маму, на которую все рано или поздно будут похожими... и особенно - девочки.
Автор(итет) - всегда имеет последнее слово, ставит все на свои места, говорит – что такое хорошо, и его мнения - не обсуждаются!
Все началось с эмоционального переживания дискомфорта, прошло через процедуру соизмерения преимуществ, забралось в высоты споров около основ хорошей самооценки и смысла жизни в труде и получило разрешение в мнении авторитета.

Композиция - рамочная. Здесь, рамка - это рост по спирали.
Снова нет споров, потому что они разрешены.

Задачи решаются в близком окружении (социуме), в котором тебе нужно получить признание и заслужить самоуважение.
Почему вопрос о маминых профессиях? - он болезненный и важный для времени написания стихотворения. Матери-одиночки, реализация женщин, признание женского труда во всех сферах общественной жизни, наравне с мужчиной... и когда у нее мужа нет.
Политика - тонкое дело. 

Вот так, совсем неслучайно, происходят события в сюжете стихотворения гениального Михалкова. Стихи - верные психологически и тонко-политические на бессознательном для детей уровне. И в то же время, очень привязаны ко времени и месту их создания.