Серебряная Нить Учителя

Георгий Радуга
Решил опубликовать важную часть повести Альфреда Хейдока, ученика Н.К. Рериха,

Надеюсь, поймёте сами, какая Весть здесь звучит и для чего, друзья! 

Альфред Хейдок
На зачарованных путях (часть 6)

( Публикуется впервые в сокращенном варианте, с редакцией. Материалы из архива Л.И. Вертоградской ), вверху мной доработанная картина " Нить серебряная Тары, Богини, Наставницы"


Сегодня Климов открыл Урок следующими словами:
– Все вы уже значительное время занимаетесь Учением, стараетесь применить в жизнь его советы. Мне радостно отметить, что интерес ваш к этому Учению Жизни не ослабевает. Но есть одно положение, которое вы точно сговорившись, обходите молчанием. Я говорю о роли Учителя. Кто Ваш Учитель? — обратился он к Бурмакину.
Тот ошеломленно замигал глазами и после краткого молчания неуверенно сказал.
– Я об этом никогда не думал. Мне кажется, что мой учитель – вы, так как вы нас ведёте, объясняете и направляете.
– Я не помню, чтобы вы просили меня быть вашим УЧИТЕЛЕМ.
– Разве обязательно нужно просить об этом? Ведь это пустая формальность. Каждый из нас слушает вас, признает ваше превосходство в познаниях. Разве этого не достаточно?
– Да, этого недостаточно. От каждого человека можно чему-то научиться, но от этого он не становится учителем. Учителя нужно выбирать и получить его согласие к водительству, в котором нуждается ученик. Такой союз ученика с учителем должен базироваться не на чисто интеллектуальной основе, а на сердечном чувстве взаимного уважения и любви, и полного доверия.
Между ними должна образоваться сердечная связь в виде тонкого луча света, который в Учениях называется серебряной нитью. Последняя служит как бы проводником между тончайшими энергиями учителя и ученика. Без этой серебряной нити нет преуспеяния. Чтобы проиллюстрировать сказанное, привожу в качестве примера жизнь тибетского поэта и подвижника Миларепы:

...
Отец Миларепы, тибетский крестьянин, умирая, препоручил свою жену, сына Миларепу и маленькую дочь попечениям своего брата, которому также передал в распоряжение свой земельный участок. Но брат оказался негодяем: он присвоил поле покойного и ничем не помог его вдове. Последняя с сыном и дочерью перебивалась в большой бедности и затаила непримиримую ненависть к её виновнику. Своему маленькому сыну она внушила, чтобы он во что бы то ни стало должен отомстить вероломному дяде за причинённые страдания. Таким образом, идея мести стала как бы единственной целью подрастающего мальчика. Но как её осуществить? По плану матери, Миларепа должен был поступить в ученики к местному чародею и овладеть его искусством – нанести дяде смертельный удар колдовством. Но первый чародей, к которому поступил на обучение Миларепа, оказался не очень-то сведущим. Всё, чему он мог обучить юношу, было умение вызывать градовую тучу и направлять её на уничтожение урожая. Но Миларепе и его матери это показалось недостаточным наказанием для злодея: требовалось уничтожить самого дядю, и для этого Миларепа поступил к другому чародею, более могущественному, и после длительного обучения овладел искусством наносить смертельные удары. Для мести дяде был выбран день, когда последний созвал гостей и устроил пир в своём доме, по случаю (свадьбы сына) какого-то семейного торжества.
Дом дяди был построен на склоне горы так, что задняя стена опиралась непосредственно на склон горы, а передняя стена опиралась на деревянные подпорки. С наступлением ночи, когда пир в доме был в разгаре, демоны, посланные Миларепой, разрушили подпорки под стеной и дом обрушился. При этом погибли все, кто в нём находились (кроме дяди, его жены и служанки). Месть была осуществлена.
Но тут в душе Миларепы зародилось осознание, что поступил он неправильно. Заговорила совесть. Он осознал, что не таков путь, по которому он должен идти. Но кто мог указать ему правильный путь? Молва указывала на некоего духовного учителя Марпу, живущего на расстоянии нескольких дней пути. И Миларепа пошёл к нему. Юноша был ещё в пути, а Марпа уже был предупреждён высшими силами о том, что к нему идёт будущий ученик, отягощенный тяжким преступлением. При этом было указано, как с ним поступить. Марпа принял Миларепу. По закону восточного ученичества, ученик должен беспрекословно повиноваться своему учителю, что бы тот ни приказал. И Марпа приказал Миларепе построить для него новый дом. Миларепа принялся за работу. Один таскал камни, возводил стены и приложил много труда. Завершил строение и пригласил своего учителя принять его работу. Тот пришёл, осмотрел дом и приказал снести его, разрушить и построить новый дом на другом месте, которое и указал.
Миларепа безропотно принялся выполнять веление учителя. Но когда новый дом после долгих трудов был возведён, его постигла та же участь, что и первый.
И так семь раз. Семь домов построил Миларепа (последний дом, выстроенный Миларепой существует до настоящего времени в Лхобраге, в южном Тибете). Для этого ему понадобилось несколько лет. Одежда его износилась, он похудел, был исцарапан острыми камнями, которые перетаскивал. А учитель не подавал никаких признаков о том, что он собирается его чему-то учить. В доме Марпы было несколько учеников, которых он наставлял, но Миларепа туда не был допущен.
Жена Марпы, Дамема, будучи женщиной добродетельной и милосердной, пожалела Миларепу и уговаривала мужа (Марпа, живший до реформы Дзонкапа, был женатый лама) заниматься с Миларепой так же, как с другими учениками, но муж не слушал. Тогда эта достойная женщина предложила Миларепе свой план.
На расстоянии многих дней пути жил и подвизался в качестве духовного учителя один из способнейших учеников Марпы, давно закончивший обучение. Жена Марпы советовала Миларепе покинуть её мужа и тайком отправиться к упомянутому дальнему учителю. Миларепа должен был передать привет от жены Марпы и её просьбу, принять Миларепу в ученики. Она же снабдила Миларепу необходимой провизией на дорогу, и Миларепа совершил всё так, как она сказала.
Новый учитель принял Миларепу без промедления и приступил к его обучению. Миларепа, изголодавшийся по наставлениям и познаниям, рьяно приступил к учению, тщательно проделывал всё те упражнения, на которые ему указывал учитель. Время шло. Но тут проявилось одно непредвиденное и смущающее обстоятельство. Несмотря на то, что Миларепа с величайшим усердием проделывал все указанные ему упражнения, – они не давали желаемых результатов. Учитель удивлялся, почему там, где другие ученики преуспевают, у Миларепы ничего не получается. Он стал расспрашивать последнего, и тот должен был сознаться, что он убежал от своего учителя Марпы по наущению его жены.
– Ну, тогда всё понятно! – сказал учитель. Пойми, что каждый ученик связан со своим учителем СЕРЕБРЯНОЙ НИТЬЮ света, идущей из сердца учителя к сердцу ученика и обратно. Токи энергии текут по этой нити, и без неё не может быть преуспеяния ученику. Своим бегством ты нарушил эту священную связь и тем лишил себя преуспеяния. Иди и возвращайся к своему Учителю!
– Так как приведённый эпизод убедительно проиллюстрировал основы значения и необходимости серебряной нити, связующей ученика с учителем, мы могли бы на этом месте прервать биографию Миларепы, но мы её продолжим просто для осведомления читателей о жизни великого тибетского подвижника. «Мы вспоминаем гимны отшельника Миларепы и каноны Атиши…» , – сказал Климов.
Миларепа возвратился к Марпе. Тот, сознавая, что кармический долг Миларепы исчерпан, переменил своё отношение к своему ученику и с великой любовью и заботливостью передавал свои познания последнему. Это требовало довольно длительного времени. Наконец, Марпа объявил Миларепее, что он передал ему всё, что знал сам и поэтому учение закончилось, и Миларепа должен идти в мир. В миру Миларепа первым делом должен добиваться высшего озарения, которое он, Марпа, не в силах дать ему. Оно должно быть достигнуто самим учеником. Миларепа от всего сердца полюбил своего учителя, и расставание с ним было трудным. И Марпа полюбил Миларепу. И когда последний покинул дом своего учителя, Марпа долго ещё шёл вместе с ним, провожая и благословляя его.
Первый делом Миларепа решил навестить свою мать и поэтому направился к родному дому. Когда он добрался до него, дом представлял грустное зрелище, он совсем обветшал. И, оказалось, что мать Миларепы давно умерла и лежит непохороненной под родной крышей. Миларепа собрал косточки своей матери, похоронил их и остался ночевать в доме, который на другое утро покинул навсегда. Он отправился в горы искать пещеру, в которой мог бы как отшельник предаваться медитациям, которые должны были привести его к высшему озарению. Такая пещера нашлась, и Миларепа в ней поселился. Скромные запасы провизии, взятые с собою, несмотря на самое скупое их расходование, вскоре закончилось. Миларепе угрожал голод. Тогда он начал употреблять в пищу крапиву, растущую подле пещеры. Она в какой-то степени заменила другое питание, но зато тело Миларепы покрылось каким-то зелёным налётом, вроде мха.
А в это время по миру ходила нищенкой сестра Миларепы, питающаяся подаянием. Слух об отшельнике, поселившемся в пещере, распространился в народе и достиг ушей сестры Миларепы, которая разыскала своего брата.
И настал день, когда она появилась в пещере брата. Она нашла его в очень неприглядном состоянии: одежда на нём истлела и свалилась, а сам он был еле жив от голода, и усилия достичь высшего озарения также были тщетны, по той причине, что для озарения нужно нормальное, здоровое состояние организма, а голод так же, как изобильное питание, одинаково вредны.
Сестра вернулась к поселянам, выпросила одеяло, большой кусок масла. И надо полагать цзампу (цзампа — поджаренный смолотый ячмень, который при еде смешивают с маслом или сладким чаем; это один из основных продуктов питания в Ладакхе. (журнал «Азия и Африка сегодня» № 9,1987 г.)
«Основной продукт питания тибетцев – знаменитая «цзампа» – мука из пережаренного голозерного ячменя. Тибетцы смешивают её в пиале с «ячьим чаем» и едят прямо руками». (А.Л. Дикарёв, Л.В. Лукин «Три путешествия по Китаю»).
 
С этой добычей она вернулась к брату. Накрыла его голое тело одеялом и накормила принесённой пищей. Силы вернулись к Миларепе и он получил то, к чему стремился – высшее озарение. Больше оставаться в пещере было незачем. Миларепа пошёл в мир проповедывать Истину. В нём открылся поэтический дар, и сочинённые им Песни до сих пор поют в Тибете. У него было много учеников, и он является основателем секты кагьюпа в ламаизме. В конце своей деятельности он заболел и сильно страдал. Когда один из его последователей осведомился у него: велики ли его страдания, Миларепа, пользуясь своей чудодейственной силой, перенёс свои страдания на дверь, и дверь от этого начала сильно трещать. Это произошло перед его уходом в Высший Мир...

Начало ещё одного рассказа Хейдока размещён у Владислава

http://www.stihi.ru/2013/06/29/687

 У меня вопросы к вам читатели:
- Кто для вас есть Учитель?
- Имеете ли вы уже Учителей?!
-  Что Он дал вам?