Сильна, как смерть, любовь рец. к фильму Эйфория

Лиза Лукашина
В 2006 году увидел свет фильм Ивана Вырыпаева «Эйфория». Фильм о том, как в животных условиях человеческая душа пытается любить.
Культовый режиссер, актер театра и драматург, Иван Вырыпаев в одном из интервью о канве своего фильма сказал: «…есть достаточно жесткая история двух героев, примитивных людей, на которых вдруг опустилось, совершенно необъяснимое для их уровня сознания, ощущение. Они его не могут объяснить, и они не знают, что с ним делать…».
Познакомились на пьяной свадьбе, взгляды встретились, влюбились. Она – замужняя женщина, есть ребенок. Он – свободный молодой человек. Одна из первых реплик принадлежит главному герою (актер – Максим Ушаков): «Что делать-то будем?». «Я не знаю», отвечает главная героиня (актриса – Полина Агуреева).
Фильм «Эйфория» мне посоветовали. Первые 20 минут просмотра хотелось выключить, выкинуть из головы все реплики и забыть о нем. Фильм тяжелый. Тяжелый он не оттого, что в нем есть множество вещей, над которым стоит подумать (хотя, это действительно так), но оттого, что к такому искреннему, исповедальному кино я не привыкла. В нашей стране любая откровенность и душевность принимается за моветон.
Почему я говорю «искреннее»? Во-первых, потому что актеры не просто сыграли свои роли, но показали боль всей России – и я сейчас говорю не только о взаимоотношениях, я имею в виду быт и условия, в которых живут очень многие наши соотечественники.  Во-вторых, потому что каждая вещь названа своими именами (примечательно то, что в фильме используется нецензурная лексика – характерный колорит). В-третьих, потому что чувства раскалены до предела – если ревность, то ревность, доведенная до отчаяния; любовь – значит, бесстрашная, всепоглощающая.
Трагичность этой истории заключается в том, что наивное, светлое чувство между двумя взрослыми людьми изначально обречено на смерть. Вера (главная героиня) часто задумчиво глядит вдаль – что будет дальше? Печальные, красивые глаза знают ответ – дальше – пустота. Павел (главный герой) убежден в обратном. «А мужа своего не бойся, я его убью…» Все кажется таким простым, таким понятным. Эйфория парализует, затуманивает взгляд.
Нельзя сказать, что идея сюжета новая, но при этом режиссер реализовал ее так, как никто до него этого не сделал. Само повествование неспешное, последовательное.
Безусловно, тема судьбы, невозможности быть вместе, актуальна для сегодняшнего времени и будет актуальна еще многие годы, если вообще когда-нибудь исчерпает себя. Другой вопрос, аудитория. Для меня фильм – непростой, многослойный, в нем очень много философии и того, что со временем я буду видеть совершенно под другим углом. Я думаю, что смотреть его лучше людям взрослым, хотя, возможно, я ошибаюсь. 
Талантливые актеры, лауреаты международных конкурсов, сделали, на мой взгляд, невозможное. Я верю им. Верю всему, что увидела в фильме. Вся страшная картина нашей реальности становится осязаемой. Казалось бы, история любви. Но нет, это история жизней, многих и многих жизней. И очень страшно думать, что это может случиться со мной. Сильна, как смерть, любовь. А эйфория – еще страшнее и сильнее.