Хуление или Sacrilegium

Исаков Алекс
«Трудно разумному долгий вести разговор с дураками.
Но и всё время молчать – сверх человеческих сил»
(Феогнид)

(на http://www.stihi.ru/2013/05/22/1638 Б. Пинаева)

- Ай, да брось ты! «Оскорбление чувств верующих» … Церковь от государства отделена – и точка. А ты: лишение! свободы! на срок до 5 лет! И штрафы немыслимые!
- Свободы от чего? Штрафа боишься или чувства верующего оскорбить?
- Ничего я не боюсь. Я по справедливости хочу. Богу – богово, кесарю – кесарево сечение … Раз он Бог, то, поди, сам себя защитить может? Или как?
- Закон-то не о Боге, а о верующих … о нас с тобой …
- Если о нас, то «Мне отмщение – и Аз воздам» … Так, кажется?
- Ловко! А ты вроде как в сторонке постоишь?
- А я что должен сделать? В крестоносцы записаться?
- Не, тебя не возьмут.
- Чего так? Рылом не вышел?
- Да не: твоё «рыло» можно забралом закрыть. Просто уверенным в своей правоте нужно быть.
- А я уверен на все сто! Ты ж юрист. Знаешь ведь, что первоначально, в римском праве ответственности за богохульство не было. Это уж Юстиниан там чего-то «накодифицировал» … позже …
- Юстиниан – византийский император. Такой же римлянин, как я – праведник. Его кодифицированные законы в Италию попали из Византии … Впрочем, до него дюжину таблиц написали. В них не только о боге, но и для бога. Вторая, восьмая, двенадцатая таблички, например … Поговаривают, первоисточник римского права.
- Ну и что? Мы не римляне, не европейцы. Не с нашим рылом … Мы как та морская свинка: не совсем свинья и никакого отношения к морю не имеем.
- Ты всё про «рыло» … Наши с тобой чумазые предки … сейчас … подожди …  Вот! Насилу нашёл. Ведь помню же, что где-то было … Так вот, наши с тобой «чумазые предки» за оскорбление наказывали круче, чем за хулиганство. Оскорбил словом или действием – 12 гривен. И смотри как в Русской-то правде: удар мечом, не вынутым из ножен, или рукоятью – 12 гривен, а удар тем же мечом, но вынутым из ножен – 3 гривны. Наши «чумазые предки» знали, что удар необнажённым мечом унижает. Мол, я тебя одной левой, дурачок …
- И что?
- А то, крестоносец, что «почувствуйте разницу», как говорится. «Для древнерусского права большей тяжестью обладает оскорбительное действие, нежели действие, наносящее пострадавшему физический ущерб» …
- А причём тут оскорбление? Мы, слава Богу, не варвары какие, не дикари, а цивилизованные люди!
- Богу, оно завсегда слава … Только подзапутался ты: то «рыло», то «куда нам», а то обратно «цивилизованный человек». Ну как объяснить-то? Для всех «варварских» народов общим было убеждение, что оскорбление, нанесенное словесно или действием, может быть гораздо тяжелее, нежели причинение телесного вреда. Месть за оскорбление даже религиозной догматике не противоречила. Поэтому «аще бо на человека хуление не можеть оставлено быти безо мьсти, то колма паче божество хуливый» …
 - Чего загнул?
- Если хула на человека не может быть оставлена без наказания, то тем более следует наказывать за хулу на бога … Это по-юстиниански …
- Ну и куда эти «старорусские» правила потом делись?
- А вот это вопрос, братец. Странно, но многие из установлений Русской Правды позднее в законодательстве не встречаются … В «тесных объятиях» демократии и не такие законы «загибались …
(28.05.2013)
* См.
О значении штрафа в 12 гривен в русском праве XII - XV вв. (Оспенников Ю.В.) ("История государства и права", 2006, N 4)
Епископское поучение князьям и всем православным христианам о противоестественных плотских грехах, ротничестве и подражании иноверческим обычаям // Русская историческая библиотека. Т. VI. Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1908. Ст. 850.
Или http://krotov.info/acts/16/2/pravo_04.htm
** Sacrilegium – святотатство, богохульство, кощунство …