Цепочка - вниз, цепочка - вверх...

Наталья Данилова Кусова
О внешнем подвижничестве, и о том,
какой образ жизни есть высший и первый,
знайте, возлюбленные, следующее:
все добродетели между собою связаны,
как звенья в духовной цепи,
одна от другой зависят: молитва от любви,
любовь от радости, радость от кротости,
кротость от смирения, смирение от служения,
служение от надежды, надежда от веры,
вера от послушания, послушание от простоты.
Так и с противной стороны,
худые дела зависят одно от другого:
ненависть от раздражительности,
раздражительность от гордости,
гордость от тщеславия, тщеславие от неверия,
неверие от жестокосердия,
жестокосердие от нерадения,
нерадение от разленения,
разленение от уныния,
уныние от нетерпеливости,
нетерпеливость от сластолюбия;
прочие части порока также между собою связаны,
как на доброй стороне связаны между собою
и одне от других зависят добродетели.
Святой Макарий Великий
«Добротолюбие»
(Беседа 40)


Молитва в нас зависит от любви,
любовь от радости безоблачной зависит,
радость от кротости, а кротость тишины
в смирении... Немыслимые  выси!

Смирение — в  служении  другим,
служение  —   зависит  от   надежды,
надежда в нас от верности святым,
а вера — с послушания безгрешным.

В нас послушание  — от мудрой простоты.
Все добродетели в цепи духовной — звенья,
другая цепь — от  дел нечистоты
влечет на дно от не сопротивления.

От раздражительности — ненависть тотчас,
а раздражительность — от гордости колючей,
злорадная — с тщеславия у нас,
а слава тщетная — с неверия трескучего.

Неверие — в окаменелости сердец,
жестокосердие  —  у нас от нерадения,
а нерадение  —   от разленения,  слепец
в унынии согласен на падение.

Уныние с нетерпеливости всегда,
а нетерпение от сластолюбия бывает....
Сластям мы не противимся, тогда
пороки в кандалы нас обувают.

03.07. 2013 год