На Соло у нас А. Кожейкин

Литмастерская Челябинск
На программе СОЛО 26 мая у нас Александр Кожейкин. Член Союза российских писателей (с 2000 г.), писатель, поэт, журналист, публицист, литературный критик.
Из резюме на страничках на прозе.ру и стихи.ру:
          «Живу в Челябинске. В этом мало приспособленном для нормальной жизни и человеческого счастья городе, мне пришлось сузить пространство своего комфорта до рабочего кабинета, в котором иногда что-то получается. И каждый такой шаг становится утешением за несбывшийся Ванкувер, Париж или Рим».
Основные увлечения: рок-музыка (я со студенчества преданный её собиратель, от винила до "цифры") марафонское плавание (коллекционирую форсированные вплавь реки и озера),  (Александр – кандидат по плаванию),  летняя рыбалка, художественная фотография. В поэзии мои кумиры Есенин, Бродский и Хлебников, хотя люблю также ранних Маяковского и Пастернака. В прозе - Набоков, кроме "Лолиты".
          Есть и некоторые достижения в литературных конкурсах. Дважды лауреат международной премии "Янтарный слог" (2005) - первое место в номинации "Короткий рассказ" и второе место в номинации "Стихи", лауреат Всероссийского конкурса "Национальное достояние" (2006), лауреат премии «Интерпроза» (2007), лауреат Международного литературного конкурса "Перекрёсток -2009" и "Перекресток - 2010" и многих других конкурсов.

             С 1989 г. в разных издательствах страны вышло несколько книг, одна историческая повесть издана в соавторстве с краеведом Сергеем Кустовым. Множество журнальных публикаций. Автор более 950 статей, не считая публикаций в инете».

   О себе Александр Валентинович рассказывает:
              - Родился в городе Калязине Тверской области 4 октября 1955 года. С трех лет по кубикам научился читать, писать. Стихи пишу с пяти лет. Первые стихи были о поездке к бабушке, написанные цветными карандашами, каждая буква – другим цветом. Поступать в литературный институт мама отговорила. После окончания Московского института стали и сплавов работал мастером, заместителем начальника цеха, начальником бюро Челябинского электролитного цинкового завода. Там и понял, что это не моё. Спасибо главному редактору заводской многотиражки – толкнул в «Вечерку». После окончания Сибирского социально-политического института по специальности "журналист-политолог"работал  корреспондентом газеты "Вечерний Челябинск", главным редактором издательства "Форум-издат". С мая 1992 года являлся директором издательства "Фрегат".
Стихи не писал по несколько лет. Прозу - всегда. Малый жанр. Люблю рассказы. На сайте «Клубочек» был экспертом. Там размещены мои беседы о поэзии.  Издано 16 книг, 6-7 – гонорарные.
Затем Александр читал свои стихи, а потом отвечал на наши вопросы. На многие из вопросов у него есть ответы в стихах, как, например, на вопрос: Что спасет мир? – Конечно же, красота. Стихотворение: «Который год спасает красота…»
       - В поэзии часто говорится о душе. Душа – понятие абстрактное?
А.К. – Мысль материальна. Это доказано. И душа тоже имеет какое-то вместилище. Её слышат. Это реальная вещь.
- Что такое успех?
А.К. - Успех – это достижение цели. Независимо от размера. Это самоидентификация себя по отношению к обществу.
- Много ли значит успех в Вашей жизни?
А.К. – Да. Ставлю цель и достигаю. Успех субъективен. «Богат не тот, у кого много, а тот, кому хватает».
- Увлечения есть, кроме поэзии?
А.К. – Люблю лето, плавать, рыбачить.  Любимый заплыв – четыре километра. Переплывал Лептокарийский залив (Греция) – 4,5 км.   Стиль – кроль на груди. Самый высокий КПД и можно плавать  при волне. Плавать – сначала саженками - научил дядя, балтийский матрос, в Калязине на Волге. Там есть огромное водохранилище . Заплывал на лодке так, что берегов не видно. А потом обманом сталкивал в воду и говорил «Плыви». А когда я выбился из сил и стал тонуть, то достал ногами дно. Оказалось - мне там по грудь.
- Есть мнение, что творчество самодостаточно. Пишу в стол – и мне хорошо. Зачем оно?
А.К. – Надо стараться хоть в интернете опубликовать. Всячески надо продвигать.  У каждого даже законченного графомана есть два-три стоящих образа. Тут есть свои нюансы. На стихире, например, оценивают людей. А под псевдонимом те же люди побеждают. Был такой случай с девушкой с Алтая. Писать «в стол» в принципе неправильно. Но иногда необходимо – свой взгляд меняется.
- Как ведет себя власть при  несоответствии политических взглядов?
А.К. -  Власть и журналы – это разное. Сейчас журналы не подчиняются власти. Есть политические стихи талантливых авторов.  Пример – Быков, Орлуша.
- Роль литературы сегодня?
А.К. – Как и всегда, решает социальные, общечеловеческие, политические проблемы. Методы другие. Минкин – один из самых сильных публицистов. К вопросу о популярности:  В XIX веке можно было авторов пересчитать по пальцам, а сейчас только на стихире их более полумиллиона. Петр Боборыкин в XIX веке был самым читаемым, потому что отвечал на актуальные моменты. А сейчас кто его помнит? Донцова сейчас очень популярна. Там целая команда. Но что потом останется во времени?
- Есть понятие - современный стиль, современные стили.
А.К. – Сначала возникает замысел. Под него и стиль. Стиль – инструмент, подчиняется идее. Не подражаю стилям, пишу свое. Начальная стадия в ЛИТО – обсуждение рифм. А рифма – это инструмент. Главное – мысль. У Бродского образы – многослойные. Стиль приспосабливать под идею.
- Отношение в нерифмованным стихам?
А.К. – Как к нецензурной речи. Если это способствует раскрытию темы. Стивен Кинг: сила писателя в том, чтобы писать и называть вещи своими именами.
- Поэт может написать что-то значительное только в страданиях?
А.К.- Опровергну. Было. Но в страданиях есть обострение чувств.  Это есть у Шевчука и в таких группах, как ДДТ и Пикник.
- Литературный потолок. Есть ли он?
А.К. – Человек не имеет такого потолка. Борисов – есть понятие идеального стихотворения. В котором ничего нельзя изменить, переставить без ущерба.
- Стали меньше читать и примитивно выражаться и мыслить?
А.К. – Нет, резкая дифференциация произошла. Отдаление в коммуникативном смысле. (Шевчук: Пусты между людьми мосты). Образовались замкнутые структуры. И не только в литературе. Меняются методы. Появились аудиокниги. Я, например, пока ехал до Миасса, прослушал первый том «Войны и мира».
- Что в  православии? Причина конфликтов.
А.К. -  Это конфликт между официальным православием и людьми, которые хотят высказаться, покритиковать. Сейчас церковь конструктивна по отношению к обществу. Процесс познания безграничен. Познай себя – познаешь смерть. «Проза экстремальных состояний» есть человековедение. Сартр говорил, что литература исследует экзистенциональную  сущность человека.
- Будет ли насаждение религии способствовать сплочению масс или это политика?
А.К. – Да, политика. Но в истории   мобилизационная сущность у церкви была высокой. Государство это понимает. И эта идея, считаю, конструктивная. «Если бы Бога не было, то его следовало бы выдумать»  (Вольтер).
- Кто был Вашим первым цензором?
А.К. – Моя учительница по литературе. Бронштейн Галина Иосифовна. Показал стихи – сказала: «Не годятся». Порвал. Говорит, зря. Потом, когда читал уцелевшее много лет спустя, пришел в ужас. А ещё – Головин Анатолий Дмитриевич. Фронтовик. Очень жестко подходил.
- Можно ли в наше время прожить писательским трудом?
А.К. – Маринин и Донцова раскупаются, но это – проекты.  Пишут по синопсисам «негры».  Одному автору писать такие объемы с такой скоростью – невозможно. Вот Акунин пишет сам, его литература кормит. Ни один поэт не зарабатывает на хлеб поэзией. Ну, разве песенники.
- Что движет читателем?
А.К. – Задевают струнки. Почувствовали, что интересно.
Разговор ещё бы продолжился, но время…
Н.Бодров в заключение сказал:
Когда-то, в начале 2000-х годов Александр Валентинович ежегодно издавал сборники: «100 новых стихотворений», «200 новых стихотворений». Авторов отыскивал в городках и поселках области. И издавал за  свой счет в издательстве «Фрегат». До несчастья с типографией. А теперь они оказались отрезанными от возможности «выйти в свет». Хорошо было бы объединить В.Б.Феркеля, с его способностью доводить дело до конца, А.В.Кожейкина с его чутьем и опытом редакторским и «За возрождение Урала» с их ресурсами и возможностями. Хороший мог бы быть проект.
Хочется добавить: последнее время у нас в Литмастерской часто читались стихи Александра Кожейкина. Пронзительные, не оставляющие равнодушными. Ведь не зря говорят, что трагедии миллионов трогают ум, но не так доходят до сердца, как трагедии одного конкретного человека. В своих стихах он умеет сказать об общем через частное, через боль одного человека дать почувствовать боль за многих.
И ещё. Есть множество людей, изливающих потоки осуждения, недовольства на всех и вся. Но не делающих ни одного позитивного конкретного шага. А у этого человека есть конкретные дела. Скажите, многие ли из Вас могли бы заметить мальчика, покупающего цветы, и добавить ему недостающую сумму? Мимоходом. И какие пронзительные стихи! Не раз перечитывая «Кукла для сестры и цветы для мамы», я каждый раз еле сдерживаю слезы. И за горем мальчика вырисовывается большая проблема современного общества. А  издательство за  свой счет стихов неизвестных ещё авторов...А почитайте его критические статьи о поэзии на Клубочке.  Если бы каждый из нас делал хоть что-то нужное и доброе для окружающих, мир стал бы немного  добрее. И спасибо Александру за его творчество.