Сломанные судьбы. Из воспоминаний моей мамы

Тамара Бушуева
На начало войны Ивану было 35лет. Это был малограмотный колхозник-крестьянин. По состоянию здоровья не служил в армии и никогда не держал в руках оружия. Жил он с семьей(женой и тремя детьми) в маленькой деревушке Тверской , тогда Калининской области. За два года до войны у Ивана сгорел дом из-за шалости ребятишек. Пришлось наскоро построить плохенький домик. Семья жила бедно, старшая дочь ходила в школу за 5 километров от дома. Жена часто прихварывала.

 Началась Великая Отечественная война. Ивана призвали на фронт и направили в рабочий батальон. Рыли окопы где-то около Калинина и выполняли другие хозработы. Кормить почти не кормили, толи из-за неразберихи, толи не хватало продуктов. Солдаты, что жили поблизости, уходили харчеваться домой. Вот и Иван, глядя на других, решил испытать судьбу и отправился домой за хлебом. Дорога не близкая, примерно, как он прикинул, 150-200км. Трудно представить, как он шел  лесами, болотами или вдоль шпал. Это была осень 1941года. Добравшись до дома, он не пошел в военкомат, отложив сперва на день, а потом забоялся, успокаивал себя, что война скоро кончится.  Устроил себе место в подполе, день находился там, а на ночь вылезал в дом. Иногда по ночам ходил за дровами, благо лес был рядом. Дом их всегда был на запоре, хотя в деревне не было так заведено. Это стало вызывать недоумение у людей в деревне.

 Так в страхе и нужде семья прожила до весны 1942года. От переживаний, нужды заболела жена, и её положили вместе с младшим сыном в больницу. Не смотря на все старания врачей, её поднять на ноги так и не смогли. После её смерти вскоре умер и младший сын. Когда жену увозили на кладбище, Иван был на чердаке и оттуда провожал и прощался с женой. Невозможно представить его состояние: жалость к жене и думы, что будет дальше.  На похороны снохи приехала его мать, но он и в таком состоянии не показался матери. Колхоз после смерти матери назначил детям опекуна – тётку умершей и она стала жить у них. Колхоз помогал немного продуктами. Жизнь Ивана ещё более усложнилась. Дети хоть и были маленькими, но отца ничем не выдали. Однажды тётка полезла в подпол за картошкой и увидела его спящим. Перепуганная она сразу сообщила председателю колхоза. Тот обратился по инстанции, и за Иваном приехал участковый милиционер. Когда его везли в районный центр, по пути заехали к матери. Мать с причитаниями накормила всех обедом, молясь и плача, собрала сыну в дорогу еду. На другой день мать поехала в райцентр, но сына там уже не было. Его срочно отправили на фронт, вероятно в штрафной батальон. Он не прислал домой не одного письма, но в книге памяти по Калининской области  есть запись о нем:  « …Красноармеец. Пропал без вести в мае 1943г.» Видимо  он искупил свою вину кровью, а позже матери было назначено за него пособие. Это был слабый несчастный человек, испугавшийся войны.

 Судьба детей была типична  для того времени. Их определили в детский дом, куда-то на Урал. Сын погиб при невыясненных обстоятельствах, а дочь выжила, но пережитое в детстве не отпускало  всю жизнь.  Её гнало и гнало по стране с места на место, не было у неё всю жизнь душевного покоя.

  Отмечая на днях очередную годовщину начала войны, будем помнить, сколько миллионов жизней она унесла, и сколько неизбывного горя принесла всем живым.
19.06.2013г.