Готов ли современный человек к новому объединению?

Нурсулу Жайлыбаева
ГОТОВ ЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК К НОВОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ?

 Вне труда ни одно общество не может организовывать жизнь на земле. Труд всегда стоит на первом месте и является основой нашей жизни. История в первую очередь создает экономическое пространство. И лишь когда оно создано и достигло полного совершенства, она приступает к созданию пространства развития человека, но, по иронии судьбы, разрушая экономические отношения. И это происходит не так, как думают люди. И современное общество медленно разлагается именно на основе разложения труда. Расщепление труда есть в то же время и разложение общества и ликвидация всего экономического пространства. Отдать эту важнейшую функцию общества в руки людей и предоставит его на их произвол, значит конец не только общественному труду, но и самому обществу, основанного на этом труде. Способ производства - так понимал Маркс экономического пространства, которое определяет все остальное. И как бы человек ни воображал, что он не зависит от материальных отношений, он гибнет в разрушении этого экономического пространства, буквально в этом процессе сам всецело превращаясь в деньги.

 Вот каким путем гибнет капиталистическое общество: паразитизируясь и парализуясь в полном смысле этого слова и тем все отдав людям, чтобы они от ныне все решали сами, сообразуясь с доводами разума или с происками дьявола. И то, что люди должны объединиться вокруг идеи гуманизма – уже глубокая необходимость, которую уже способны воспринять люди. Наступила время интеллекта, время разумного, взвешенного решения всех проблем. Я обрисую самую простую картину. И отнюдь не фантастическую, а самую горькую правду нашей жизни. И если я предполагаю и строю прогнозы, то только опираясь на определенную логику и сложившиеся к нашему времени практические данные. Я ничего не беру с потолка.

 Суть здесь состоит именно в применении труда, в зависимости от чего, так или иначе, заполняется и пространство нашей социальной и индивидуальной жизни, и пространство развития человека. Это пространство, непосредственно зависящее от способа труда, определяется, следовательно, не способом распределения, соответствующим способу применения труда, а сознательной организацией. Это особенность нашего времени, и все, что нам нужно, мы можем организовать только сознательно, а что не нужно, сознательно устранять. Я как-то раз задумался, почему в Алматы остановился крупный хлопчатобумажный комбинат, а в нашем районе - Суконный комбинат. В Алма-атинском работало около 9 тысяч человек, а в нашем - около пяти. Ту самую продукцию, которую производило в двух комбинатах 13 тыс. человек, за границей производили с меньшим числом людей и с большой прибылью. Для создания такого же объема там требовалось труд не более 60 человек. И Казахстан с устарелым способом производства не выдержал конкуренцию и загремел. И хотя рынок был переполнен привозными товарами, это не изменил положения, а усугубил. Людей, оставшихся не у дел, была девать некуда. А перестроить всю экономику по Западу - было делом немыслимым. Это изобретали богатые люди. Экономику разрушали не для того, чтобы перейти на западный способ производства. Для этого вполне достаточно было модернизировать производства и обновлять. Мировой капитал предлагал Казахстану самый оптимальный путь: возьмите все товары, на производство которых вы тратите много силы, у нас, и организуйте свою жизнь с наименьшими потерями для общества и с наибольшей пользой для развития человека. И Казахстан, не подготовленный к этому экономическому перевороту, все сделал наоборот: с наибольшими потерями для общества и с наименьшей пользой для человека. Здесь никто даже не задумался, насколько в мире выросло производство и соответствующее ему пространство развития человека. И Казахстан в погоне за деньгами, не понимая этого требования времени, все в казахстанском пространстве рушило, и прежде всего экономического пространства. Заграница для Казахстана создавало все материальные и культурные условия, чтобы он переходил к пространству развития человека. И сегодня деньги, наоборот, уже буквально пожирают все существо Казахстана и медленно убивают людей в денежном рабстве. И те требования, которые были поставлено общественным развитием Казахстана, не было воспринято никем. История уже полностью создала экономического пространства для человека и сформировала и богатства его социальных связей. И теперь он должен вступить в пространство своего развития. И особенность его вступления в это пространство состоит в том, что он теперь должен использовать все возможности своего интеллекта и напрягать весь свой ум, сложившиеся в создании общественных условий своей жизни.

 У первобытных общин, например такого пространства вообще не было, и они все свое время отдавали поиску и добыванию себе пропитания. И если появлялось свободное время, то они различным образом выражали себя, танцевали, пели и т. д. В рабовладельческом обществе часть населения освободилась от непосредственного труда, и свободные граждане могли заниматься другим делом. Они могли развлекаться, воевать, просвещаться, управлять государством, путешествовать и т. д., и отсюда начинается и развитие культуры древнего мира. В помещичьем обществе такой свободой располагали только представители господствующих классов, пировавшие и воевавшие на труде крестьян и ремесленников. И названное пространство здесь увеличилось, развивались центры торговли и культуры, открывались первые университеты, школы и т. д. Развитие общества, хотя и медленно, открывало простор для развития человека, для осуществления человека как духовного и интеллектуального существа, хотя это еще не было индивидуальным развитием, развитием человеческой личности. Развитие духа как такового, разума как такового беспрерывно происходило на основе развития производительных сил и науки. Здесь мы имеем дело, следовательно, и с развитием сознания общества как такового.

 Капитализм все коренным образом переменил, создав крупную промышленность и крупное земледелие. В конце концов, он всю экономику и культуру поставил в зависимость от науки и тем способствовал развитию интеллекта, мышления, расширил кругозор человека. И он освободил гораздо больше людей, чтобы они могли размышлять, управлять, фантазировать и т. д. Он вместе с тем уничтожил и «помещичий способ поедать», пировать и научил людей все силы прилагать только к полезному труду и прибыли, увеличивающих богатство. Поэтому Бентам заслужил любовь капиталистов. Поэтому капитализмом двигало стремление к богатству как таковому, что, как мы уже знаем, соответствовало степени развития производительных сил и производительности труда безотносительно к индивидам. И здесь люди трудились, не покладая рук, и размышляли, ни о чем другом не думая, кроме своего общества и его богатства, и капитализм породил целую плеяду великих мыслителей, которые силой и глубиной своего мышления и ныне поражают людей. Основы всего того, чем располагаем сегодня мы, были заложены капитализмом, а мы только продолжаем и совершенствуем достижения предыдущих поколений и самобытных мыслителей, трудившихся почти бесплатно, без какого-либо расчета на премии и вознаграждения. Вспомните Дарвина, Эйнштейна, Циолковского, Маркса, Ленина и т. д. Капитализм тогда не баловал ученых, как в наше время. Они были самобытными. И зачастую они работали без расчета на вознаграждение. И жили ради своего народа.

 О сегодняшних переменах прошлые поколения даже мечтать не могли. Капитализм уже объединил весь мир и создал единое экономическое и культурное пространство. И их суть состоит в том, что производство и потребление поменялись местами, и впервые общество стало зависеть от потребления, которое превратилось в самоцель. И общество, которое до этого заботилось только о производстве, впервые все свои силы стало вкладывать в непроизводственную сферу, и не только в сферу развития интеллектуальных способностей людей, но главным образом, в силу зависимости производства от потребления, для всестороннего развития потребностей людей, в силу чего и торговля, ранее зависевшая от производства, приняла самодовлеющий характер. И здесь все стало продаваться, включая и человека, и его интеллект. И миром стала двигать ненасытность и жажда обогащения, принявшие массовую форму.

 Это созданное громадное пространство, пространство развития человека, таким образом, заполняется погоней за удовольствиями и наслаждениями. Бешеной погоней за деньгами. И наши города и села стремительно превращаются в места развлечений и взаимных услуг и заполняются базарами и торговыми центрами. Теперешние люди все это обозначают понятием «услуга», даже не имея представления, что оно с собой представляет. Центры же культуры вытесняются, все таланты и дарования, не сумевшие приспособиться к «рыночной экономике», оказались в унизительной зависимости от меркантильной системы. Рыночная система тем самым человека не только завела в тупик, но и открыто поставила на край пропасти, тем самым впервые его озадачив. Поэтому человек сегодня бессознательно стоит на перепутий и перед выбором. Это есть объективное положение вещей, сложившееся историческим развитием и нисколько не зависящее от наших эмоций и самосознания. И оценить его должны люди, которые неожиданно оказались в этом тупике и которые должны знать, что им предстоит перейти в пространство своего свободного развития.

 Как видим, капитализм за последнее столетие совершил грандиозный скачек, в ходе развития превратившись в полную свою противоположность, в результате чего все то, что тогда существовало лишь в единичных формах и что не имело необходимого характера, превратилось в господствующую категорию. И думать, что человечество теперь ограничится этими формами, значить, не понимать сущности нашей эпохи, которая именно в превращенных формах стремиться к будущему, чтобы именно в своем развитии к будущему сбросить и освободиться от превратности нашей судьбы, обусловленной только денежными отношениями. И если мы говорим, что общество развивается в будущее, превращаясь в свою противоположность, то все развитие объективно подведено именно к этому денежными отношениями, породившими бесчеловечность как всеобщего явления. И люди должны очеловечиться, именно отталкиваясь от этой бесчеловечности, или они попросту погибнут во мраке невежества. Многие, видя бесчеловечность, отрицают развитие человечности. Находясь во мраке, человек не видит света, которого нужно зажечь. И если бы этого света не было, то не было бы и мрака, и люди мрак воспринимали бы нормальным состоянием и заботились бы о том, чтобы из него никто не выходил. И никто не знает, какой трюк сделала история.

 Если говорить по сути, то история уничтожает отношения собственности, вставшие на пути человечества непреодолимым барьером в 20 веке. Отношения собственности как отношения экономические, отношения общественные действительно уничтожены социалистическим движением. И теперь, когда разложилась общественная собственность и государство стало лишь владельцем денег, за ними эти глубоко скрытые отношения как отношения индивидуальные обнажились. Тем самым обнаружилась корень всякого зла – собственническое отношение человека к человеку. Недостаточно уничтожить общественного отношения эксплуатации, необходимо уничтожить еще его и как индивидуального отношения людей, с которым они к будущему не пойдут. И история теперь самым настоящим образом приступила к уничтожению и этого отношения, к тому же взяв их в тиски денег, тем самым вызывая отчаяние и крики умирающей души собственника. И интересно то, что этот человек, знающий только обладания и потребления, к тому же только для себя, лишается всего и превращается в никто. И лишь освободившись от своего вещного содержания, человек и начинает размышлять о человечности. Кто же здесь размышляет?

 Те, кто взобрался очень высоко, а потом с этой высоты падают и разбиваются? Или нищие? Почему-то мне упрямо думается, что богатый будет размышлять по своему объективному положению, если, конечно, останется цел. На Западе пока растут самоубийства и суицид, да и мы в этом от них не отстаем. «Потомственные» же бедняки, по-моему, не разбиваются. Они уже разбиты. И дальше только преисподняя. Поэтому им и размышлять незачем, они тысячелетиями выживали и всего ждали от тех, кто стоял над ними. И эту привычку им не одолеть. Они выживают, чтобы жили другие. И этот порядок не им изменить. А тот же, кто падает с высоты, с высоты и смотрел на мир и видел его широко. Но история в последний момент сделала так, чтобы не было и потомственных бедняков, и потомственных богатых и чтобы люди смешались. Так что и размышляющих граждан стало, видимо, значительно больше, чем на предыдущем этапе.

 Развитие к человечности – это не изобретение и не открытие, а объективный процесс, развивающийся в реальной жизни во взаимодействии людей в рамках денежных отношений. Деньги – это просто исторически выработанные отношения обмена, приспособленные позже к интересам господствующих классов и умело ими превращенных в рычаг эксплуатации. Эта не такая историческая форма, с устранением которой люди могут погибнуть, как, например, они неминуемо погибают, если вынимают их почки, удаляют другие жизненно важные органы. Обмен исторически возник и исторически само ликвидируется, превращаясь в деньги. Самодовлеющий характер денег – это уже конец обмена. Развитие же к человечности происходит естественным образом просто как результат устранения влияния денег на людей в противовес тому, что породил самодовлеющий характер денег.

 Отсюда и судите, куда мы должны пойти, действительно стоя на краю пропасти. Мы должны оставаться рабом денег или устранить это рабство, объединившись ради этого. Люди всегда объединялись, когда им угрожал крах, и на этот раз им не обойтись без объединения. Но это объединение имеет свою уникальность и не требует никакого кровопролития, как воображают иные. Оно основывается только на конкуренции и раскрытии ее значения для нашей эпохи.

 Я не случайно привел эти исторические данные: исторически производство создавало и неуклонно увеличивало пространство развития человека, и сегодня оно доведено до высшего предела, а люди это пространство заполнили деланием денег, «само занятостью». И теперь в нем сами разлагаются, задыхаясь в богатстве и в нищете, вместе того чтобы сделать его условием своего свободного развития. И весь ум человека, его интеллект, обслуживают эту сферу, вместо того чтобы они обслуживали человека. И общество «как таковое» умирает, действительно полностью отчуждаясь от этих людей, оставленных на произвол судьбы. Это общество просто умирает, а вместе с ним разлагается и государство. Теперь люди должны саморганизовываться. И здесь в силу вступает конкуренция, которую мы сейчас видим как войну между людьми, но которая может стать самым эффективным средством освобождения и от денежного рабства. И ради этого люди должны объединяться, а потом конкурировать со всем миром.

 Люди должны, следовательно, объединиться и объединить свои силы, чтобы они работали на интересы каждого человека и в то же время служили и общественному прогрессу. В принципе, общество создало все необходимые условия, чтобы превратить каждого человека в личность. Уже тот факт, что производство уже непосредственно не зависит от деятельности индивидов и основано на техническом прогрессе, технологическом развитии современного производства, свидетельствует о том, что современным миром двигает ум, интеллект человека и его духовные способности. И человек может свободно двигаться в мире. И здесь речь идет о том, чтобы это развитие стало всеобщим и охватило каждого, не являясь просто общественным развитием, отчужденным от людей. Именно в этом процессе общественное богатство превращается в богатство каждого отдельного человека и является условием развития самого общества, стремящегося, напротив, к увеличению свободного времени как пространства развития человека – как результата развития истории. И общество измеряется не объемом продуктов, а свободным временем, не богатством вещей, а богатством человеческой личности. А в теперешнем обществе люди воюют друг с другом, не умея распределять этого богатства. И многие искренне полагают, что люди, в конце концов, придут к справедливому распределению и что именно это будет разумным обществом.

 Положение о том, что люди должны объединить свои силы, объединив свои деньги (доли) , не может вызывать сомнение, если их силы сейчас измеряются деньгами просто как потребительными стоимостями. Как потребительные стоимости деньги уже не нужны ни обществу и ни людям. Объединить деньги не могут владельцы денег, а большинство людей выживает денег. И у тех, и у других – пустота, деградация. Владельцы денег друг с другом воюют из ревности и зависти. И о деньгах в нашем случае речь идет лишь в той мере, в какой они являются просто кредитными деньгами, стимулирующими людей, сознание которых соткано этими не нужными деньгами. И убрать надо просто этого сознания и тем вообще освободить людей от иллюзий. Вы представляете, даже уму неприложимо, как и на чем живет несметное число людей в Казахстане и в мире, не работая годами или не получая месяцами зарплату? Каждый день в состоянии алкогольного опьянения или наркотического дурмана, так дорогостоящих?

 Я уже сказал, что дело не в том, как люди выживают и сколько, а в том, как они делают деньги, как используют их, в каких целях. Люди не могут объединить свои деньги в целях обогащения отдельного человека, ибо оно предполагается использованием других по самому принципу такой жизнедеятельности. Поэтому понятие "выживание" – основная категория для стран, оказавшихся в кризисе на основе всеобщего развала. И многие страны сейчас живут в кредит. Кредит себе проложил путь как всеобщее явление, опутавшее весь мир. С другой стороны, действует кредитная система, которая охватывает всё больше людей. Отсюда и можно говорить о «владельце денег», кем может стать каждый идеально. Какого-либо другого пути оборота денег в настоящее время попросту не существует, и деньги должны находиться в руках людей и, так или иначе, использоваться ими сообща или в одиночку.

 А мы просто выбираем первый вариант и, объединив обездоленных и снабдив их каждого своими долями в виде кредитов, будем работать с ними. При этом мы будем исходить из предположения, что с ними будут заниматься лишь обученные люди, осмыслившие новое направление и разработавшие проект, как это вообще в наше время что-то делается. Слава богу, чего-чего, но создавать проекты и программы люди давно научились. В этом отношении наши люди ничем не уступают своим западным партнерам. А государство только таким творчеством и занято.

 И предполагается это тем, что мы идем к глобальному кризису. А если разоряются и заграничные банки, в том числе крупные, то это приводит просто к увеличению процентных денег. А это – мошенничество. И все это увеличивает риск и угрозу. Мы всюду будем иметь дело с жуликами и мошенниками.

 Стабильность банковской системы связана лишь со стабильностью производства. Это может быть достигнуто только в предполагаемом новом объединении, в котором деньги будут работать только в общественном применении, и отсюда по программном будут направляться на развитие производительных сил, а, следовательно, на увеличение свободного времени. И люди должны быть охвачены не только общественно организованным трудом, но и таким же свободным временем (общение, образование, просвещение как условия саморазвития личности) , организующим развитие каждого человека. Организовать развитие каждого человека – вот основная цель и то, что должно стимулироваться.

 Современная форма образования приспособлена к классовой структуре и направлена по-прежнему на ее воспроизводство. Оно является просто специальным образованием, рассчитанным на воспроизводство элиты. И как таковая она и разлагается по мере стихийного становления способов саморазвития индивидов. Современное мировое развитие, приспосабливающееся к бизнесу, ликвидирует и всю прежнюю форму культурного развития общества, приспособленного исторически к классовой структуре. Развитие индивидов постепенно меняет стереотипные формы. Новое объединение дает развитие каждому человеку, и на этом оно само основывается. И если деньги были игрой до этого, то они тем более станут игрой теперь. Но ими в нашем случае манипулирует общество, созданное этими людьми и прозрачное им. Поскольку общество – это не конкретный человек, а система, управляющаяся людьми, то люди, образовавшие свободный союз ради развития каждого, не могут манипулировать друг другом. Это государство может манипулировать сознанием людей и обманывать их, обещая всем манну небесную, находясь во внешних отношениях со своими гражданами. И манну небесную для государственных мужей на самом деле создают люди. И люди с перевернутым сознанием этого могут и не понимать и питать себя иллюзиями благодаря законам денег. А здесь этот обман сразу обнаружится, так как люди вступили во внутренние отношения, когда каждый следит за своими «кровными» деньгами, а через них – и общественными. И здесь нет и не может быть лазеек для паразитов. Новое объединение переходит именно к такому принципу. И этого принципа никто не может нарушить, не рискуя своим благополучием.

 Здесь путают не совместимые две вещи. Сознание и дух. Сознание современного мира умирает как продукт умирающего общества, а дух, наоборот, становится, противодействуя этому распадающемуся миру, облекаясь в деньги. Какой же дух может быть у человека, если он наполнен вещью, а сознание его является сознанием этого вещного отношения, на котором основана вся его убогая жизнь. Его дух существует лишь постольку, постольку он обладает вещью и является собственником. А если его оставили без вещей, у него нет и духа, потому что он опустошен. Следовательно, это есть дух собственника. Сегодня деньги стали всеобщим богатством. И их владельцами стало ничтожное меньшинство. Что, мы мир будем оценивать по духу этих собственников? К тому же беспрерывно побивающих друг друга и живущих в страхе, окружая себя охраной? Отбирая друг у друга этого богатства, которого так просто можно увести и в Швейцари? А как можно характеризовать основную массу населения? Все они уже давно живут в кредит и задавлены денежным рабством. Их дома и вещи уже давно заложены и переложены. Какой дух имеется у этих людей? Дух собственника? Сомневаюсь. Они опустошены. Дух их просто пуст, а потому и сознание помутилось, и они потеряли ориентацию. Им надо только выжить или уцелеть. И всего они ждут от собственников, которые сами изо дня в день опустошаются.

 В мире существует равновесие, и оно никогда не нарушается, и здесь одно обусловливает и порождает другое. И если в одном случае дух человека заполнен деньгами, то в другом случае его дух опустошен. И это вовсе не значит, что человек перестает мыслить, Мышление его как раз работает, как раз как никогда активно именно в этой обстановке, в которой он уже подготовлен духовно тем, что он уже не собственник. Его уже можно заполнить новым содержанием, раз он свободен от прежнего, собственнического духа. А то, что у него внутренне еще сохраняются стремления эгоистические, это не значит, что именно оно двигает и управляет им. Напротив, современный мир на каждого давит так, что все его актуальные стремления стали лишь внутренними, загнанными в такую область нашего мозга, что они уже не возродятся и не управляют поведением, а потому не побуждает индивидов к активным действиям. Отсюда и «молчание», о котором сокрушаются западные авторы. А потому мир парализован. И ничто его не приводит в движение, ни стремления миллионеров, ни стремления бомжей и алкоголиков. И они оплакивают просто умирающий мир. И не более. А умные стремятся к будущему. И этих умных людей общество тоже создает. А сознание новое придет по мере того, как человек наполняется новым содержанием, и тогда у него появится и новый дух. И если история породил этот дух и людей поднял на уровень высокой технологии, значит, все происходит объективно, и люди непременно придут к новому объединению и обретут в нем этот новый, на этот раз человеческий, дух. Тем самым они преодолеют внешнее сознание и дух, порожденный вещами. Стало быть, новый дух есть дух человеческий.