Юрий Годованец. 1 тур 2013, чётные позиции

Литературный Фестиваль Рунета
От редакции фестиваля

В связи с большим объемом лонга мы разделили произведения на чётные и нечётные - в алфавитном порядке, исходя из никнейма автора. Пять экспертов получили на рассмотрение чётные стихи, а пять других - нечётные (в этой половине есть также одна прозаическая миниатюра). В экспертные шортлисты могут быть включены до 15 текстов. Победители будут выявлены по общему числу экспертных голосов и с учетом результатов Народного голосования.
 
Юрий Годованец дал комментарий к избранным стихотворениям чётного ряда. Полный список чётных стихотворений см. в обзорах Андрея Моисеева http://www.stihi.ru/2013/06/25/3257 и Елены Мироновой http://www.stihi.ru/2013/07/02/2607

Спасибо Юрию за обзор!

.................................
.................................


Произведение словесного творчества, сильное или слабое, энергичное или вялое, яркое или бледное, маститое или не очень, парадоксальное или бесхитростное, обладает своей собственной влиятельной, если не сказать властной, реальностью – и видимой, и невидимой!
Несовершенные создания, отпущенные на волю, сами ужасно страдают от своего несовершенства и терзают своего автора, поэтому вопрос качества для произведений поэзии стоит остро как ни в какой иной сфере.
Именно это обстоятельство является оправданием для существования литературной критики.
Одним словом, напластование культурных слоев непрерывно растёт не только на земле, но и в подвижном воздухе, создавая новый фольклор, новую среду, новую эстетику, новую этику, новую поэзию.


алексей крони торопов
"лунный дом"
http://www.stihi.ru/2013/02/18/8321
Строчка «ангел любви ухмыляется трещиной» – точное на грани кощунства выражение состояния современного мира, в котором перекошены все существенные отношения: прошлого и настоящего, мужского и женского, земного и небесного.


Владимир Звягин
"Самоубийца"
http://www.stihi.ru/2008/01/03/263
Стихотворение 1981 года пророчески описывает проблему суицида, ставшую сегодня особенно жгучей. Очень профессионально сделанные стихи, где смерть представлена как результат сбоя будничного конвейера жизни и в то же время потрясающие строчки: «... Волочился по полу шлейф нейлоновой шторы,/ Как фата за невестой, лишившейся чувства» – дают ощущение метафизического ужаса.


Вячеслав Лобанов
"Типа ночной рэп"
http://www.stihi.ru/2013/04/09/2917
Автор пишет об известном, но, сталкивая жуткое и смешное, даёт оправдание стиху типа «ночного рэпа», где применяется система рифмовки, которая вместе с тем «хромает». Отсутствие шестой строки в третьей строфе – невероятно сильная находка, если не сказать поэзия.


Джида
"Запах мандарина"
 http://www.stihi.ru/2013/01/08/10227
Здесь мы имеем дело с поэтическим произведением, основанным на внезапном художественном обыгрывании слова развод, как развода мостов и развода супругов, и ароматного мандарина, как универсального атрибута нового года, летних миражей и качественно нового душевного состояния.


Егор Мирный (Беззубенко)
"радио"
http://www.stihi.ru/2012/01/05/5333
Как сказано о волхвах: «звезда растёт у них из головы», «а голова одна на всех»… Стихотворение хочется перечитывать, не смущаясь тем, что понимаешь его всё меньше и меньше… Автор оборачивает акт Творения вспять и тем самым возвращает творчеству жизненную, почти религиозную силу.


Илья Бестужев
"Серёга"
http://www.stihi.ru/2013/02/04/4204
Нравятся длинные сроки, признак эпоса. Как ни странно, нравится смелость автора изобразить широкоформатное полотно с помощью конструктора из общеупотребительных деталей. Но что же на деле произошло? «Половинка от Серёги» ждала «козлик» на гребне взятой высоты. По замыслу автора или помимо его воли возникает образ второй «половинки», которой, очевидно, больше нет. Эта подразумеваемая половинка не изображена, однако по своей художественной силе перевешивает все остальное.


Инна Подольская
"А весна, как невеста, сбежавшая из-под венца..."
http://stihi.ru/2013/03/31/11531
Радует умение автора справляться с большими периодами описаний, еще больше радует привкус мистики чисел, а также диалог колоколен и минаретов, но совершенно захватывает дух взаимозачет плюсовых и минусовых температур, в результате чего звучит вердикт: «По нулям, господа». Конечно, многое могло бы прояснить то, как автор читает свои стихи…


Кира Леонидова
"Слово рыбы"
http://www.stihi.ru/2011/08/02/6069
Если современный автор изобрёл заповедник тишины, это значит, что со 2 августа 2011 г. такой заповедник действительно существует и именно «Там Рыбак своих рыб золотых извлекает из бредней». Все остальное – вопросы вкуса. В принципе вопрос о том, просочится ли бездомное слово в незаполненный угол немоты, чтобы тобой говорить, это предмет другого стихотворения.


Клавдия Смирягина Дмитриева 
"Сначала из дома ушли тараканы...
" http://www.stihi.ru/2013/02/25/2751
Притча, легенда или сновидческое откровение, но этот стих обладает актуальными признаками мифа, поскольку как есть миф о сотворении мира, так и должен быть миф о его разрушении. Однако представляется, что стихотворение, к сожалению,  сделано так, что не достает до своей собственной эсхатологической высоты. Вся смысловая энергия досталась первой строке: «Сначала из дома ушли тараканы».


Людмила Парщикова
"Опоздала"
http://stihi.ru/2011/07/11/4619
Когда речь идет о поэзии, надо обладать незаурядно силой, чтобы называть вещи своими именами, включая такие речевые клише, как: «И единственный шанс упустила», «И, как водится, "поезд ушел"». Но это не помешало автору за один вдох пропустить через себя архетип женской доли, за один выдох дать характеристику архетипа мужской доли (той, что не имеет спроса на душу) и заключить стихотворение парадоксальным образом: «Вот и майся с бессмертной душой...».  В этом как бы бесхитростном выражении присутствует неисчерпаемая сложность.


Максим Корсаков
"прогулка"
http://www.stihi.ru/2010/10/12/2054
Звукописный пятистопный ямб без знаков препинания, за исключением многоточия, завершающего каждое четверостишие, с продуманной системой рифмовки, которая сочетает простые и не очень точные рифмы. Войдет ли стихотворение «Прогулка» в хрестоматию русской литературы, трудно сказать, но совершенно ясно, что хрестоматия русской литературы в него вошла. Но была ли она «прочитана наоборот», как хотел бы быть прочитан автор?


Наталья Илларионова
"Страж"
http://www.stihi.ru/2012/12/15/971
От культурных и умных стихов, как правило, веет хорошей переводной литературой, но здесь другое: есть внешнее побуждение «Велели мне стоять ночную стражу» и внутреннее преображение седого старика в волка на башне. Неизвестно, зачем и то, и это, но ведь, кажется, это и есть поэзия.


Ольга Хворост
"днём она продолжает жить..."
http://www.stihi.ru/2012/05/22/2289
Свободное стихотворение безукоризненно, ни одного лишнего слова. Экзистенциальная камера пошла вперёд и пошла по будничному кругу. Для Бога мертвых нет, для Бога все живы. Вот и «она продолжает жить», хотя «он умер ровно неделю тому назад», и жить таким образом, что он не умер.


Сергей Кривонос
"Живет на свете улица. Она...
" http://www.stihi.ru/2013/01/23/6574
Между первой строчкой «Живет на свете улица» и последней строчкой «И жизнь – хоть удавись, и жить охота» очень много слов, которые находятся на совести автора. Представляется, что стихотворение и есть авторский комментарий, прихотливым образом соединяющий первую и последнюю строчку, которые невозможно забыть.


Сергей Черсков
"Рыжая"
http://www.stihi.ru/2013/02/13/6876
«Одиночь», тем более «ненавистная»,  хороший неологизм, совершенно уместный в контексте медитации о чистом листе, который молится о том, чтобы стать разноцветным. Присутствующие элементы «странного» в целом свидетельствуют о неразделимости в едином творческом проекте живописи, жизни, любви.


Юрий Годованец