Умение видеть природу. весна

Вл.Шилин
  ВЕСНА
Конечно, не только с любовной темы начинается творчество молодых авторов. Другой темой почти всегда становится природа. Почему так происходит? Да потому только, что природа, как и любовь, встречает каждого начинающего с самого рождения. Он ещё не нашёл свою коренную тему, которую  будет разрабатывать всю жизнь, а писать-то хочется. Знаю это так же по себе, как и о теме любви. Мне тоже писалось о природе в самом начале творческого пути. Тогда я ещё и понятия не имел о своей теме, что её надо непременно отыскать. Да и очень многого тогда я не знал, неоткуда было узнать. Я слышал о том, что поэт должен создавать образы, но конкретно об этом и представления не имел. В школе, конечно, мы изучали положительные и отрицательные образы героев, но оказалось, что понятие образа в литературе имеет более широкое значение. В ней существует и образ природы. Оказывается, образ -- это живое, наглядное сообщение о чём-либо так, чтобы читатель увидел это конкретно, а не вообще. Надо создать, если так можно сказать, портрет в слове. Вспомним Некрасова:
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит...

Что здесь имел в виду автор? Прежде всего, что в воздухе достаточно тепла, чтобы лёд мог растаять. Но не только это. А что есть ещё? О чём говорят эти строки? Можно ведь было бы просто сказать: лёд на реке тает. Но автор хотел не просто сообщить о таянии льда, а показать, как он таял. Ведь простое сообщение о тающем льде ничего не вызовет в воображении у читателя. Автор не просто сам любуется, но и создаёт для нас, читателей, образ тающего льда. И для этого он использует сравнение: как тающий сахар. А кто из нас не видел таящий сахар? А ещё почему именно с ним сравнивает поэт тающий лёд? Да потому, что лёд, как и сахар, имеет кристаллическую форму. Такое сравнение можно очень легко себе представить и порадоваться мастерству автора. Мы радуемся умению автора найти такое простое, но очень яркое сравнение. В это время, а дело происходит поздней осенью, имеется не только лёд. И автор тут же сообщает нам другую подробность:

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор!
Листья поблёкнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.

Посмотрите, в этом четверостишии сразу несколько образов. Автор говорит, что листья у леса лежат густо, как мягкая постель. Но, кроме того, своим цветом они напоминают ковёр. Желтизна на них яркая и разнообразная по оттенкам цвета. А что значит умение видеть для поэта? Замечать в природе крупные, средние и мелкие детали в принципе способен каждый из нас. Но поэт должен видеть не просто сами детали, а их особенности, форму, цвет, расположение в пространстве и т.д.
Он может заметить, какие мошки садятся на ту или иную травку, цветок и удивиться этому так как в душе поэта есть ещё и образное зрение. Ещё раз обратимся к Некрасову. Казалось бы, он дал в одном четверостишии картинку осени и достаточно. Но нет, мы ведь помним самое начало: "Славная осень".. Вот автор и пытается нам показать то, чем же славна эта осень.

Надо постоянно тренировать свои чувства. Об этом, например, писал Маяковский и его современники. Он всегда умел создавать мгновенные образы или целые строки из того, что ему давала картина улицы. Только тренированный ум может помочь автору писать стихи во время прогулок на природе, создавать сюжеты из окружающей действительности. Ведь блуждая на лоне природы, человек встречает разнообразные травы, деревья, кусты. Птицы сопровождают его постоянно, иногда попадаются мелкие животные. И всё это по мере надобности следует не просто зафиксировать в душе или на бумаге, но и дать им образные определения, чтобы потом читатель хотя бы приблизительно мог представить всё это, увидеть, пережить вместе с автором.
Вы спросите: почему приблизительно? Да потому, что поэзия – это искусство не зрительное, как живопись, а слуховое, словесное. Всё передать так точно, как видели и чувствовали вы сами,оно не может. Но надо сделать всё возможное, чтобы хоть часть увиденного, что поразило вас, осталось и в душе читателя. С чем, например, можно сравнить листок, случайно задетый ногой? Да конечно же со вспорхнувшей птичкой. Это самое первое и наиболее простое, что приходит в голову не только мне. А можно сравнить и с испуганным мальчишкой. Возможно, что кто-то найдёт более интересный образ, а это уже и будет тренировкой ума. Надо добиваться того, чтобы образы у вас возникали почти автоматически. Но можно и предварительно всё продумать.Тут единого рецепта быть не может, ведь каждый работает индивидуально. В данном случае особенно важно, чтобы первое впечатление не пропало, ведь оно всегда бывает самым сильным и ярким. И именно мастерство создания нужного автору настроения и является самым сложным в искусстве поэзии.

Автор может наблюдать очень интересную игру красок в небе. Как об этом рассказать своему читателю? Для этого, прежде всего, надо научиться различать расположение цветовых полос или пятен, а также уметь различать краски по их цвету, оттенку. Какие краски чаще всего можно увидеть на небе? Красный, алый, розовый, карминный, багровый, рубиновый, охристый; голубой, синий, лазоревый, васильковый. Конечно, я перечислил только самые основные цвета, а могут быть и другие. Тут всё зависит от состояния неба. Но уметь назвать краску – надо! И только после всего сказанного можно приступать к созданию самого стихотворения.

Небо – это не только то, что у вас над головой., не просто место, где проплывают (проходят, летят или кружатся) облака, тучи или птицы, пыль, листва. Это ещё и место всевозможных цветовых эффектов, место, которое может создавать различные чувства в душе человека, мысли. Нужно, если пишешь о небе, не просто упоминать его, а создавать зрительный, почти осязаемый образ: расцветку, форму облаков, их движение – словом, небеса надо самым внимательным образом изучать в разное время суток и времён года. Надо помнить, что небо может быть спокойным, красивым, мутным, тревожным, ласковым и т.д. Всё это зависит и от природы и от настроения человека. Тут главную роль играет автор, его душа. Вспомним, как писал Лермонтов:
В небесах торжественно и чудно...

А вот более сложное описание мы находим у Фета:
И неподвижно в огненных розах
Живой алтарь мирозданья кружится;
В его дыму, как в творческих грёзах,
Вся сила дрожит, и вся вечность снится.

Посмотрите, сколько различных чувств у поэта вызвало созерцание неба. Это не просто небо, а мироздание! Алтарь в огненных розах ...  Тут и пятна красного цвета, и фигуры, как в церковном алтаре. Само мироздание напоминает дым, творческие грёзы. Какая богатая фантазия у автора!
И всё это не пустые выдумки, это надо чувствовать душой; хотя объяснить появление каждого образа логически невозможно. Автор, чтобы создать всё это, прежде сам должен был восхититься всем увиденным. Он должен был стать всесторонне развитой личностью, ведь только такая личность и могла так красочно, так картинно показать нам небеса.Ведь не назовёте же вы личностью человека, который не может различить шхуну и лодку, как я прочитал у одного автора. Поэт может не знать высшей математики, но иметь элементарные понятия о ней должен. Он может не уметь играть на музыкальных инструментах, но хоть немного о музыке знать должен. Иначе как бы мог Пушкин написать вот такие прекрасные строки:

О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг.

Поэт по самому своему свойству должен быть очень любознательным человеком, интересоваться многим, что проходит мимо внимания тех, кто не пишет. И тут у него должны быть задействованы все органы чувств. Так, видя ночью мироздание, он должен не просто любоваться звёздами, но понимать, что где-то там тоже есть жизнь. А встретив цветок надо увидеть не только форму и цвет, но и почувствовать запах, тайну цветка.Необходимо посмотреть, как выглядит он на фоне другой зелени, деревьев или воды. Эти сведения потом органично войдут в его стихи и украсят их. Такие наблюдения помогут избежать многих досадных ошибок. Если человек пишет о селе или городе, то он также должен хорошо знать о жизни людей этих мест, знать кое-что об условиях их труда и быта. Из всего сказанного вытекает только одно: надо хотеть видеть и знать многое. Да-да, именно хотеть видеть и знать, а не просто заглядывать под каждый кустик или цветок.

Надо очень любить природу в любое время года. А с чего, собственно, начинается год? Очень точно и поэтично ответил на этот вопрос Пушкин:
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года...

Посмотрите внимательно на это двустишие. Оно вместило в себя сразу несколько образов. Почему из сказанного можно понять, что дело идёт о весне? Да потому, что Пушкин употребил здесь образ "сквозь сон". А в какое время года природа спит? Ну конечно же, только зимой. А как прекрасно выражение "утро года"!  Так до него о начале весны ещё никто не писал. Но природа не просто встречает утро года, но делает это с улыбкой. Ведь весна самое весёлое время года. Вот, как много мыслей и смысла вытекает их этих двух строк. Тут мы имеем возможность увидеть не только мысль автора, но и её словесное оформление.

А вот другой поэт совсем иначе показал нам всё ту же картину начала весны:
Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Так начал своё прекрасное стихотворение Ф.Тютчев. Вчитайтесь в эти строки.
 В нём почти точно обрисована картина мартовской погоды – борьба двух стихий.
Мы прекрасно всё понимаем и видим. Здесь также есть образы: весна стучит в окно.
К кому? Конечно же, к зиме!
И гонит со двора – тоже яркий образ! Тютчев даёт картинку начала весны.

А вот весна пушкинская:
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
Посмотрите, как тут много образных выражений, как всё радостно сливается
в общую картину весны. Но это не начало, а, скорее, середина весны.
Я много раз видел, как такие снега сбегают "мутными ручьями". Окрестные холмы сплошь покрылись водой, в которой плавали куски льда. Зрелище было монументальное, восхитительное! Вода пенилась, бурлила, переливалась красками света. А по бокам стояли прекрасные высокие и очень горделивые ели. О стихах я и не помышлял, весь захваченный подобным зрелищем. Красота окружающего невольно заставляла забыть о всякой опасности. Дух захватывало от бурлящей воды! Стихи у меня родились позже,
 а пока я ощущал один лишь восторг, слушая голос потока, голос природы.

А вот, как об этом пишет Фет:
Всю ночь гремел овраг соседний,
Ручей, бурля, бежал к ручью.
Воскресших вод напор последний
Победу разглашал свою.
Такое впечатление, будто бы поэт стоял где-то совсем рядом со мной, видел всё это,
а потом воспел. Посмотрите, как он удивительно говорит об этом "воскресшая вода". Как тонко подмечено! А дальше вода не просто гремит, она возглашает свою победу. Как интересно читать и перечитывать такие стихи после всего мною виденного.

Но весна не только потоки воды. Вспомните известные строки поэта Тютчева:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Я уж не говорю о чудесной аллитерации на букву «г» (грозу, гром, играя, грохочет), но сколько в этих строках откровенной радости, я бы сказал, искреннего восторга, ликования. Да ведь таким же оптимизмом должен был обладать и сам автор, воспевший эту грозу.  Гром в его стихах совсем не грозный Илья Пророк, а милый резвящийся ребёнок. Гром словно пробует свой голос, чтобы потом греметь во всю мощь. А вот другой поэт, современник Тютчева Фет, совсем иначе описывает "Весенний дождь". Прислушаемся к нему внимательно:
Ещё светло – перед окном
В разрывах облак солнце блещет,
И воробей своим крылом
В песке купается, трепещет.

А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И, будто в золотой пыли,
Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистых мёдом тянет,
И что-то к саду подошло –
По свежим листьям барабанит.

Смотрите, как сразу изменилась тональность стиха. У Тютчева всё было в мажорном тоне, радостно, улыбчиво, напоминало скорее не грозу, а радостный дождик. А тут,
я бы сказал, чувствуется грустинка. У Тютчева всё стихотворение полно солнца, а здесь солнце только в разрывах облак. У Тютчева всё стихотворение посвящено единственно показу грозы, а Фет нам даёт предгрозовой пейзаж. Но и находясь
в комнате, он проявляет большую наблюдательность. Тут и разрывы облаков, и воробей, купающийся в пыли. А как интересно описаны струи дождя: от неба до земли, качаясь, движется завеса. А сам лес сзади в золотой пыли, значит, там ещё горит солнце. Он всё замечает очень тонко: две капли на окне, запах липы. А вот то, что хлынул дождь, он прямо не говорит. Что-то к саду подошло, скорее всего, поэт не видит самого дождя. Фет нам даёт прекрасный пример того, что можно сказать о дожде, не описывая при этом сам дождь. Запомните этот приём, авторы! Не всегда можно писать о дожде прямолинейно.

Всякое стихотворение о природе – это отражение нашего человеческого умения видеть. Ведь даже находясь в комнате и глядя на приближающийся дождь, можно сказать много интересного. Поэт, например, говорит о разрывах облаков. Что это значит? Да только то, что на улице дует ветер, он же приносит запах липы. А что это за завеса на опушке, да ещё "в золотой пыли"? Ну конечно же шумит грибной дождь!
Каждое стихотворение мастера всегда заставляет нас о многом размышлять. Ведь стихи не просто сообщают о чём-то, пусть даже и красочно, а раскрывают состояние души, которое должно передаться  нам, читающим. Поэт, как настройщик музыкального инструмента, работает с нашей душой. Это очень серьёзная задача для автора!
Тут необходимо не механическое перечисление всего, что в данную минуту сопровождает дождь, а именно те состояния природы, которые больше всего поразили самого автора и только автора. Ведь именно через личное можно создать общее и добиться успеха.

Посмотрите на стихи Фета ещё раз очень внимательно. Он пишет не вообще о наступлении дождя, а о дожде вполне конкретном, увиденном однажды им. Только в этом случае можно описать так много интересных деталей и состояний. Поймите, нам интересно не просто описание дождя. Для этого хватило бы и одного стихотворения на все времена, а интересен дождь, увиденный именно Фетом. Хочется понять, а где в это время находится сам автор, откуда он наблюдает данную картину. Ведь одно дело стоять под дождём, а другое – видеть его из-под крыши. От этого зависит настроение автора и тональность стиха. Но и Тютчев и Фет своими стихами полностью убеждают нас в правдивости созданной ими картины, мы им верим.

Но давайте посмотрим ещё одно стихотворение Фета о дожде:
Всё тучки, тучки,  а кругом
Всё сожжено, всё умирает.
Какой архангел их крылом
Ко мне на нивы навевает?

Повиснул дождь, как лёгкий дым,
Напрасно степь кругом алкала,
И надо мною лишь одним
Зарёю радуга стояла.

Смирись, мятущийся поэт –
С небес нисходит жизни влага!
Чего ты ждёшь, того и нет,
Лишь незаслуженное – благо.

Я –  ничего я не могу,
Один лишь может, кто могучий,
Воздвиг прозрачную дугу
И живоносные шлёт тучи.
Здесь уже не простое описание события, а повод для философских размышлений.
Хотя сам процесс приближения дождя тоже показан интересно (дождь, как лёгкий
дым, это говорит, о том, что дождь не ливневый), но не это самое главное здесь. Автор прекрасно чувствует состояние души, которое создаёт в нём природа. Посмотрите,  чем он заканчивает стихи: дождь заставил его задуматься о жизни, о мироздании с намёком о Боге.

А теперь давайте посмотрим, как описывает весну Н.Некрасов в стихотворении "Зелёный Шум":
Идёт-гудёт Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний Шуи!

Играючи расходится
Вдруг ветер верховой.
Качнёт кусты ольховые,
Поднимет пыль цветочную,
Как облачко: всё зелено:
И воздух и вода.

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят…

Это прекрасное стихотворение надо обязательно читать полностью. Оно невольно рождает в душе необъяснимый восторг от умения автора создавать настроение.  Смотрите, как разгулялась его рука в описании этого Зелёного Шума. Здесь и весенний Шум, и верховой ветер, и цветочная пыль, да много всего.
А как великолепно его сравнение:
как молоком облитые / стоят сады вишнёвые!
Голова кружится от подобного описания. Сколько раз ни читаешь, столько
же раз и восхищаешься, образ весны возникает сам собой, мгновенно.
Автор показывает нам майскую зелень во всём её расцвете и благоухании. Это какой-то карнавал красок и запахов! Посмотрите, и здесь автор очень строго отбирает приметы весенней природы. Они построены очень логично, одно дополняет другое, делает всё ярче, красочней, усиливает наше восприятие. Это, как сказал другой поэт,  буйство трав и половодье чувств.

В пейзажных стихах тоже необходима логика развития сюжета. Читая стихи, мы словно ощущаем себя вместе с автором в сельской местности. Весна в самом разгаре, всё зелено – и воздух и вода. Вот на это нужно особо обратить внимание. Весенняя тема вообще даёт очень много возможностей для своего раскрытия.


Воображение создаёт картины, которые настраивают душу на определённый лад.  Весенняя тема вообще требует много наблюдательности для своего раскрытия.   Весенняя тема среди других самая благодатная для создания ярких образов – умей только видеть. Она богата на формы и краски:   
Ещё ё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят ..      
                Ф. Тютчев
Это одна из самых ранних стадий весны; один автор, а как по-разному говорит об одном и том же! Поразительная зоркость души и мастерство построения сюжета.

О весне можно писать с помощью показывая борьбу тепла и холода и описания текущей под снегом воды. А можно и так, как у Я.Полонского:
Травка зеленеет,
 Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
И тут уже наблюдение за птицами, летящими с юга.
А вот советский поэт написал о прилетающих птицах  совсем иначе:
Ребята, ребята,
Скворцы прилетели,
Скворцы прилетели,
На крыльях весну принесли.
                М.Матусовский
Здорово! Так и хочется крикнуть: какой молодец, как ловко подметил и передал нам свои впечатления.  А ведь это ещё один поворот сюжета о весне и птицах. Здесь фантазия играет
не хуже, чем у Тютчева. Ведь надо не просто подметить какие-то признаки весны, пусть даже
самые яркие, но суметь заострить на них внимание, суметь найти сюжетный ход. Разве не образ: скворцы на крыльях весну принесли? Это яркий, хорошо запоминающийся образ! 

Поэт Майков совсем иначе отмечает приход весны:
Весна. Открывается первая рама…
Он мог и не говорить слово весна, мы бы и без этого всё поняли правильно. Но какова наблюдательность!  Вроде бы малозначительная деталь в жизни, а в стихах она звучит
 очень ярко – это уже тёплая весна, когда можно смело открывать окна!

Каждое новое стихотворение о весне раскрывает нам не только творческие возможности в описании этого времени года, не только говорит о разных признаках весны, но и показывает словесное мастерство автора, его характер. Ведь человек, любящий весну, весёлый по характеру, не склонен создавать грустное произведение. У Тютчева гроза очень радостная, красочная, бодрящая читателя. Разлив вешних вод тянет на улицу, хочется побежать следом за ручьями.
Но весной пробуждается не только природа. Ребятишки бегут пускать кораблики.
Сбрасывают тёплую одежду люди: посмотрите, как запестрели краски женских одежд. Тут важны не только цвета, но и форма одежды.  Но это всё внешние признаки, а мы должны не забывать и
 о весеннем настроении человека, о состоянии его души. А что меняется в жизни людей?

 Начинается пахота, а также и посевная. В городе жизнь не так красочна. Жизнь села открыта, на виду. Я имею ввиду не личную жизнь крестьян, а только их труд. Весной из кузни льются бодрые звуки, слышен на улицах стук топора, разносится с ветром запах смолы – это ставят новые избы. Прилетают аисты. Первый выгон стада на пастбище – это тоже праздник, тоже примета весны.
А как выгоняют хозяйки своих коров? Расцветшими вербными ветками.

Весеннее село –  ещё одна благодатная тема для поэзии. Особенно ярко писали об этом сельские поэты или авторы сельской темы – Некрасов, Кольцов, Есенин, Клюев и другие. Крестьянскому руду много строк посвятил и Некрасов, и Кольцов. У Есенина об этом меньше.

А сколько в это время появляется перелётных птиц! Я уже говорил о ласточках и скворцах, но вспомните картину Саврасова  «Грачи прилетели». И об этом тоже есть не менее интересные строки. Ведь грач не просто весенняя птица, а соратник пахаря. Он постоянно сопровождает его.
Уж вы верьте иль не верьте,
Но явились к нам в ночи
Эти чёрные, как черти,
Говорливые грачи.
Грачи не только в старину, но и сейчас ходят по полю за трактором. Можно написать стихи и о том, как птицы строят гнёзда. В весеннюю пору особенно шумно наше небо.  Птичьи голоса слышны от зари до зари. О пенье птиц писал Исаковский:
Всю ночь поют в пшенице перепёлки
О том, что будет урожайный год…

Очень интересное и тонкое наблюдение. Да, птицы поют не только днём, но и вечером
и ночью . Голоса птиц надо хотя бы немного различать. Ворона каркает, воробьи чирикают,  другие птицы щебечут, но всё это своеобразная птичья песня. Даже крик кукушки можно назвать пением. Эти песни тоже имеют своё настроение. Надо заметить, что настроение природы зависит не только от внешних причин – тучи, ветер, дождь – но и от настроение самого автора. Если у автора хорошее настроение, то и в ненастный день он может писать радостные, мажорные стихи. Вспомните хотя бы тютчевскую грозу.
Мы сейчас много говорим о весенней природе, но ведь и люди весной тоже меняются. Одни воспринимают весну восторженно, другие с неодобрением:
Ему эта весна ни к чему,
И песня не нужна никому,
И вешняя вода – ерунда,
Да, да, да…
               
А ребятишки в это время строят и развешивают скворечники. Вот тоже интересна деталь весенней поры. Люди весной преображаются и внешне, и внутренне. Я выше говорил о смене одежд, о их цвете, а многие из нас несут в руках первые цветы. А какие цветы распускаются раньше всех? Ну конечно же подснежники и ландыши. О ландышах есть хорошие песни и стихи. Вот строки Маршака:               
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель,
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи,
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник,
 Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.
Но у него про цветы есть и другое стихотворение, не менее яркое:
Расцветает ландыш в мае
В самый праздник – в первый день.
Май цветами провожая,
Распускается сирень.

Весна это не просто начало года, но и начало жизни. Да, аллегорически можно сказать и так. Но это даёт также немало тем для творчества. Кроме того, надо помнить, что весной окончилась самая страшная война. И разве об этом тоже не надо писать? Надо, да ещё как талантливо! 
Ведь и в мае сорок пятого погибали люди… 
А девятого мая празднуют Победу.
                Медали чеканят совсем не затем,
                Чтоб им красоваться в руках нумизмата,
                Медали нужны для стихов и поэм,
                Что будут написаны к праздничным датам.
Попробовать себя в этом жанре, жанре благодарности павшим за победу, должен каждый.
 Писать достойно о самой войне могут единицы, но о павших воинах могут и должны писать многие. Посмотрите на наших ветеранов, поговорите с ними – и пишите. Надо только быть предельно искренним, не отписываться, а вкладывать всю душу. Постойте у братских могил, почитайте фамилии павших воинов. А разве в вашей семье никто не воевал? Такие даты пропускать нельзя!  Это святые даты для нашего народа и для каждого из нас! 
Вообще весна богата на праздники.

Учитесьдо наполнять стихи не только событиями, но и звуками и цветом. Понаблюдайте, какого цвета первые липкие листочки на деревьях. А какие листья у разных деревьев и трав? Вообще о расцветке природы надо говорить подробнее. Мы обычно ограничиваемся тремя цветами весенней природы: голубой, зелёный и красный. О цвете земли обычно вовсе не пишут. Но ведь чёрный цвет – это не только земля, но и окраска птиц: грачей, ворон. Да и цвет самой земли не везде чёрный. Он бывает коричневый, шоколадный, жёлтый.  Каждому начинающему автору наивно кажется, что уж природу-то он знает достаточно хорошо. Но её надо не только знать, т.е. уметь перечислить то, что можно увидеть, но и чувствовать нутром. 

Умейте воспроизвести ту радость, какая может наполнить вашу душу при виде первой зелени, при ощущение тончайшего её аромата. Природа, это не просто растения, но ещё и настроение. Настроение не только окружающего мира, но и человека, находящегося в этом мире. И в хорошую, и в плохую погоду настроение меняется. В жару человек может, как и сама природа, чувствовать себя плохо, а, скажем, солнечным зимним днём, даже если он морозный, ощущать радость. Даже весенняя гроза может кого-то радовать!  Здесь я говорю о настроении человека, но есть и настроение природы в чистом виде. Ручьи могут журчать радостно, весело, а могут быть равнодушными, безучастными. Вода может угрожать, а может и ласкать, и может даже совмещать оба этих состояния.

Надо уметь ощущать природу, как мы ощущаем человека.
Иногда и в ясный день тревожный крик птиц может создавать настороженность, чувство опасности.  Но и настроение человека может передаваться природе.  Тут нельзя, конечно, говорить о том, что природа нас чувствует, скорее мы переносим на природу своё чувство.
Весна тесно связана с человеком. Во все годы жизни она ощущается как нечто особенное, неповторимо прекрасное. Описать эти чувства не так-то просто. Это особенно ярко показано Некрасовым в уже цитированном стихотворении «Весенний шум». Надо самым внимательным образом перечитать это и ему подобные стихи, прочувствовать их.

Полезно наблюдать и за природой и за собой. Человеческие чувства богаче, чем «чувства» природы, но именно через них, через свои чувства, мы воспринимаем окружающий нас мир.
Кстати, хорошо бы помнить и ёщё одно: чувства мужчины, женщины и ребёнка – это три разных состояния души. Они ни в чём или почти ни в чём не совпадают, чаще противоречивы, чем гармоничны, поэтому понять и отразить в слове состояния души каждого очень сложно. Да и собственные чувства не всегда понятны самому автору.  Это можно видеть на таких всемирно известных примерах как «Фауст» Гёте, «Дон Жуан» Байрона и др.

Природа никогда не бывает сама по себе, без живого общения с человеком. У литовского поэта Донелайтиса есть поэма «Времена года», где он не просто описывает зиму или лето, но всегда связывает каждое время года с судьбами крестьян. Именно в этом и состоит прелесть поэмы, в её реалистичности: он сумел показать наиболее характерные черты литовских крестьян ХУШ века, донести до читателя колорит всей эпохи. Тут и манера говорить, и детали одежды, и показ картин труда людей и моменты отдыха – всё это наряду с описаниями природы и некоторых исторических событий. Поэтому всё содержание поэмы мы можем ярко представить себе, пережить прочитанное, порадоваться мастерству автора:
Ну, так теперь, уповая на волю господню,
С должным усердьем возьмёмся за труд повседневный,
Пусть не смутится никто, если вновь зашумит непогода,
Пусть никого не пугает весеннее непостоянство.
Мешкать не будем, соседи!  О нуждах время подумать!
Скоро на пахоту. Сохи наладим загодя, братцы!
Новые зубья нужны к боронам и добрые кони.
Дело известное: там, где волы насилу плетутся,
Бодро кони бегут, на них лишь только прикрикни.

Умение видеть включает в себя много различных факторов. Прежде всего, это физическое видение всего многообразия окружающих вас вещей и событий, а уж потом надо суметь увидеть то,  что за всем этим скрывается... Например: если на здании магазина красуется  вывеска на иностранном языке, то это может говорить о дурном вкусе  владельца, но вовсе не о культуре,
а, может, говорит о желании этого человека показать себя с лучшей стороны. Ведь были случаи, когда артист брал себе звонкий псевдоним для рекламы, самоутверждения.  За фактами жизни надо уметь видеть нечто большее, чем сам факт.  Так, Пушкин аллегорическую фигуру Медного всадника уподобил России, вздыбленной Петром 1 над страшной бездной.
Не стоит упускать из виду, что согласно природе вещей тот или иной факт можно рассмотреть и с дурной и с хорошей стороны. В этом тоже навык умения видеть объём, перспективу. Часто невозможно в одном стихотворении показать нечто со всех сторон, тогда можно в нескольких стихах, показывая то же самое, меняя акценты и образы местами, тренируя своё умение выбрать и выделить главное. Это ещё одна сторона умения видеть: умение различать вещи и явления.

В заключение мне хочется показать  на собственном примере, как можно на одно и то же явление посмотреть с разных сторон. Когда-то давно мною была написана поэма «Времена года», приведу два примера из темы «Весна»

Весну мы ругаем за слякоть,
За грязный подтаявший лёд,
Что небу приходится плакать
Порою весь день напролёт.
И хочешь, да некуда деться,
И лужи везде на пути…
И ветер бездомный стучится,
С тревогою просит: пусти!
О чём он так горестно тужит,
Так горько рыдает, когда
Мороз покрывает все лужи
Прозрачною корочкой льда?
Порой налетает пороша,
Взвилась, – и опять её нет!
И слёзы стекают с окошек,
И стелется лужами след.
А если немного помешкав
Вдруг солнышко глянет на нас,
Какою-то злою насмешкой
Сверкает оранжевый глаз!


Вот так мы ругаем погоду
И нету в природной казне
Единого времени года,
Чтоб нам насладиться вполне
Вот так мы всё время судачим
О том, что нелёгок наш путь.
Но можно совсем ведь иначе
На дело вот это взглянуть.


Весна нам дороже за пенье
Домой возвратившихся птиц
За зелени буйной цветенье,
За краски вечерних зарниц;
За ясного солнца приветы,
За новый, весёлый уют
За тёплые лёгкие ветры,
Что запахи юга несут.
Когда, как бы ни был ты занят,
Природа на лоно своё
Тебя так безудержно манит
Весёлым аккордом ручьёв,
А в гомоне птиц беззаботных
И в шумной возне детворы
Нам слышно знакомое что-то,
Забытое с давней поры…
Какие-то чудные звуки
В душе пробуждает она
И долго мы бродим без скуки
С одним лишь сознаньем – ВЕСНА!