Божества новорожденного

Людмила Векшина
****

Что Рима Древнего божеств  не счесть,
давно известно в мире просвещённом.
Под полтора десятка только есть,
в чьём  веденьи судьба новорождённых.
ПартУла – лишь предродовая боль
у женщины появится, - ЛюцИну
зовёт она; ДиспИтер – вслед изволь,
ВитУмнус, вняв СентИнуса причинам.
ВатИканус  откроет рот…, на крик
рождённого  – ЛеУаны явленье:
чтобы к дитю-кровиночке привык,-
даст  пред отцом малютки представленье.
СинИна охраняет колыбель;
как к маминой груди припасть – РумИна
обучит… Дальше…, на девятый день,
с «брелоком  счастья»  явится НундИна,
да не одна: СенЕта, Мана, Фата…
дитя новорожденного судьбой
так будут управлять, чтоб торовато*
возвысилась  «счастливою звездой…»


*****


У римлян были божества, заведующие отдельными действиями человека: они принимали его при рождении и сопровождали до могилы.


ПартУла – присутствует  при первых родовых болях

ЛюцИна – заведует самим рождением

ДиспИтер – дарует ребёнку свет

ВитУмнус – вдыхает жизнь

СентИнус – вкладывает способность к чувствам и эмоциям

ВатИканус – открывает рот новорождённого для первого крика

ЛеУана – поднимает младенца с земли и  представляет отцу

СинИна - охраняет колыбель

РумИна – приучает его сосать грудь, которая у древних называлась «рума»

НундИна – богиня девятого дня - напоминает, что младенец, очистившись, получив имя и снабжённый амулетами (брелоками),  которые должны оберегать его от дурного глаза, действительно вступает в жизнь

СенЕта, МАна и ФАта, вместе с Нундиной, сулят дитю счастливую судьбу


*- торовАтый  – щедрый, ловкий, преуспевающий…
(Этимологический словарь русск. яз. Макс Фасмера)



БЛАГОДАРЮ ЗА ИЛЛЮСТРАЦИЮ, взятую с сайта "Рожена..."



9.06.2013. Векшина Л.А.