Что есть стихи. размышления

Светлана Городецкая
Стихи - суть произведения искусства, литературного вида, предназначенные для передачи: информации, эмоциональных чувств, отношения автора к определённой теме и для получения эстетического удовольствия.
Как все произведения искусства, стихи содержат в себе:
Сверхзадачу.
Замысел.
Тему.
Эмоциональный накал.
Архитектонику.

Сверхзадача стихотворного произведения состоит в том, какой глобальной идее служит стихотворение. Добру, злу, хитрости, сексу, рекламе, саморекламе, призыву и прочее.

Замысел включает в себя определённый вид произведения, посредством которого осуществляется сверх задача. Героика, фентези, частушка, лирика, виды поэтических произведений (ода, сонет,
Баллада), песнь, былина, поэма и прочее. На замысел непосредственно влияет тема стиха, которую задумал автор.

Тема - то, о чём хочет сказать автор. Тема может быть сюжетной. И тогда, как любой сюжет, она должна содержать: завязку сюжета, развитие действия, кульминацию и развязку.
Тема может быть пейзажной, созерцательной, личностной, гражданской, сатирической, любовной, любой, но неизменно должна присутствовать личность автора, его мысль по этому поводу, отношение, и то, что автор хочет сказать своим произведением читателю.
Развитие темы может быть ступенчатой - постепенной, может быть поворотной, когда финальная фраза в начале потом имеет своё объяснение, символической, когда выводы не говорятся, а подразумеваются. Это должно усиливать впечатление от стиха и будить мысль читателя, заинтересовывать его.

Стихотворение, как любое произведение искусства, должно нести эмоциональный накал. Величина эмоционального воздействия может быть разной и разнообразной, в зависимости от замысла автора и его темы. Для этого в русской литературе есть множество приёмов:
эпитеты, сравнения, идиомы, гиперболы, метафоры и прочее, что вы можете прочитать в учебнике по стихосложению. Хорош сайт - Школа Поэзии-2. Это живое творчество и богатство стиха.
Все эти приёмы увеличивают такое качество литературы, как образность. А стихи, являясь вершиной литературы, должны быть наполнены образностью. Кстати это одно из отличительных качеств между поэтом и графоманом. Как говорят, есть образность, а есть без образие.

От прочих литературных произведений стихи отличаются высокой концентрацией воздействия на читателя при относительно малом объёме, (примером могут служить роман "Анна Каренина"  и стихотворение Блока "На железной дороге"), а так же своей стройной ритмичной архитектоникой,
то есть - построением.
К архитектонике относятся: метры, стопы, рифмы, ритмы, размеры.
В зависимости от замысла и темы, автор подбирает "музыку" стиха, для гармоничного воздействия на читателя. Это ещё один из элементов, где талант автора должен работать в полную силу."Музыка стиха" должна усиливать действие слов стихотворения, Гармонично сочетаться с темой и замыслом автора. Ярким примером может служить песня о деревне Крюково. Трагическое произведение было положено на музыку вальс-бостон, что превратило серьёзное произведение в издевательство над погибающими воинами. Более короткая строка часто располагает к сатирической или юмористической направленности стихотворения, поскольку напоминает частушку. Историческое произведение требует длинную строку и большую напевность баллады. Ну и так далее  Стихотворение должно быть цельным, концентрированным, художественно оформленным, законченным произведением. Должно иметь начало и конец.
По моему опыту, советую, при написании стихотворения, выписываться до дна. То-есть: зарифмовывать все мысли по вашей идее, пусть их будет много изначально. Потом начинать собирать стихотворение из имеющихся катренов, как из пазлов, выбирая самые лучшие, решая с какого лучше начать и каким лучше закончить, меняя даже строки в катренах при надобности. Катрены или многостишия не вошедшие в стихотворение полезно записать в специальную тетрадку. Когда ни будь пригодятся или разбудят идею. Не нужно перегружать стихотворение и делать из него винегрет. Возможно у вас получится не одно, а несколько цельных произведений.  Да, и после прочтения , посмотрите, какова сверхзадача получилась.  Какова центральная мысль, что вы несёте миру. Часто за работой над стройностью стиха, такие вопросы упускаются. Так сказать, взгляд как-бы несколько со стороны.
Слова в стихотворении должны гармонично перекликаться друг с другом. Часто неудачно подобранное слово может испортить всё стихотворение, как чернильное пятно на праздничном платье. Это требует тонкого слуха, и очень важно.
Конечно, алмаз - всегда драгоценный камень, но иметь прекрасно огранённый бриллиант, или не обработанный дичок, как говорят в Одессе: "Две большие разницы". Талантливый автор, может вызвать досаду, не шлифуя свои произведения. Напротив, старательный новичок очень быстро может обогнать по качеству стиха талантливого лентяя. Здесь 40% таланта и 60% труда. (Основные ошибки при написании стихов я постаралась описать в статье "О графомании").

Стихи, как всё в этом мире имеют тройственное строение: дух, душа и тело.
Дух - это сверхзадача и логика.
Душа - это эмоции.
Тело - это архитектоника.
Эти трое должны быть в равновесии.
Если перевесит дух - это будут не стихи, это будет констатация факта, лозунг, объявление, газетная статья.
Если перевесит душа - это будет бред наркомана, лишённый смысла, абсурд.
Если перевесит архитектоника - это будет глупый, пустой, никому не нужный, раздражающий бой барабана.
Идеала достичь невозможно, но к нему можно стремиться вечно, и это самое интересное.
Бабочка, сидящая на цветке - вот вечно ускользающая гармония.
Можно ли её повторить? Но поделиться очарованием - можно. Это и есть искусство.