Раб и господин

Нурсулу Жайлыбаева
5. Раб и господин

Деньги и человек в нашем мире – это неразрывное единство, вне которого мы не можем говорить ни о человеке и ни о его отношениях с миром, ни об обществе и ни о чем-либо другом. Сегодня деньги – облик человека, а не облик общества. Деньги в себе содержат огромную энергию, выработанную обществом (человечеством), которая всегда распределялась по классовым принципам, обрекавших одних на нищету, а других обогащавших. И сбросить этот облик и превратить его во внутреннюю силу так просто не удастся. Это диалектический процесс, развивающийся исторически. Эти деньги еще будут пить кровь людей. И, стремясь к деньгам, люди ради денег будут воевать друг с другом еще долго. Сегодня деньги – уже не экономические категорий, раз они находятся в руках людей и работают только в их интересах. Раз этими деньгами манипулируют только отдельные люди, а не общество, значит деньги уже не деньги, и они уже утратили свою историческую роль. И вместе с тем они скрывают в себя глубокую тайну, еще не раскрытую. И это обстоятельство и должно быть выяснено и осмыслено не с точки зрения общества, а личности. И вопрошать, подобно, например, Расселю: «Является ли человек тем, чем он кажется астроному, – крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащимся на маленькой и второстепенной планете? Или же человек является тем, чем он представлялся Гамлету? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высокой оценки или же к добру нужно стремиться, даже если Вселенная неотвратимо движется к гибели. Существует ли такая вещь, как мудрость, или же то, что представляется таковой, просто максимально рафинированная глупость?» (Б.Рассель. История западной философии, Новосибирск, 1997, С. 11-12) – это, значит, просто философствовать и размышлять о человеке абстрактно, не беря его в его реальной жизни и жизненных отношениях с миром, которые и формируют его. Маркс говорил, что общество создает людей по своему образу и подобию, и этого не произошло бы, если бы в обществе не было единое начало, связывающее всех и делающее весь мир целостным даже в его расщепленном состоянии. А это на сегодняшний день есть нечто иное, как деньги (мировой рынок, мировое разделение труда и т. д.) – это чисто абстрактные связи общества, уже полностью утратившие смысл и, тем не менее, связывающие людей, облекая их личность и одних делая господами, а других их рабами, хотя общество по своему содержанию уже не является прежним и нуждается отнюдь не в рабах.
Отсюда и реальность того факта, что нужно найти и установить логику денежного обмена в обществе и во взаимных отношениях между людьми, и их роль, а значит и в отношениях между полами и поколениями. Это значит установить логику индивидуализации человека, т. е. логику его индивидуального развития, на которой, в сущности, сегодня основано развитие общества как становящегося человеческого общества.
Только исходя из этого мы можем сознательно разрешить внутренние противоречия общества, развитие которых и создает те или иные проблемы в различных областях жизни. Сегодня уже недостаточно ориентироваться на общество и на «постепенное» разрешение проблем. Развитие «от этапа к этапу», которое в советском обществе все время шло только вверх, уже не реально для нас. Мы находимся в процессе распада, в котором общество расслаивается и появляются многочисленные группы людей со столь же не одинаковыми положениями. Беспрерывно растут негативные проявления жизни, которых уже невозможно «списывать в пережитки прошлого» и упорядочить традиционными методами, делая упор только на экономику или политику. Уже необходимо вскрывать их корни и представлять жизнь с человеческой точки зрения. Ведь совсем не случайно распались общественные цели и идеалы, бывшие первостепенными для предыдущих поколений, но для нас ставшие ненужными. Ибо дальнейшее движение всецело зависит от развития в плане человека. Как двигать жизнь с точки зрения человека и ради человека? Вот коренной вопрос. И осознают это или нет, объективно жизнь развивается именно в этом направлении, слепо преодолевая все препятствия на своем пути. И здесь первостепенная роль принадлежит любви как самой величайшей и разрушительной, и созидательной силе, которая становится в распаде как внутренняя и скрытая от нас сила. И надо раскрыть ее как созидательную силу, освободив ее от денежной оболочки.
Исходя из этих положений, мы и будем рассматривать вопросы брачно-семейных отношений в рыночном обществе.