Духовный кремень - сщмч. Иларион Троицкий - 3

Георгий Куликов
+
После кончины  Первосвятителя  Тихона, в 1925 году, архиепископа Илариона неожиданно перевели из Соловецкого лагеря в ярославский изолятор «Коровники». А доставили его туда для переговоров с сотрудником ГПУ Тучковым и епископом Геврасием Малининым, которые, по замыслу властей, должны были совратить владыку на сторону нового, и опять же провокационного «григорьевского» раскола. Посрамил священномученик бесов: ни посулы митрополичьего сана, ни ложь и лесть, ничто не могло столкнуть святителя Илариона с завещанного патриархом Тихоном пути Русской Православной Церкви. «Приятно с  умным человеком поговорить, – заметил лукавый переговорщик от ГПУ, – А сколько вы имеете срока на Соловках? Три года? Для Илариона три года! Так мало?!». И владыка вскоре получил новый, дополнительный срок. Его сначала содержали на Поповом острове, затем перевели в Соловецкий кремль, а потом «на Секирку», в штрафной изолятор, откуда мало кто выходил живым. Но архиепископ Иларион остался жив и отбыл свой срок на Соловках до конца.

В 1929 году его этапным порядком везут в Казахстан. По дороге он был обворован, прибыл в Ленинград в рубище, и уже знал, что крестный путь его близится к завершению. В письме он  прикровенно указал день своей кончины: «Я тяжело болен сыпным тифом, лежу в тюремной больнице, заразился, должно быть, в дороге: в субботу, 28 декабря, решается моя участь (кризис болезни), вряд ли перенесу».

За минуту до кончины врач подбодрил его: «Кризис миновал,  вы непременно поправитесь». Священномученик в ответ прошептал: «Как хорошо! Теперь мы далеки от…». С этими словами сорокатрехлетний святитель Иларион отошел ко Господу.

Митрополит Ленинградский Серафим Чичагов (он примет мученическую смерть в страшном 1937 году) добился разрешения взять тело  для погребения. Покойного облачили в белые  ризы, на главу надели белую митру. В гробу в архиерейском облачении лежал обритый, изможденный старец. Одна из родственниц владыки, взглянув на него, упала от ужаса в обморок.

Отпевали святителя в Воскресенском соборе,  похоронили на кладбище Новодевичьего монастыря (г. Ленинград). В отпевании и  погребении участвовали митрополит Серафим Чичагов, архиепископ Алексий Симанский (будущий патриарх Алексий  I), епископ Амвросий Либин, епископ Сергий Зенкевич и еще три архиерея.

«Отошел в вечность этот богатырь духом и телом, – писал  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), – чудесной души человек, наделенный от Бога выдающимися богословскими дарованиями*, жизнь свою положивший за Церковь».

Ныне святые мощи новомученика покоятся в храме Владимирской иконы Божией Матери в московском Сретенском монастыре, настоятелем которого он был в начале 20-х годов прошлого столетия. Сегодня тысячи верующих притекают к его раке и по молитвам святого обретают в своих немощах  велию помощь Божию.

Святый  священномучиниче и исповедниче Иларионе, моли Бога о нас!
*Священномученик Иларион (Троицкий). Творения (в трёх томах). Издание Сретенского монастыря. Москва. 2004. 

Этот очерк в качестве предисловия предварил публикацию отрывков из книги Бориса Николаевича Ширяева о Соловках советских («Неугасимая лампада»), посвящённых архиепископу Илариону (Троицкому) в журнале «Культурно-просветительная работа» («Встреча») №2, 2002. В этом же выпуске журнала было опубликовано одно из «Писем о Западе» (о протестантском богослужении) архимандрита Илариона (Троицкого). Прозу его, как и прозу святителя Игнатия (Брянчанинова), не обинуясь, назову гениальной. Жаль, что большинство начинающих прозаиков об этом не знает. У сих блистательных церковных писателей есть чему поучиться!

Начало см.:
1) http://www.stihi.ru/2013/05/23/10687
2) http://www.stihi.ru/2013/05/24/7360