Психологический экспромт молодого музыканта на тем

Татьяна Скрябиина
Музыка – сотворчество человека с Богом. В произведениях, которые действительно трогают душу, ясно чувствуется рука Божия. Человек не является полноправным «изобретателем» шедевра - он принимает данный от Бога талант и раскрывает его с помощью близких ему средств.
   Отчего многие талантливые деятели искусства кончают жизнь са моубийством? Не могут направить свои способности в правильное русло. Как бурный поток стремится вырваться на свободу, так и талант, данный от Бога, требует своего воплощения. Ярким, плещущим фонтаном представляется мне поэтический дар Марины Цветаевой (по всей вероятности покончила жизнь самоубийством). В стихах слышится то буря, протест, то нежная женственность, они поражают градациями образов, настроения. Однако при чтении у меня возникает чувство, будто поэтессе не хватает сил совладать с собственным даром, полностью осознать свое творчество.
   Если же художник замкнут вниманием на самом себе – он не может найти полного самовыражения. Отсюда частое психическое расстройство. Мне довольно ясно слышится это в стихах Бориса Рыжего (также покончил жизнь самоубийством). Часто к внутренним проблемам прибавляются внешние физические факторы, не позволяющие таланту полностью раскрыться. (Гофман – к концу жизни испытывал серьёзные психические расстройства).
Интересной музыкальной фигурой является А.Н. Скрябин. Позднее творчество связано с замкнутость на собственной личности, что влияет на гармонический язык. Произведения позднего Скрябина, основанные на «прометеевом аккорде», имеют мало средств гармонического развитию. Таким образом, психологическая замкнутость приводит к ограниченности музыкальный средств.
   Ярким примером психологического «здоровья», если так можно выразиться, для меня является С.Прокофьев. В его музыке плещет через край свет и радость, ум и юмор – лучшие качества души и рассудка задействованы максимально и нашли свое выражение в бесчисленном количестве опусов плодовитого композитора. Недаром Г. Рождественский сказал, что для него Прокофьев - глоток чистого воздуха, насыщенного озоном перед приближающийся грозой.
Целью музыканта может быть самовыражение, утверждение собственного «эго» или же попытка приближения к вечному через искусство.
Если цель музыканта – самовыражение, то рано или поздно он зайдет в тупик: человеческие возможности ограничены, как физические, так и эмоциональные. Эмоции, связанные со страстью, имеют определенную грань, «шкалу напряжения», превышение которой грозит психическим разладом (заметим, что тема сумасшествия довольно распространена литературе этого периода “Записками сумасшедшего” Гоголя и “Двойник” Достоевского). В истории музыки период наивысшего эмоционального напряжения приходится на композиторов позднего романтизма (к примеру, Вагнер, Малер). В творчестве композиторов, переходящих эту черту, присутствует ощущение психической неуравновешенности (некоторые приозведения А. Шнитке) или же безысходная трагичность экспрессионизма (опера «Воццек» А.Берга). Физические возможности музыканта также ограничены – беглость пальцев, техника, свобода аппарата. Таким образом, концентрация внимания исполнителя на собственных душевных переживаниях и технической оснащенности будут непременно вызывать чувство постоянного раздражения, недовольства. Отсюда частые психические болезни, неуравновешенность людей искусства.
Если же цель музыканта – с помощью собственных чувств, эмоций и технических способностей стремиться к музыкальному выражению красоты и совершенства, то в этом случае внимание концентрируется на конечной цели – добре, красоте. Занятия музыкой будут приносить удовлетворение и радость от приобщения к Божественным свойствам.
   Я не говорю, что исполнитель не должен обращать должного внимания на техническую сторону или же отрешиться от собственных чувств и эмоций. Нужно уметь различить углубление внутрь себя от самоутверждения.
   Довольно часто исполнители - молодые, полные надежд и стремлений студенты и уж тем более «звезды» с блестящей карьерой - стремятся поразить публику техникой, силой голоса, красотой тембра и проч. Однако чем больше исполнитель привлекает внимание на самого себя, тем более видны его недостатки. Чем больше исполнитель погружается в содержание музыки – тем более слушателей ведет к постижению бесконечного. Потому что красота – как одно из проявлений Божественных свойств – бесконечна. В современных оперных постановках мне особенно больно бывает за героиню «Евгения Онегина» Татьяну. В романе Пушкина показан небесный образ чистоты, невинности. С оперной сцены мы обычно наблюдаем эксцентричную девушку с сильным голосом и яркими, пронзительными верхними нотами.
   Да, идеал не достижим. Но достижимо чувство причастности к созданию прекрасного.
Композиторы представляют лишь отдельные грани алмаза красоты. Полнота присуща одному Богу. Она не может вместиться в одного человека, или даже во все человечество. Поэтому искусство, как проявление этой красоты, неисчерпаемо. Изнашиваются формы и способы выражения. Наполнение бесконечно. И хотя сейчас музыкальная композиция находится в состоянии некоторого «застоя» - я уверена, что новые пути в искусстве, как неисчислимы грани алмаза красоты, будут найдены новыми талантливыми композиторами.