Живой воздух в пантомиме

Мим Олег Попов
                Пантомима, в определенном смысле, волшебство—мим создает из невидимого воздуха объекты и субъекты, которые как бы становятся видимыми и удерживаются в сознании зрителя определенное время. Своей игрой мим наделяет жизнью пустое пространство, которое начинает проявлять свой характер, свою логику, свой внутренний мир. Безусловно, настоящий мим – волшебник. Представим себе в пространстве перед собой воображаемый ком необыкновенной глины, из которой можно лепить как  предметы, так и живых существ. Мим—творец воображаемого мира. Из этой «глины» можно вылепить «птицу», которая улетает от мима. Чтобы оживить свой вымысел мим наделяет его активностью, воздействию на себя самого. Например, птица стала кружить над мимом и вдруг какнула на мима. Интересно будет и момент взаимоотношения мима и пустого пространства, которому он предает образ живого человека определенного возраста, темперамента, характера, цели воздействия на мима. Итак, задача мима – оживить воздух, персонифицировать пустоту, наделить невидимое зримостью, вступить во взаимоотношения с воображаемым объектом. Интересно, что воздушное пространство окружающее мима оказывает на него воздействие, и мим реагирует и действует под влиянием этого воздействия. Воздушное пространство может быть любящим мима, агрессивным по отношению к миму, холодным, жарким, ветром, сшибающим с ног, вязкой трясиной, липким или скользким полом, непроходимыми тростниковыми зарослями и т.д. А так же, залом ожидания в аэропорту, банное помещение, зрительный зал в кинотеатре или в театре, трибуной болельщиков на стадионе, залом для бала, внутри церкви, в супермаркете, в комнате для курильщиков, на выставке собак, в музее, в выстовочном зале на выставке современного искусства, в горячем цеху, в гараже, на пляже, в парке на прогулке, в комнате кривых зеркал, в лесу, в мастерской художника или скульптора, на приеме у врача, в операционной, в ресторане или в столовой, в фотоателье, в автомобиле, в гостях, на свадьбе, в загсе, на кладбище, в саду, на кухне дома, в армии, в танке, в самолете, в поле и т.д. и т.п. В каждом  месте действия мим будет вести себя по-разному, и это поведение мима будет являться содержанием пантомимы, а оно может быть и комическим, и трагическим, но главное, чтобы был драматизм, т.е. должен быть повод для переживания этого действия, например, у самолета кончилось топливо во время полета—действия «пилота», или «пассажира», или «стюардессы»…
Понятно, что толчком к драматическому действию служит какое-то событие (кончилось топливо), а ему предшествовала экспозиция (самолет взлетел и лег на свой курс, а все любовались видами из иллюминаторов, задремали пассажиры…) Попытки выйти из создавшейся драматичной ситуации составляют зону развития действия. Предположим, ничто не помогает—что делать?! Один пилот достал фляжку со спиртом, хотел выпить, но вдруг пришла спасительная идея – залить спирт в топливный бак! В результате все обошлось. Сели благополучно на аварийной площадке, а пилоту вручили орден. Это – в качестве примера сюжета пантомимы. Но начало пантомимы—это определение типажа, и определение места и времени действия. Отсюда вытекает все остальное – действие. Кстати, определение типажа, кроме определения его социального и возрастного статуса обязательно включает его цель появления в данном месте. Ну вот, пока так. Мимы, осваивайте воздух—он живой, его можно погладить, можно его ударить или поцеловать, обнять, сматывать как веревку, пинать как футбольный мячик, прикнопливать к стене как объявление …