О книге Блаженного Иоанна

Екатерина Никитична Крылова
                Екатерина Лаврова

                «УБЛАЖАНИЕ БОЖЕСТВ» БЛАЖЕННОГО ИОАННА

Когда мы сталкиваемся с чем-то непредвиденным, нас охватывает любопытство, смешанное с неуверенностью и страхом. Тревожная настороженность сродни детскому страху, когда идёшь ночью по узкому тёмному коридору. В Древней Греции, близ Фив, в горах обитала дочь Тифона и Ехидны, всем проходящим она загадывала загадку и душила всякого, кто не мог ответить. Один царь Эдип дал правильный ответ, и посрамлённый Сфинкс бросился со скалы в море, став для грядущих поколений загадкой бытия.

       Читая отца Иоанна, я зашла в недоступную область трансцендентного, в котором происходит диалог с Богом, происходит в эсхатологическом ключе, на краю мира и истории. Отец Иоанн пишет о глумливых самозванцах, которые:

                Отцов неповинных смешали деспоты с грязью,
                А сами полезли в самозванцы и князи.

Здесь, очевидно, подразумевается и октябрьский переворот, и последующий сталинский режим:

                Сатана святых людей в ГУЛАГ выпроваживал,
                Скорбь водворилась в покоях Софии Пронойи,
                Смешанная с отчаяньем и болью.

Все силы зла объединяются, чтобы установить своё царство на Земле. Но Зло не может быть единым по сути, носители зла ненавидят друг друга, и их единство всегда непрочно. Человек злоупотребил своей творческой свободой, и замысел Божий оказался под угрозой.
       В духовной области объективация исключена, здесь возможна лишь вера. Например, в то, что за адские кары невинных людей палачи сами будут наказаны: «Завтра сам окажешься за решёткой, / палач, по воле Божьей».
       Борьба Бога и сатаны – довольно упрощённый способ объяснить укоренившееся зло. Поводом для грехопадения могло быть и участие так называемого зла в развитии, эволюции жизни на Земле. Но в вопросах к Богу главное – дух любви, сочувственное внимание и понимание. Единосущность и равночастность – лучшие достижения человеческого осознания как своей собственной внутренней структуры, так и Божьего мира. Отец Иоанн призывает людей понять насущный момент, чтобы человек не стал зомби телеэкрана и радио. Обращаясь к Белой Даме, образу чистой любви, он призывает:

                Живи не по правилу, а по требнику совести,
                И не познаешь поражения, горести.

Но пока у власти стоят бандитские правительства, хорошим людям жить не просто:

                Блаженны вы, мученики тиранического мракобесия,
                От олимпийцев за колючей проволокой благовестие!

Мракобесы, по словам отца Иоанна, поклоняются Чёрному Богу Ялдаваофу, полыхают злобой, ощериваются ядовитыми пастями; запрограммированные на зло, они его и творят, защищённые «номенклатурной мафией».
       Хочется мира, не надо войн ни атомных, ни словесных, лучше по утрам слушать соловьиную литургию, иметь друзей среди букашек и зверушек, и поменьше иметь врагов среди людей.
       Отец Иоанн пишет, что от несчастной жизни России «голова поникла», как бы людей не превратили в биороботов! ГУЛАГ он и есть ГУЛАГ, хоть в России, хоть в Испании, хоть в любом другом месте  - одинаково омерзительно, людям снятся крематорские печи… И отец Иоанн призывает на помощь Добробога:

                Диновино Дий, чтобы если и не спас
                Всех, так хоть поплакал о нас.
                (…)
                Побеждайте! Мир жаждет доброты безусловной,
                За неё рыцари жизнь положить готовы.

У отца Иоанна своя космогония. Помимо доброго Белого Бога есть злой Чёрный Бог, который и является хозяином Земли, где всё ему подвластно и подчинено. Он царь в мире порока и беззакония. Отец Иоанн клеймит позором тех, кто служит Чёрному Богу и отступился от истинных человеческих принципов, сделал жизнь свою чёрной. Но:

                Существует благодать,
                Не продать её ни вдесятеро, ни втридорога.

Бегут люди добрые из больших городов, чтобы жить подальше от грязных дел и скверных мыслей. Отец Иоанн заботится о согражданах, чтобы они жили с Богом в мыслях своих, не забывали Богоматерь, славили непорочность в жизни внутренней и внешней, любили свою Родину, чтобы вся чернота и скверна ушли из жизни людей, а Молох и мамона были выброшены на свалку истории.

15 июня 2013