Прп. Евфросиния и прпмц. Вел. кн. Елисавета - 1

Георгий Куликов
+
Преподобная Евфросиния, игумения  Полоцкая


     Древний Полоцк таит в себе великие обетования. Порою  кажется, что именно здесь завязывалась судьба Святой Руси. Странное чувство! Обосновать его логически невозможно. Но таким видится Полоцк – по некоторым «странным сближениям» (Пушкин) и другим проступившим во времени «знакам».
     Например, хорошо известно, что киевский князь Владимир был женат на полоцкой княжне Рогнеде. Мы также знаем, что князь Александр Невский, как и его великий предок, тоже нашел себе жену в Полоцке – княжну Александру. Стоит ли придавать этому значение? Но! От Рогнеды, начиная с Ярослава Мудрого, пошел правящий род киевских князей, а от Александры, начиная с Даниила, начался род царей московских.
     А сама женитьба князя  Александра Невского! Венчание состоялось в Торопце,  и было засвидетельствовано перед Корсунской (Эфесской) иконой Богородицы. Невеста привезла икону из Полоцка и после венчания подарила её Торопцу. И тут, пожалуй, пора назвать преподобную Евфросинию, игумению Полоцкую. Она, яко крин, процвела на ветке Рогнедовой и приходится праправнучкой равноапостольному князю Владимиру. Но она же и двоюродная бабушка княжны Александры – жены Александра Невского. Именно по просьбе Евфросинии Византийский император Мануил Комнин, породнившийся с домом полоцких князей, прислал в Полоцк чудотворную Эфесскую икону, по преданию написанную евангелистом Лукой. Ее доставили сначала в Корсунь, откуда и появилось второе имя. Перед этой иконой, заметим также, не раз молился сын Торопецкого благочинного Василий Беллавин, будущий Патриарх Московский и всея Руси Тихон.
     Но вернёмся в Полоцк. Как у божницы горящая свеча, так и в Полоцке Евфросиния. Однако свет её – во все концы Святой Руси. Недаром святую игумению величают «матушкой Земли Русской». Недаром и в молитве так призывают: «всей стране Российстей помоще, покрове и защитнице!»
Какие богородично-высокие слова! А какие великие упования!
     В Тропаре святой поётся: «Подражающи дванадесятолетна дванадесятолетну Христу, учившему во святилищи Божию слову, последовала еси, Евфросиние». Такого высокого сравнения не удостаивался ни один святой! Слава о богомудрой отроковице разошлась далеко за пределы Полоцкого княжества. К тому же юная княжна была ослепительно красива.Не буду пересказывать, при каких обстоятельствах она постриглась в монахини, как стала игуменией и великой старицей, наделённой божественными дарами духовного рассуждения и молитвы. Отмечу лишь, что на всём её облике лежит какой-то царственный отблеск, печать высокого благородства. С  её житием внутренне схоже (одного духа)  житие преподобномученницы Великой княгини Елисаветы Феодоровны. И – странное дело! – их пути удивительным образом, как нынче принято говорить, пересекутся.
     Преподобная Евфросиния на склоне лет совершила паломничество на Святую Землю. Но прежде она побывала в Константинополе, получила благословение у Патриарха и купила золотую кадильницу, которую по прибытии в Иерусалим пожертвовала Гробу Господню – «первый дар русских жён, – как пишет современный агиограф Александр Трофимов, - вставший в единый ряд с лампадой возжжённой несколько десятилетий назад игуменом Даниилом «от всей Руськыя земли».
     Игумения Евфросиния была извещена свыше о скорой своей кончине и пожелала, чтобы её похоронили во Святом Граде. Воля её была исполнены: она удостоилась погребения в обители преподобного Феодосия Великого. Это произошло в 1173 году. Но вскоре, в 1187 году, после того, как султан Салах-ад-Дин, захватив Иерусалим, потребовал, чтобы христиане в пятидесятидневный срок выкупали свои жизни. Русские монахи первым делом выкупили святые мощи игумении Евфросинии, переправили их в Киев, где с миром и упокоили в Благовещенской церкви Дальних (преподобного Феодосия) пещер.
     Полоцкую княжну Евфросинию ещё при жизни стали почитать за святую. После кончины было написано её житие, которое включали во все житийные сборники. Но церковное прославление святой совершилось лишь через семь с лишним веков! Этому можно, конечно, найти объяснения. И одно из них в том, что Полоцк, завоёванный Польшей, долгое время жил в отрыве от Матери-Церкви. Но как только Полоцкая епархия была в 1833 году восстановлена, а православным возвращён Храм Спаса, построенный преподобной Евфросинией, полотчане начали ходатайствовать в Синоде о перенесении святых мощей Преподобной в Полоцк. Понадобилось 77 лет, чтобы их просьбы и молитвенные прошения были услышаны.
     Настали времена и сроки – и из Киева тронулся грандиозный Крестный Ход – славное шествие преподобной Евфросинии в родной Полоцк. Сначала по водам Днепра – пароходным кортежем, с остановками во многих городах. Современники вспоминают: по ночам пароходы, озарённые светом тысяч свечей, а также богомольцы со свечами по берегам, являли собою небывалое зрелище.


Окончание см.: http://www.stihi.ru/2013/05/06/1958