Мед без правил. Три стихотворения А. Бабанской

Вадим Герман
               

              Сегодня я хочу поговорить о трех стихотворениях  Алены Бабанской. Познакомился я с её творчеством на прошедшем недавно  Втором Чемпионате Балтии по русской поэзии, и был очарован её подборкой.

           Не для кого не секрет, что стихотворения у любого, даже самого гениального поэта, пишутся для определенной группы читателей,  для тех, кто,  прочитав стихотворение, воспримет его в себя, для тех, кому оно адресовано - совпадающими с автором по языку, восприятию образов, читателю заинтересованному и близкому. С другой стороны, поэт чуточку «подтягивает» читателя, поднимая его до своего уровня, до уровня со-беседника, со-переживателя, соучастника, если хотите. Читать стихотворения, понимая, «и я так могу», неинтересно.  Просторы Интернета полны сотнями километров гладкописи, порой очень четко и правильно сделанной, но, увы, безнадежно скучной.  «Элитарные», то есть, по-простому -  образованные, грамотные авторы, объединяясь в ЛИТО, на сайтах,  в группы и группки, усиленно хвалят друг друга, ставя во главу угла формальные требования к стихосложению. Но что же  на самом деле привлекает нас в стихотворении? Отставив в стороне магическую составляющую (экзистенциальную часть поэзии пока никто не отменял), попытаюсь, на примере стихотворений Алены Бабанской, разобраться с тем, что привлекло меня.

         Кто сказал, что ощущения не поддаются анализу? Сходите к хорошему психологу (редко, но такие встречаются), или, что встречается еще реже, к доброму и терпеливому батюшке. Они разложат по полочкам ваши грешные поступки и не менее грешные мысли. Вот и мы, займемся разбором  стихотворений Алены, их анализом, с точки зрения ощущений. Поскольку на этом сайте читатели - люди заинтересованные, грамотные и погруженные в одну реальность (поэтическую и жизненную, плюс-минус), то образы, возникающие при прочтении, должны быть более-менее сходны,   Первое стихотворение, давшее название подборке, очень многозначительно и многозначно. «Нелетальные ангелы» - летальный исход - устойчивое сочетание, смерть в обыденном смысле. Значит, говорят ощущения, нелетальный - отрицающий смерть,  что вполне согласуется с о словом «ангел». Но если «нелетальный» - это тот, кто не умеет летать?  Земной, не бессмертный, грешный. Тут же, в подтвержденье этому - «мокрые, словно курицы». Согласитесь, жалкий вид мокрых перьев очень зримо встает перед глазами, настраивая читателя, вкупе с выбранным ритмом стихотворения, на песенно-жалостливую ноту. И далее - «болезные», соответствует настроению и ощущениям,  но - далее «Праздник на вашей улице». Тоже устойчивое сочетание, и хотя - более оптимистично звучит, но все же, восприятие  - «да, будет праздник, но  когда?», все же - минорное.  Но  - слушаем далее -
«Будет вам поп с гармоникой
Раны души залечивать.
И на комоде слоники,
И танцевать до вечера.»
Поп с гармоникой - образ диссонансный, какой-то неправильный, разгульный, пьяный, но очень яркий, не минорный. «Слоники на комоде» - образ мещанского, спокойного счастья, идущий в противовес и началу стихотворения, и предыдущей буйной строке. Качели настроения в восприятии, резкий переход, раскачка привычного.
«Что ж вы забились в панике,
Перья взъерошив белые?»
 Строки, с одной стороны, в резкости движения перекликаются с сочетанием «поп с гармоникой» - тоже действия резкие, но образ не противоречивый, скорее, устойчивый, зримый, дающий отсыл на тех же «мокрых куриц» второй строки.
«Сладких достанет пряников-
Столько замесов делали!
Дров пять кубов наломано,
Сотни бойцов положены...»
Строки, которые, при первом взгляде, несколько выбиваются из линии, логики стихотворения, но давайте посмотрим поближе. У слова «сладкий» в окружающем нас сегодня мире, значений несколько, в том числе подсознание, кроме явной «сладости»,  держит устойчивый образ «милый», который  мы тоже принимаем, воспринимая это слово в линии стихотворения, в образах ангелов  - это непротиворечиво, «Пряники» - не только сдоба, ватрушка, подарок в утешение, но и «кнут и пряник»,  образ, волей-неволей сидящий в нашем подсознании. «Наломать дров» - натворить дел, но не только.  «Лес рубят - щепки летят» - непрямая логика перехода к следующей строке -  « но превратились в белых журавлей».  Из песни, и из восприятия слов не выкинешь, предыдущая строка готовит к этому образу, намекая и на другой, уже более устаревший, но понятный интуитивно -  «Ангелы - божьи воины». А что же настроение? Опять - минор, опять - почти песня, почти плач. И вдруг:
«Будет салют в коломенском,
Бабы и цирк с мороженым.
Будем мы, дурни, истово,
Кто как горазд, отплясывать…»
 Как резко изменилось настроение и восприятие! Поп с гармоникой, во всей своей абсурдности и разгульности, был предшественником этому веселью, несуразному,  нелогичному, сатанинскому… «Салют в коломенском» - это не у церкви Вознесения, воздвигнутой по случаю рождения Ивана Грозного? Дополнительный, тяжелый и давящий смысл. А вторая строчка четверостишья? Намек на клоунское, скоморошечье, бесовское действо? Или - на фразу «Бабе - цветы, детям - мороженное» - тоже, подчеркивающее нелепость происходящего?  Слово «дурни» - сейчас довольно редко употребляемое, но дающее такой сильный эмоциональный окрас, очень хорошо ложиться  «в строку» с идущими дальше - «истово», «горазд», «отплясывать».  И, далее - финал:
«Горний мотив насвистывать,
Ангелов вверх подбрасывать.»
Горний мотив? Горний мир - ангельский мир. Горняя музыка - ангельские песнопения. И - этот  мотив насвистывают!  (не напевают - насвистывают - «свистеть - черта звать»!). И кто - пляшущие под попа с гармоникой дурни. Подбрасывая ангелов вверх. Вверх.  К небу? Домой? Дальше, от этого абсурда, от этой нечисти, в которой ангелы - мокрые курицы…
«Качели» в образах, переходы в настроениях, глубокая метафоричность и  осознанная неправильность стихотворения делает его звонким, резким и очень запоминающимся стихом. А теперь -  давайте перечитаем стихотворение, прислушиваясь к себе.

 Переходим ко второму стихотворению подборки, с уже сложившимися ожиданиями и настроением.    
Позвольте небольшую паузу, так сказать, лирическое отступление. Уже в девяностые, будучи человеком взрослым и  глядя со своим сыном Диснеевские мультфильмы о Винни-Пухе, я осознал, что наш, советский Пух - настоящий, а вот американский - нет. Слишком правильный, рассудительный, игрушечный герой американского мультсериала  был на самом деле очень далек от меня, как Пиноккио, как страна Оз… Вернемся к настоящему.  К  стихотворению «Правильные пчелы».
Герой стихотворения Алены - наш, плоть от плоти, с первых строчек. Хотя, флейта - ближе к Европе, может быть,  отсыл к гамельнскому крысолову, но и она воспринимается, скорее, как часть поэмы Цветаевой. Зато вторая строчка - «ядра - чистый изумруд» - полностью наша, родная. И - родные опилки, в которых прячется нежная и чуточку философская душа.  «И друг - свинья и нытик» - тоже наш, родной - кто там, в европах-америках будет дружить с таким? И пчелы - наши, среднерусские, трудолюбивые, но смертельно опасные. И «медведи не в чести» - тоже - у нас.
«А мне б немного меда,
Да ноги унести.»
Кто здесь не подпишется под этой фразой?
 И вообще - смесь грустного юмора, капельки сарказма, щепотка философии - гремучая смесь русской поэзии.
«Пускай господь оставил,
Одно я понял днесь:
Есть только мед без правил,
Сладчайший мед без правил,
Пока не вышел весь.»
Правила - это уже не наше. Правильный мед - для других, правильное стихотворение - ровное, холодное - тоже - не про нас. На тех же качелях - две строчки - улыбка, две строчки - грусть, построено настроение стихотворения. Оттого - и читается, оттого - и запоминается, ложится в душу. Оттого - поэзия.

«Бородинская осень» - также  - игра метафор, смысла, настроения. Посмотрим подробнее.
«Силь ву пленных не берем
Возле нашего квартала.»
Вот так,  и точка. У нашего квартала.  Знаете,  откуда  произошло слово «закуток»? Было (в белорусском языке есть и поныне) слово «Кут» - место где ты родился. «Закуток» - маленькая родина, наш квартал. Сложно любить и защищать бескрайнюю родину: свой квартал, свой закуток - силь ву пле. Тем более, от чужих, от французов.
«Отрезаем сентябрем
Все, что летом нарастало.»
Не буду разжевывать, что раньше сентябрем начинался новый год, новая жизнь, и сентябрь - время сбора, «обреза» того, что росло, спело, зрело летом, это очевидно, как очевидны и воспринимаемые читателем образы. Но пока - прямой связи с первыми двумя строчками нет, вполне отдельные образы и строчки.
«Заряжаем свой мушкет
Кто рябиной, кто лещиной.
И оранжевый букет
Расцветает над мужчиной.»
Четверостишье, объединяющие в единый эмоциональный и смысловой ряд первые четыре строчки, но - появляется несколько выбивающее из ряда слово - «мужчина». В общем ряду обобщений и образов он - как силуэт на акварели - выглядит формально неправильно, чужеродно, слишком контрастно. но - продолжим дальше, быть может, его появление - тоже неспроста.
«А ля гер - ком а ля гер,
Повезет – вернешься целым.
Светится багрянцем сквер,
И шуршит листвою прелой.»
Строчки, по своей силе принижены, банальны, они, как будто, растягивают тело стихотворения, используя привычные, устоявшиеся образные штампы, как бы «вода» стихотворения.  Пока что они мне не дали ничего для развития образа и сюжетной линии стиха.  Первая строчка, все же, обыгрывает «французскую» тему, начатую в первой строке и названии.

«Паровоз дает свисток,
Дезертируй с поля брани!
Даже воздуха глоток
Не пьянит, а ранит, ранит»

Финал. Он открыт, действие продолжается - вместе с движением поезда, который в наше время символизирует разлуку, расставание. Вместе с ранами (душевными) - тема осени, ухода, раскрыта. Но остается маленькая заноза - в неспешном, как бы размытом стихотворении - очень конкретное, резко выделяется (и фонетически - тоже) - слово. Вы скажите - как это мешает очарованию стихотворения? Не мешает. Помогает. Вся подборка, как будто построена на  использовании сходных приемов. Чтобы стихотворение запомнилось, чтобы оно  нравилось, нужна некоторая неправильность. Как родинка на лице - без неё - человек, неотличимый от других. Есть родинка - и он выделяется, приобретает судьбу, имя, прошлое. Неправильность в восприятии, неправильность в настроении, включение прерывающих гармонию слов и образов - знак отличия, знак индивидуальности. Говорят, когда-нибудь стихотворения будут писать машины. Может быть - но только это будет не поэзия. В ряду стандартных, гладких, фонетически и ритмически совершенных столбиков не будет жизни, будет конвейерный ширпотреб. Только мастеру дано смело подняться над правильностью, и создать - жизнь.

    Надеюсь, я не утомил Вас достаточно длинными размышлениями и анализом великолепной, цельной подборки Алены Бабанской. Надеюсь, нашлись те, кто дочитал эту статью полностью. Ругать стихи просто - всегда можно показать, что есть плохо, что есть неправильно. Надеюсь, что мои вслух  высказанные мысли  помогут читателю  понять - «почему эти стихотворения хороши», а поэтам дадут повод для размышления  - и появятся новые, запоминающиеся стихи. До новой встречи и нового разговора - ваш Герман.

Странички стихотворений Алена Бабанской, упомянутые в этой статье:

http://www.stihi.ru/2013/01/14/2925

http://www.stihi.ru/2012/11/02/2509