Распад брака и семьи

Нурсулу Жайлыбаева
Распад брака и семьи

Доброта может спасти мир, а злоба его разлагает. Любовь даже как положительное чувство продлевает жизнь, а ненависть сокращает ее. Так что радость нас делает здоровым, активным и жизнедеятельным. Но вряд ли человек, озлобленный жизнью, может быть адекватным. С этим связано то, что люди теряют ориентиры, направлявшие их в прошлом. У человека сегодня, в силу объективного изменения обстоятельств, все выворачивается наизнанку. Почему? Сложились неожиданные обстоятельства. Действительно, обстоятельства нас сделали такими, какими мы стали. И эти обстоятельства сегодня создаются деньгами. Что такое, например, отношения господства и подчинения? Объективные и никем не придуманные обстоятельства, которые существовали на протяжении тысячелетии в обществе и семье. Иногда кажется, что достаточно человеку осознать ситуацию, и он изменяется и изменяет свое отношение к жизни и к другим людям. Отсюда предполагают, что людям в первую очередь нужно сознание. Но это не вся истина, а только ее доля. Для этого должны сложиться новые обстоятельства, которые объективно людей предрасполагают к новому развитию. Их создаем мы сами, сознательно или бессознательно, т. е. и обстоятельства изменяются людьми. Но если люди зависят от общества и вне него бессильны, то только отсюда мы можем понять, что мы живем в зависимости от той суммы денег, которой располагаем. И не больше и не меньше. Деньги – наше социальное лицо. Они четко начертили все границы жизни и определили миры, в которых люди находятся объективно. Бедному трудно преодолеть черту бедности, а богатому легко оказаться в бедных. И мы из одного социального положения переходим в другое не просто своими усилиями, а неустанно делая деньги. И мы на протяжении всей жизни беспрерывно боремся за это продвижение.
Предположим, что это плодотворно. Но в итоге вряд ли кто-то почувствует, что прожил содержательную, творческую жизнь. Напротив, люди не испытывают удовлетворенности жизнью ни в молодости и ни в старости в этой борьбе, ибо она бессмысленна. Молодость в этом отношении просто легкомысленна, а старость – раскаяние и самокопание. И мы видим удивительную денежную регуляцию. Это даже поразительно! В силу этого даже государство отстранилось от всего и приспособилось к деньгам, на основании чего оно вступило прямо в «рыночные отношения» со своими гражданами на их же деньгах. Уникально, правда! Но деньги – это политика, а не потребительная стоимость, как наивно воображают люди. И это недвусмысленно говорит о том, что обстановку в обществе можно изменить только при помощи денег. Именно к этому сводится вся мысль о создании нового объединения. Манипулировать деньгами.
Ведь людям нужны не деньги, не средства к жизни, а человеческие отношения, им нужно быть не злым, а добрым, им нужно не возненавидеть, а любить. Современное общество уже полностью освоило производство и не испытывает какую-либо трудность и в распределении продуктов производства. А что касается такой организации общественного труда людей, при которой рабочее время сокращается, а свободное растет, то и в этом нет ничего неразрешимого. И желание людей не разрываться между работой и домом вполне осуществимо. Очевидно, люди не могут так просто изменить свои обстоятельства. Напротив, обстоятельства ими управляют. Ясно, для этого нужно, так или иначе, изменить обстановку в обществе. Вот это и требует осознания, когда мы говорим о любви не просто как о чувстве, но и как о сознании. В любви как в человеческом отношении не может быть «господства и подчинения» и тем более угнетения. Любовь – это гармония.
Всякие отношения, которые складываются между людьми как необходимые, устойчивые, складываются как отношения господства и подчинения. Это реальность и нашей жизни, осмысление которой нас правильно ориентирует в жизни и способствует к принятию адекватных решений. Как и на общественном уровне связей людей, и брачно-семейные отношения основываются на принципах, выработанных исторически и которые и сохраняют семью и брак как человеческую основу общества. По тем же принципам, что и отношения классов в обществе, устанавливаются и отношения между полами в семье. Основой же для такого отношения выступают экономические, материальные связи. Поскольку мы имеем дело с отношениями собственности, образующими материальную основу семьи и ее социальную форму, то речь идет о социальном аспекте отношений между полами и поколениями, благодаря чему семья, прежде всего, выступает социальным институтом, выполняющим определенную общественную функцию. В древнем мире и средневековых обществах, например, семья выполняла хозяйственную функцию и являлась в этом смысле живой экономической формой общества. В капиталистическом обществе ее основная функция сводилась к тому, чтобы воспроизводить главную производительную силу общества как силу капитала. Иными словами, она воспроизводила рабочую силу как производительную силу капитала. Следовательно, она воспроизводило общество, как и общество воспроизводило ее.
Теперь, когда общество перешло на почву денег (на которой все подчинено не производству, не экономике, а просто деланию денег), семья уже изменила свои функций и перестает быть социальным институтом в традиционном смысле. Поскольку в нашу эпоху объективно главной и непосредственной производительной силой становится техника(научно-технический прогресс), постольку и роль человека в обществе и главным образом в экономике коренным образом изменилась, а значит, изменилось и положение человека в обществе. Здесь складывается совершенно новая обстановка, требующая нового подхода. Человек в техническом обществе деградирует, освободившись от своих прежних общественных функций, и та его энергия, которую он обращал на производство, уже не находит себя применение и превращается просто в разрушительную силу. Вы представляете, миллионы людей остаются безработными и потребляют, занимаясь ничего неделанием. И это положение, сложившееся постепенно, в распаде советского общества становится настоящим роком. Советское общество разделило людей на образованных и необразованных и т. д.
Насколько роль человека сегодня сведена к минимуму в производстве, в обществе и насколько он обесценился, об этом недвусмысленно свидетельствует то положение людей, в котором они целыми массами оказались просто предоставленными себе – на произвол судьбы. Действительно, сегодня роль человека в экономике сведена к минимуму. Он настолько обесценился перед техникой и технологией, что фактически стал безработным или «самозанятым» или превращается в бомжа. Эти люди уже обществу не нужны, и они выживают, как умеют, самостоятельно. И он должен осуществлять себя сам. А разве о семье сегодня заботится общество, государство? Государственные чиновники, как и все смертные, сами живут в страхе, совсем не уверенные в незыблемости своего положения. И их в любое время тоже могут выбросить на произвол судьбы, как и каждого отдельного человека. Таким образом, человек оказался в зыбком положении. И где же он должен искать опору в этой зыбкой системе? А семья являлась и является его единственной опорой. А и она распадается сегодня.
Отсюда и тот факт, что семья как такой институт за последнее время распадается, и она перестает быть твердой основой человека, объединяющей людей и придающей смысл их индивидуальному и социальному существованию. Стало быть, семья бессознательно становится, с одной стороны, как условие развития людей, разлагаясь, а с другой – еще не сложилась как такая форма, а потому становится неизвестной и загадочной. А индивидуальное развитие людей, которое сейчас вышло вперед, государства не интересует.
Отсюда и противоречия, но уже отнюдь не экономические. Это индивидуальные противоречия, разрешить которых человек, оказавшийся вдруг одиноким, не в силах просто по своему объективному положению. По рассматриваемому вопросу Ф.Энгельс свои мысли о происхождении брака изложил так:«Единобрачие появляется в истории отнюдь не в качестве основанного на согласии союза между мужчиной и женщиной и еще меньше в качестве высшей формы этого союза. Оно появляется как порабощение одного пола другим, как провозглашение неведомого до сих пор во всей предшествующей истории противоречия между полами. «Первое разделение труда было между мужчиной и женщиной для производства детей. Первая появляющаяся в истории противоположность классов совпадает с развитием антагонизма между мужем и женой при единобрачии, и первое классовое угнетение совпадает с порабощением женского пола мужским, Единобрачие было великим историческим прогрессом, но вместе с тем оно открывает, наряду с рабством и частным богатством, ту продолжающуюся до сих пор эпоху, когда всякий прогресс в то же время означает и относительный регресс, когда благосостояние и развитие одних осуществляется ценой страданий и подавления других» (К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч., 2 изд. Т. 21, С. 56-57).