Параллели. Пушкин - 8- Поэт идёт...

Кариатиды Сны
             "Нет низких истин и высоких обманов, есть только низкие обманы и высокие
             истины. Ещё одно. Истины не ходят тьмами (тьма тьмущая, Тьму-Таракань и т.д.).
             Только - обманы."
                М.И. Цветаева

             "По сему, что поэт есть творитель, ещё не наследует, что он лживец,
             ибо  поэтическое вымышление  бывает по разуму так - как вещь МОГЛА
             и ДОЛЖЕНСТВОВАЛА БЫТЬ."
                Тредьяковский  (вероятно, Василий Кириллович)

             " Порой опять гармонией упьюсь,
               Над вымыслом слезами обольюсь."
                А.С. Пушкин


     Сегодня, в день рождения  Александра Пушкина , хочется подумать ещё  и ещё раз  о предназначении поэта, об обособленности его  в этом мире, насквозь поэтичном, но особо не созданном для поэтического творчества  из-за необходимости добывать  себе кусок хлеба и место  под Солнцем...  А Солнце такое яркое, а хлеб такой вкусный, что это сродни  самым высоким поэтическим строкам! И прекрасны кони, женщины, мужчины, дети... Прекрасны птицы и травы , в которые  падают звёзды...
  Не могу не написать  это чудо - стихотворение Георгия Поженяна, только подтверждающее мои слова... Чудо , ставшее песней Таривердиева, которую я с упоением слушала в ранней юности  и , наверное, училась по ней обходиться без хлеба и простого Солнца, питаясь воздухом поэзии и греясь под взглядом любви, которая придёт ещё очень не скоро, а взгляд я придумала заранее и не ошиблась...


"Скоро ты будешь взрослым, больше станешь и шире.
Звезды бывают тоже маленькие и большие.
Те, что поближе - близкими, те, что подальше - дальними,
Если ты счастлив - счастливыми, если грустишь - печальными.
Звезды бывают крупными, в южных широтах яркими,
Спелыми, словно яблоки, те, что сбивают палками.
А иногда и тусклыми точечками осиными -
Эти зовутся грустными или попросту зимними.
Восходят они далекими, то ранними, то поздними.
Те, что одни - одинокими, те, что вместе - со звёздами.
Звезды не умирают, вечно качают ветра их.
Если нет звезд на небе, значит, ищи их в травах.
Если травы пожухли, в море они зажгутся...
Звезды не умирают, звезды еще вернутся.
...
Весенние или зимние, туманные или ясные
Небесные звезды - синие.
Все звезды земные - красные."

Текст из компьютера поправила по памяти. Много ошибок закралось от времени. Только-вот последняя строчка... Не помню, как звучало. Мне кажется - прекрасные... Не мог же поэт так  в угоду написать, что все земные звёзды - красные?  Да ладно, я не об этом сегодня...
 Я  - о Поэте. У Пушкина много противопоставлений этому понятию. Поэт и царь.  Поэт и  книготорговец. Поэт и толпа.  И т.д. В  этом мире всё противопоставлено Поэту, ибо нет большего желания у человека, чем стать этим восхитительным инструментом то ли самой Природы, то ли Бога в её лице... И если кому-то удаётся им стать, то берегись...

Вот, к примеру, ещё один дуэт - Поэт и прохожий ( из "Египетских ночей" Пушкина)

Поэт идёт: открыты вежды,
Но он не видит никого;
А между тем за край одежды
Прохожий дёргает его...
(прохожий:)
"Скажи: зачем без цели бродишь?
Едва достиг ты высоты,
И вот уж долу взор низводишь
И низойти стремишься ты.
На стройный мир ты смотришь смутно;
Бесплотный жар тебя томит;
Предмет ничтожный поминутно
Тебя тревожит и манит.
Стремиться к небу должен гений,
Обязан истинный поэт
Для вдохновенных песнопений
Избрать возвышенный предмет".
(поэт:)
Зачем крутится ветр в овраге,
Подъемлет лист и пыль несёт,
Когда корабль в недвижной влаге
Его дыханья жадно ждёт?
Зачем от гор и мимо башен
Летит орёл, тяжёл и страшен,
На чахлый пень? Спроси его.
Зачем арапа своего
Младая любит Дездемона,
Как месяц любит ночи мглу?
Затем, что ветру и орлу
И сердцу девы нет закона.
Таков поэт: как Аквилон
Что хочет, то и носит он -
Орлу подобно, он летает
И, не спросясь ни у кого,
Как Дездемона избирает
Кумир для сердца своего.

 (продолжение следует)

( в работе)
 Продолжаем...

  Итак,

"Поэт идёт: открыты вежды,
Но он не видит никого;
А между тем за край одежды
Прохожий дёргает его..."

   Стихи пишутся, читаются, слушаются, произносятся  ...  Поэт  слушает, записывает, вслушивается, поправляет, читает про себя, читает вслух и снова вслушивается...   Из всех видов  искусств  лучше всего нам знакомо искусство чтения стихов. Слушали , запоминали, рассматривали картинки, спрашивали  про то , чего не знали, запоминали наизусть, читали с  табуреток, у доски, со сцены... И вроде бы ничего особенного ...  Минимум правил  : соблюдай ритм , соблюдай строку, соблюдай смысл и логику автора, жанр там , настроение, пропускай через себя...  Классические произведения читать и легче , и труднее. Они - на слуху - типа "Однажды в студёную зимнюю пору и т.д."   Или "У лукоморья дуб зелёный...  Классики пишут на века, для многих и многих поколений.  Труднее, потому что это - классики, гении рода человеческого, попробуй их пойми, самому надо в гении  пробиваться...  Вот и сидишь , голову обхватив руками, а что же хотел этот самый классик здесь сказать?  Это что за Лукоморье такое и почему мужичок - с ноготок, даже не с пальчик?...
   Особенности чтения стихов со сцены  в том, что требуется "личное прочтение" стихотворения . Да чтоб никто никогда до этого так не читал!  Это везде в искусстве. Плагиаты - ни-ни!- всё равно что взять да украсть на глазах у всего света... и ещё ждать за это аплодисментов.  Отвратительная практика, но она есть. Порою обкрадывают  и спектакли - то мизансценка, то решеньице интересное, декорация, костюм... Не говорю о танцевальном искусстве - там целые постановки танца "слизывают". На периферии от большого искусства и вообще на периферии. Кто эту столицу видел? И видели мы столицу! Какое это творчество?  А в искусстве слова  чуть ли не интонационно сканируют исполнителя ( особенно, когда дети учатся читать, им прямо-таки навязывают интонацию, хотя интонация непосредственно связана с внутренними видениями и словесным действием  актера-чтеца). Ну вот , мы добрались и до профессиональных терминов.
  Слово "профессия" - слово уважительное. В отличие от слов " дилетантизм" или "самодеятельность".  Последнее слово в среде профессионалов от искусства говорится пренебрежительно. Им пугают,  но, слава богу, не детей!  Детям заниматься самодеятельностью написано на детском роду. "Самодеятельность" - очень красивое слово.
  По своему роду деятельности (и по профессии) я работаю как раз в самодеятельности, украшенной ещё больше словом "художественная" , то есть , предполагается, что  мы должны воспитывать  через самостоятельную деятельность  художников. В том числе, и художников сценического  слова.  И в этом деле непременно должен быть профессиональный подход. Так что не задирайте носы, профессионалы ! Не только у вас одних...  Не углубляясь в сферу профессионализма, Скажу только одно- профессионалам за их труд платят, а самодеятельным артистам нет. Они  занимаются искусством исключительно из своего удовольствия. Да ещё приплачивали бы...

  А Поэты? Есть поэты, которые пишут  для себя и в стол,  для собственного удовольствия... им не нужны овации и премии... они разговаривают  с Прошлым, Настоящим  и Будущим... им поговорить больше не с кем, лишь с Богом да с самим собой...  Тихонечко... ночью... как Скупой рыцарь Пушкина, наслаждаясь своими богатствами... не собираясь ни с кем их делить... Разве это не счастье сознавать , что ты богат и способен на многое?

 Лишь захочу — воздвигнутся чертоги;
В великолепные мои сады
Сбегутся нимфы резвою толпою;
И музы дань свою мне принесут,
И вольный гений мне поработится,
И добродетель и бессонный труд
Смиренно будут ждать моей награды.
Я свистну, и ко мне послушно, робко
Вползет окровавленное злодейство,
И руку будет мне лизать, и в очи
Смотреть, в них знак моей читая воли.
Мне всё послушно, я же — ничему;
Я выше всех желаний; я спокоен;
Я знаю мощь мою: с меня довольно
Сего сознанья...