Судный день или божье наказание

Нурсулу Жайлыбаева
Судный день или божье наказание.

 Трудно себе представить, сколько человеческой энергии сковано «деланием денег» и сколько сил человек отдает только для того, чтобы только сохранить на этой земле свою жизнь. И мы не знаем, сколько он еще потратит, чтобы противостоять распаду. Но если одни выживают для того, чтобы другие обладали всем миром, то должна быть осмыслена сущность этого отношения, а стало быть, и логика его преобразования в период, когда в этом уже нет надобности. Дело не в том, что денег в мире хватит на всех, для того чтобы каждого сделать равноправным членом объединения людей. Дело в том, что сегодня человечество развило высокие производительные силы, которые при разумной организации уже способны полностью удовлетворить все разумные потребности людей. А распределение этого богатства в виде денег воспроизводит капиталистическую эксплуатацию и тем противопоставляет уже не классы, а людей друг другу. И владельцы денег воюют друг с другом. Ведь не может же история быть приведена в жертву ненасытности людей. Следовательно, она не может ограничиться разрушением старого мира.
 Ибо суть в том, что человек не может обладать всем миром в деньгах. Это просто его неосознаваемое желание освоить весь мир и усвоить все его богатство и раскрыть его духовно, чтобы стать гражданином мира. Человек действительно свободно двигается только в названном общественном объединений. Когда оно станет саморазвивающейся формой, в каком бы пространстве оно не сложилось. И чем больше его масштабы, тем больше пространства для свободного развития человека и его свободного движения. Еще советское общество открывало все просторы для людей. И люди действительно свободно двигались. Мир сегодня для людей открыт и в Евросоюзе, и в Америке. Миграция населения становится неудержимой. И это свободное движение  достигается не само по себе, а только в духовном освоении этого мира, при котором каждый человек действительно будет свободно двигаться во всем мире, ничем себя не ограничивая, только преодолев отчуждения между людьми. Сегодня отчуждение – это не какое-либо социальное явление, а чисто индивидуальное – отчуждение человека от человека, обусловленное только денежными отношениями. Сегодня же свободно во всем мире двигаются только деньги и товары, а человек ограничен своим собственным благом. Отсюда и погоня за деньгами, в которой человек даже понятие не имеет, как он может освоить этот мир и очеловечиться, освободившись от отчуждения. И эта жажда денег есть не экономическое отношение, не общественное отношение, не социальное, а чисто индивидуальная страсть, двигавшая до этого миром человека, - отношение, в котором очеловечено само общество и синтезировано все его богатство. В деньгах человек открыл для себя весь мир, в деньгах для него распахнуты все ворота и открыты все человеческие объятия. И в деньгах он устанавливает всемирную власть. И те люди, которые воспринимают это неизменным основанием человека, просто не видят, что именно из этого рождается человеческое отношение к человеку и что именно так же явится как неожиданное.
 Ибо вместе с тем именно в деньгах все отношения людей уже  являются чисто человеческими отношениями, облеченными только в деньги и поэтому проявляющиеся как деньги, в то время как раньше они были общественными отношениями, ограничивавшими людей определенными социальными и национальными рамками. И мы за этими  деньгами не видим ничего, кроме собственного блага человека. Поэтому и не знаем, что происходит с нами в нашем мире. Стремиться удовлетворять «собственное благо человека», «все растущие потребности человека», его «ненасытность», и видеть во всем этом какой-то общественный смысл, - это просто абсурд.
 Ясно, если этого отношения освободить от денежной оболочки, то оно станет просто человеческим отношением, и будет развиваться как человеческие отношения, не обремененные внешними факторами. Оно и будет развиваться как человеческое отношение к человеку, в котором их оценивают уже не деньги, а созданные исторически чисто нравственные и моральные ценности, основанные на человеческих критериях оценки человека как существа общественно-исторического. Сегодня деньги связали весь мир, и, прежде всего, это сделали западные деньги. И если люди освободятся от денег, то весь мир будет связан просто человеческими отношениями, уже сложившимися в рамках денег и просто превратно в них проявляющимися. И здесь все будет организовано так, чтобы во всем мире свободно двигался не товар, а сам человек, находящийся в человеческих отношениях с другими. И я не вижу для этого каких-либо общественных препятствий. И здесь можно будет увидеть, каковы же различия между одиноким человеком рыночного общества, превратившегося в деньги, и гражданином мира.
 А ведь только полвека назад капитал освободил весь мир, чтобы он был завоеван деньгами. И теперь думать, что мир навеки останется в этих деньгах и человек не сможет преодолеть их, это значит не понимать, что история стремиться к человеческому обществу и ради этого разрушала все в нечеловеческом экономическом обществе. И поистине неожиданным здесь было то, что она это осуществила через деньги, облачив в них самого человека. И если это является историческим движением, то здесь не обойтись с сознанием индивидов, ограниченного своим собственным благом. С воззрением индивида мы можем пойти куда угодно, но только не к счастливой жизни. Ибо нет счастья в том, когда человек думает только о себя самом, отчуждаясь от общества и противостоя ему. Общество, в конце концов, - это люди, их сообщества, объединения. И только в этом положении человек обретает общественное сознание и становится социальным существом по своему существу, и в то же время оставаясь индивидуальностью и развиваясь как личность по форме своего проявления.
 Отношения между капиталистом и рабочим – это не человеческие отношения, а экономические. Тем не менее, и они связали весь мир и всех людей. Экономическими отношениями связаны все в капиталистическом обществе. Даже отношения между родителями и детьми, мужем и женой являются только материальными отношениями, отражавшимися в моральных категориях. И людям потребовались многие годы испытаний и страданий, прежде чем эти отношения стали личностными отношениями людей, основанными на их чувствах друг к другу, на любви и т. д., то есть психологическими категориями. И думать, что эти отношения не будут основаны на разуме в то время, когда разум человека уже развился и двигает всем миром, создав высокую технологию, это, значит, не верить, что этот разум станет человеческим разумом. Что имеют в виду, когда говорят о высоком интеллекте, господствующим над миром людей. Этот интеллект станет интеллектом человека. История стремится именно к этому.
 А они – та форма отношений, которые получают полное развитие в духовном осуществлении человека и которые станут человеческими отношениями, такими же общими для каждого отдельного человека, как и отношения товарные, денежные. И здесь просто надо знать, что если первые были реальны, то реальными будут и вторые, когда люди освободятся от денег. И люди будут любить друг друга, а не ненавидеть. А сегодня миром правит ненависть и зависть, только маскирующиеся в благодетель. На основе самоликвидации денег самоликвидируется и экономика. Мы опустились просто на уровень простого воспроизводства жизни, которое в силу названных причин еще более суживается. А деньги просто как потребительные стоимости, уже не являются эквивалентом товаров, не стимулируют это производство. И человек-потребитель, являющийся продуктом «эры денег», хочет потреблять и еще раз потреблять6 но уже не трудясь. И история может разрешить это противоречие6 лишь уничтожив деньги. И деньги как потребительные стоимости (облик личности), просто  угасают в потреблении в руках людей, не воспроизводя общество. Как экономическая категория они уже не работают в разъединяющемся обществе. И логика развития денег такова, что они в силу этого во всем мире принимают форму кредита, через который реализуются продукты производства. И поскольку деньги парализуют производство, свертывая обращение товаров, и вместе с тем давят и на людей, то кредит прокладывает себе путь «с боем», именно давя на людей. И этот процесс принял всемирную форму. Производство должно работать независимо от денег, и деньги превращаются в кредит, все больше охватывая все стороны жизни. И просто это слепое движение необходимо сделать сознательным, и тем освободить от власти денег не только каждого человека, но и самого общества. И тогда, может быть, откроются новые просторы жизни, которые будут восприняты как «светлая эпоха» после выхода из «мрачного бизнеса».