Переправа через Вислу

Светлана Горина 3
Предоставляю вниманию читателей очередной отрывок из фронтовых записок моего отца - Брюшинина Владимира Николаевича, участника ВОВ. На снимке - отец с фронтовыми товарищами в зоопарке Тройя (г.Прага, Чехословакия.1945 г.)  Слева направо: В.Бычинский,В.Брюшинин, М Лысенко.


2 августа 1944 г. Гродзиско-Дольне, Польша
Сегодня форсировали Сан и вышли в Польшу. Продолжаем выполнять прежнюю задачу. Город Ярослав, через который мы проехали, почти цел.. Работают заводы, магазины, парикмахерс-кие, улицы запружены народом. Здесь уже запахло настоящей Европой. Новые люди, новые типы, костюмы, обычаи.  На улицах города попадаются интереснейшие типы капиталистической действительности, словно сошедшие с плакатов  Мопра. Завтра снова вперёд – путь к Висле, куда вырвались наши танковые соединения, чтобы сходу захватить переправы на реке. Пески и сосны правобережья Сана сменились  низинной лесостепью. Мокро. Узкие полоски польских  земельных наделов – «моргов», похожие  на гряды, кресты, костёлы, часовни, небольшие польские деревни, скрытые в садах, статуи святых у дорог.  Население встречает нас не особенно радушно, мы даже в Румынии видели лучше. Но я смекаю: это ведь  поляки – чванливая, непонятная и противоречивая нация. Откуда у неё такая спесь, совершенно не  оправдываемая историческим процессом её развития. Ведь вот взять наш, русский народ: разве его можно сравнить с поляками по силе, могуществу, одарённости, радушию и доброте открытой светлой души. Разве он  уступит поляку силой ума, воли, благородство его не имеет себе равного на земле…

4 августа 1944 г. Коморув (в 20 км от Вислы)
Вчера, в годовщину начала Белгородского наступления, армия наша (32 гв.сп.) вступила в бой. Обстановка такова. Танковая армия, с хода форсировавшая Вислу у г. Баранув захватила плацдарм и вела бои  за его расширение на том же берегу реки. Тем временем враг, собрав две ударные группировки стремительно ударил на Баранув  вдоль восточного берега реки, стремясь отрезать танковую нашу группу за Вислой, захватив город и переправы. Клещи готовы были уже сомкнуться (осталось всего 2 км), так как усталые наши войска не смогли удержать фронт прорыва. И вот тут - то подоспели две сд.32 гсп., ударившие с марша по южному концу клещей. Враг был остановлен в жарком воздушном бою, а затем разбит и выброшен за Вислоку, приток Вислы. Положение плацдарма было спасено и 32 гв. гсп  начал переправляться через Вислу, чтобы закрепить и расширить плацдарм  своими силами. Идут тяжёлые бои с танками врага. Грохот и взрывы сотрясают землю. Сейчас мы впереди всех. Положение славное,  но и опасное в то же время.

7 августа 1944 г. с. Марки (в 8 км от Вислы)
Положение упрочилось: плацдарм немцев на нашем берегу Вислы (севернее) в слиянии Сана с Вислой, ликвидирован. Южнее 33 гв. сп. овладел г. Мелец и форсировал Вислу. На фронте плацдарма появилась свежая танковая дивизия немцев, переброшенная спешно из-под Ясс. Рассказывают пленные, что немцы никак не ожидали появления здесь сталинградской армии Жадова. С гордостью констатирую, как они нас хорошо знают и как боятся…Наши переправы через Вислу на плацдарм каждую ночь подвергаются такой сильной и злобной бомбёжке, какой я ещё не видел за всю войну. На переправах – ад!.. Особенно яростно забрасывают они нас «зелёным горохом» Бомбы сыплются и в районе  размещения КП Штарма. Ночи необычайно тревожны, спим в сарае на сене. Работы много.

12 августа 1944 г. Щека (за Вислой, на плацдарме)
Вот уже 4-й день, как я на плацдарме за Вислой. Вся моя группа ещё в Марках, но мне уже дело здесь нашлось… Эти четыре дня прошли в огромнейшем напряжении, как физическом, так и нравственном. Нашей армии вообще везёт на плацдармы: Днепр, Днестр, Висла. И, надо сказать, что войска имеют  достаточно зрелый опыт  борьбы за плацдарм. Достаточно вспомнить хотя бы такой факт: через 2 дня, как мы передали плацдарм за Днестром 8 гв. армии, плацдарм, завоёванный такой тяжёлой ценой и такой невиданной храбростью и упорством, немцы контрударом снова захватили в свои руки, выбросив остатки 8 гв. армии за реку.  Но здесь обстановка была крайне сложна. Враг знает слишком хорошо, что Висла – последний крупный водный рубеж на путях к границам Германии. Гитлер дал приказ удержать линию Вислы  любой ценой.. Против нашего плацдарма стоят лучшие танковые дивизии СС. Сюда же немецкое командование перебросило свои резервы пехоты, артиллерии, танков, даже с других фронтов.. Здесь, на Висленском плацдарме, мы впервые встретились с «королевскими тиграми» – новый усиленный тип танка с мощной бронёй  (лобовая 16 см) и вооружением. Словом, враг сделал всё, что возможно в его силах, чтобы сбросить нас в реку. День и ночь не смолкает грохот артиллерии – этого бога войны, наши части отбивают  по несколько десятков атак в сутки. Кажется, сама земля стонет и горит в огне сражения, невиданного доселе по своей ярости даже в дни этой войны.

Густая пелена пыли поднялась к небу, закрыла солнце и висит и висит непроницаемым саваном под тучами. Дым стелется под ней – дым пожарищ, дым пальбы и взрывов. Непрерывные бомбёжки в крах разрушают полесские сёла, поджигают леса. В дополнение ко всему подвижные  десанты врага переправлялись через Вислу со стороны  Шидлува  и терроризировали наши тылы  на участке левофлангового корпуса. Узел связи развернулся, но наготове заправленные машины, как под Курском. Войска стоят насмерть. Нервно, с предельным напряжением, работают штабы.

14 августа 1944 г. Щека
Положение продолжает оставаться напряжённым. Войска, изматывая врага и  нанося  ему огромнейшие потери, медленно отходят и дерутся на новых рубежах. Пал  Нов. Корчин, Стопница, Пацанув. Десанты, высадившиеся у нас в тылу, энергичными мерами удалось ликвидировать, но битва продолжается с прежним ожесточением. Каждый вечер я вижу, как огни боя всё ближе и ближе, но мы продолжаем свою работу и никто не хочет и думать об отходе за Вислу. Особенно сильный нажим испытывает 32 гск. На его участок направили танковый клин, который  определили немцы на фронт армии, стремясь разрезать плацдарм пополам и выйти к нашим переправам.  Но мосты Подолынного живут.. Их разрушает враг за день, а ночью они снова строятся, служат свою службу. Сюда прибыл маршал Конев. Можем ли мы думать об отступлении?
…Вечером мне привезли письмо от Лизы. Она в Чкалове. Но писать не выберу времени. Связь переживает трудные дни. Работа, работа, работа, как угар, как бред сумасшедшего…

18 августа 1944 г. Щека.
Продолжаются наши тяжёлые оборонительные бои в защиту Висленского плацдарма, против наседающего противника. Каждый день  ярким пламенем вспыхивают  имена героев, о подвиге которых надо повествовать резцом на камне…Разящий меч нашей артиллерии, которым так мужественно распоряжается генерал Полуэктов, парирует удары врага. Всё также ночи озаряются  зловещими огнями пожаров, вспышками ракет, трепетным сиянием залпов «катюш». Но я не чувствую ни одного атома страха в своей душе. Даже больше того: я уверен, что тут будет так, как было на Курской дуге. Мы пойдём вперёд, как только будет сигнал. С этого плацдарма – в самое сердце немецкого логова. Я знаю, что здесь Жуков, Рокоссовский, Конев и все принимают меры к удержанию плацдарма во чтобы то ни стало. И мы удержим его!
21 августа 1944 г. Щека.
Ну вот. Атаки врага отбиты и, обескровленный, он пятится к своим исходным рубежам. Мы вновь заняли Пацанув,  Курозвенки,  Школув. Вечером 18.8 приказ Сталина подытожил нашу победу. Плацдарм за Вислой существует и будет существовать! В приказе отмечены и «связисты полковника Богомолова»… Стало тихо вокруг, войска переводят дух. Ласково светит солнце, спокойно на прекрасной земле под ясным васильковым небом. Вечера стали свободными, спокоен сон на охапке душистого сена. Только теперь стало известно, что в садах здесь много прекрасных яблок, сочных душистых груш, слив. Как легко и хорошо на душе в радостные дни победы, как дорог и мил сердцу минутный покой, заслуженный честной, безответной службой…
Вчера получил письма. Сегодня буду  писать дорогой моей женульке. Знает ли она сама, как  она много для меня значит и какую силу мне даёт в дни тяжких испытаний. Светлая, чистая, целомудренная моя…Тебе, как святоше готов я молиться, ты, как родник  волшебной воды освежаешь и подкрепляешь меня. Имея тебя такую, я сам должен стараться быть честным, храбрым и сильным, чтобы быть достойным тебя…