Нескучные сожители

Елена Толстенко
   – Мам, хочу животное! - нередко приходилось слышать от сына. Сейчас уже трудно сказать, почему мы остановили свой выбор на декоративных крысах. Ведь с тех пор прошло 15 лет. В зоомагазине, куда мы пришли, каких зверушек только не было: аквариумные рыбки люминесцентных расцветок, полусонные лохматые кролики, непрерывно орущие попугаи, щеглы, канарейки, а также мыши, бурундуки...Наше внимание сразу же привлекли мaлыши-крысята: шустрые, игривые, необычайно подвижные и забавные. К покупке подошли серьёзно, помня изречение Экзюпери: "Мы в ответе за тех, кого приручаем". Сначала купили нужную книгу и прочли её от корки до корки, почерпнув для себя уйму новой интересной информации и полезных советов. Узнали, что крысы очень нуждаются в общении, поэтому лучше всего содержать их в паре. Заранее приобрели просторную клетку с новомодными штучками: тоннелями, полочками, лесенками и пр. ерундой. Не забыли запастись поилкой, мисочками для еды и сухим провиантом для грызунов. Вооружившись необходимыми знаниями, отправились всем семейством за покупкой. Хотели приобрести двух сестрёнок, но в тот день в продаже почему-то превалировали самцы. Посовещавшись, купили двух разномастных мальчиков, которых два продавца тщательно отобрали: белый с серыми пятнышками и белый с рыжими. Исходя из окраски, назвали их Серик и Рыжик.

   Крысята быстро освоились в новой обстановке и через несколько дней позволяли брать себя на руки и гладить. Они охотно взбирались на плечо, становились на задние лапки, обнюхивались и внимательно осматривались вокруг, ныряли в рукав кофты или свитера, чувствуя там себя в безопасности. Мы с ними разговаривали. Со временем они научились откликаться на зов. Ребёнок был счастлив. Спустя несколько недель мы обратили внимание, что Серик заметно раздался вширь.
– Слушай, да он, по-моему, беременный! - воскликнул муж.
– Как беременный? Ведь это же самец, - возразила я.
Однако бока у Серика день ото дня становились всё округлее (он стал похож на большой пряник) и сомнений в том, что нам продали двух разнополых грызунов, уже не оставалось. Поначалу мы были озадачены: как быть? Ведь размножение никак не входило в наши планы. По мере того, как Серик прибавляла в весе, поведение Рыжика вызывало недоумение: он стал чересчур агрессивным и постоянно атаковал супругу. Возможно, с его стороны, это следовало понимать, как повышенное проявление знаков внимания, но когда нападки перешли все границы дозволенного, терпение лопнуло. С Рыжиком пришлось распрощаться и отнести обратно в магазин.

   Вскоре Серик благополучно разродилась двенадцатью (!) крысятами. Так мы нежданно-негаданно стали свидетелями новой истории. Новорожденные были голыми, слепыми и совершенно беспомощными. Сквозь тоненькую розовато-полупрозрачную и морщинистую кожу едва проступали серые и рыжеватые пятна, унаследованные от родителей. Из старой обувной коробки сын соорудил для них нечто вроде домика-укрытия, выстлав дно стружкой, обрывками бумаги и лоскутками. Домик разместили в клетке. Новоиспечённая мамаша поочерёдно перетаскивала туда своих чад, собирая их таким образом.  Бедняжка почти не отдыхала: выводок был невероятно прожорлив. Процесс кормёжки был практически беспрерывным и незабываемым: крошечные комочки (размером около 2,5 см), попискивая и тихонько урча, неустанно перебирали лапками мамин живот, ели и спали. Чтобы хоть как-то скрасить нелёгкое бытие Серика, я кормила её с рук, подкладывала лакомые кусочки: свежие овощи и фрукты, сыр.

   Малыши росли, как на дрожжах. Дней через 5 их кожа потемнела, стала покрываться пушком-велюром. Они напоминали щенят. Через 2 недели крысята прозрели, покрылись мягкой блестящей шёрсткой. Спустя 4 недели они уже не нуждались в материнском уходе, самостоятельно кормились "с общего стола" и с удовольствием путешествовали не только по клетке, но и по комнате. Серика и ещё одну крыску решили оставить, а остальных отдать в магазин. Интересно, что мой муж, не имея никакого опыта и специальных знаний, в отличие от продавцов, сделал безошибочный выбор, остановившись на самой проворной малышке бело-рыжей масти. Мать с дочкой часто нежились в гамаке, согревали друг друга. Но приступы любви и гармонии подчас сменялись бурным выяснением отношений. Доходило и до драк. Рыжик, например, отличалась большей опрятностью по сравнению с матерью. Она скрупулёзно следила за порядком в клетке и строго "воспитывала" мать, уличaя её в неряшестве. Рыжик любила делать запасы морковки, перетаскивая их из миски в домик на втором этаже клетки. Тут уже Серик проявляла недовольство и демонстративно сбрасывала еду вниз.

   Однажды муж купил арбуз и отнёс его на балкон. Я как раз собралась выгулять там наших питомцев. Весной и летом мы давали им возможность побегать на балконе. Попросила мужа занести арбуз на кухню.
– Зачем? - удивился он. Ты в самом деле думаешь, что крысы до него доберутся? Это невозможно.
– Послушай мужчину и сделай наоборот, - подумалось мне, но спорить не стала и выпустила животных на балкон. Прошло 20 минут. Первое, что я увидела, отворив балконную дверь, были несколько аккуратных кучек-горок салатового цвета. Не сразу сообразила, что это были мелко-мелко измельчённые арбузные корки. Любопытные зверьки даже не сомневались, что угощение предназначено для них. Отведав его, крыски с весьма довольными мордочками, окрашенными арбузным соком, тёрлись у моих ног. Изумлённый муж чесал репу и не мог проронить ни слова. После замешательства мы смеялись до слёз.
 
   Как-то, собираясь в отпуск, мы договорились с сотрудниками магазина присмотреть за нашими крысотками. Клетку с грызунами оставили в специальном помещении зоомагазина. Но по возвращении  крысок нам не вернули. Оказывается, накануне один из сотрудников забыл закрыть клетку, зверьки выбрались наружу и запросто разгуливали, обживаясь в новой обстановке. Благо, никто им не мешал чувствовать себя как дома.
– Вы не волнуйтесь. Как только удастся их заманить в клетку, мы вам сообщим, - вежливо объяснили нам. Ждать пришлось почти два месяца. Наконец-то путешественницы были пойманы и можно было прийти за ними. Я читала, что по прошествии времени, крысы напрочь забывают своих хозяев, становятся чужими и приручать их нужно заново. Ерунда! Звериному восторгу (да, именно восторгу, я не ошиблась), не было границ, едва они услышали мой голос.

   Одомашненная крыса – существо преданное и дружелюбное. Сравнивать её с дикой крысой равнозначно сравнению фокстерьера с волком. Декоративные крысы могут быть ласковыми и необыкновенно заботливыми, они  легко приспосабливаются к самым различным условиям, любят запах своего владельца. Крысы нередко забираются на диван и, свернувшись клубочком, спят на подушке хозяина. Они очень смышлёные и активные домашние животные. Интересно наблюдать за тем, как они играют, это действует успокаивающе. Крысы – большие чистюли. Умываются чуть ли не чаще, чем кошка, которая общеизвестна своей чистоплотностью. Кроме того, ведут себя довольно тихо, не требуют больших материальных средств для содержания. С ними нет нужды идти на улицу при любой погоде.

   В общем, идеальные домашние питомцы. Если бы не одно НО. Грызуны всё пробуют на зуб. Поэтому крысы требуют неустанного внимания, если вы не хотите, чтобы ваше имущество пострадало. С ними нужно общаться, находить время для выгуливания дома хотя бы час в день. Приходится регулярно чистить клетку. Но всё это, поверьте, окупается поистине огромным, непередаваемым удовольствием от общения со зверьками. Тот позитив, которые они способны подарить, перевесит в конечном итоге все затраты.



Фото автора