Размышления у фонтана Вражда народов

Владимир Лагунов
Всем известен в Москве на территории бывшей  выставки бывших достижений не менее бывшего народного хозяйства (ВДНХ СССР) большущий фонтан. Какой-то наивный чудак назвал его в свое время фонтан «Дружба народов». И другие наивные: то ли чудаки, а то ли нет, в это даже сильно поверили и подхватили упомянутое название.
     Честно говоря, много раз бывая на ВДНХ, я просто ни разу не задумывался над названием этого фонтана, да и не задерживался возле него дольше, чем на пару минут, хотя и проходил мимо неоднократно.
     И вот однажды, будучи вынужден обойти фонтан практически по кругу, из-за неточной информации о местонахождении понадобившегося мне павильона №4, я немедленно понял, что упомянутый фонтан назван совершенно неправильно.
     Все эти позолоченные фигуры женщин, их то ли 15, то ли 16, так как число союзных республик менялось, а фонтан, как  нарочно, выполнен и не трансформируемым, и не подгоняемым под масштабы, и размах "дружбы" народов; почему-то не смотрят друг на друга. Они (эти мокрые и дружащие, но не дрожащие дамы) стоят  друг к другу спинами или теми хорошенькими местами, которыми женщины: дружащие, дрожащие или нет, так славятся, вовеки- веков.
     Веселенькая получается дружба, при такой диспозиции дам в фонтане! Да это же форменная вражда, где каждый новый шаг фигур, в заданном фонтаном и его струями направлении, означает дальнейшее разбегание всего этого многонационального сталинского гарема в разные стороны, как поется… «все дальше, все дальше».
     Авторам упомянутого фонтана «дружбы» или друженелюбия просто повезло в далекие 50-ые годы двадцатого века, что они со своим фонтаном не угодили в места более отдаленные от центра Москвы, чем эта самая ВДНХ. Просто госкомиссия, ставившая подписи (а куда же без нее? без все подписывающей комиссии?), как-то не сообразила, на что намекает этот злосчастный фонтан и какую коварную идею заложили в него горе-фонтанщики или фонтанировщики, запустившие всех этих позолоченных красоток, в такой разбег от центра фонтана.
           И великий вождь И.Сталин, не так уж и велик, раз тоже,  как-то не углядел, на что ему этим самым фонтаном делается прозрачный и многоструйный намек, что не все дружат, как он велел...
    И все же намек не пропал зря. Он был понят совсем другими людьми! Понят! Да еще как. Но уже и не по приказу, и не созданной комиссией, а без него, простыми такими партработниками, и профработниками, и просто работниками всех мастей рангов и званий. Скорбный водоподводный и фонтанный труд не пропал даром! ВДНХ не зря была школой «передового» опыта и всяческих инноваций крепкого советского разлива! Насмотрелись ведь на фонтан многие. Только по командировкам за каждый календарный год на ВДНХ являлось до 350 тысяч человек со всей необъятной России, переименованной Великим И Ужасным (ВИУ) В.И. Ульяновым-Лениным в СССР имени «Дружбы народов» (ясно, что посмертно). И все эти люди таращились на этот фонтан, а он проливал воду и свет на их темные головы. И головы прозрели!
    И вот уже целый ряд лет мы наблюдаем разыгрываемую всей этой экс-партийной публикой пантомиму на тему известной песенки: «Пятнадцать человек (то бишь… республик) на сундук мертвеца… Йо-хо-хо…и бутылка…рому». Ну, мертвец, это понятно -  СССРия имени «Дружбы народов», а сундук это аллегория национального богатства СССРии. Это, в частности: торговый и военный флот, стратегическая авиация со всеми ее бомбами, железные дороги и, в конце концов, народ и народы. Всякие там среди них: приднестровцы, абхазы, юго-осетины, чеченцы, косовары  (ах, нет эти – последние, совсем уж не наши). У них и фонтан там у каждого названного народа есть, свой.  У всех есть свой небольшой такой фонтан вражды народов, но всегда он очень зловредный!
Все на СССРовской  ВДНХ вокруг фонтана уже  поделились или еще делятся. Не поделили  только этот самый провокационный фонтан. По причине его неделимой монолитности, наверное. А может его пора раздать по республикам? Ну, чтобы не провоцировал дальше? А на месте этих дам на ВДНХ можно сделать специальные такие, фундаментальные  таблички в золоте, очень красивые и с текстом. Например: «Грузия! Ушла, когда вернусь, не знаю! Ждите звонка!». «Латвия» - простилась, возможно, навсегда» и так далее.
    Нам всем остается сегодня, посещая ВДНХ, сильно радоваться, что прохладные струи, обсуждаемого здесь фонтана, периодически чуть охлаждали пыл этих деливших и делившихся, а поэтому как-то все обошлось в СССРии без большой бойни вокруг, и в духе этого злосчастного фонтана, в стране и на самой ВДНХ. Будь по-другому, не исключено, что  кто-нибудь сумел бы и фонтан зарядить чем-то красным, и на него смотреть стало бы жутковато.   
     Вот, что значит заиметь такой неправильный фонтан! Это, пострашнее будет, чем неправильные бутерброды имени кота Матраскина. Бутерброды действуют только на желудок, а фонтаны прямо на подсознание. Вот так началось с пустяка, с фонтана, а захлестнуло всю страну.
     И еще неизвестно как в дальнейшем нам икнется эта неправильность фонтана. Вон в Югославии все обошлось значительно дороже, чем у нас.  А почему? Да потому, что в свое время турки наложили налог на покоренное христианское население в тех краях. Кто богаче, в целях экономии, перебежал в мечеть. Нищие же так и остались в православии. Чего с нищих-то взять! У них только и есть чего, так это царствие небесное…  Вот и наложилось в Югославии на имущественное расслоение,  еще и межконфессиональное. А босняки из христианства перебежали в ислам, так как у них было сильно экзотичное христианство и христианские иерархи травили их, как бешеных собак. Отсюда и ожесточенность народов в тех краях небывалая  друг к другу, прямо фонтанирующая. А мы там еще пытались в 1914 году заступаться за одних против других, забыв, что там такой фонтанище запроектирован и виртуально давно уже отстроен. Он там и помощнее, и покруче нашего.  Ну, вот и огребли мы тогда при том их фонтане по полной программе с 1917 по 1991 год.
       Про фонтан «Вражда народов» надо помнить всегда. Он работает не только на ВДНХ! И не только в одном из названных мест. Фонтанов таких множество. И все могут это их буйство видеть. Жидкости для подобных фонтанов хватает повсеместно, а эмоций и патронов так даже вообще через край. Чуть нажал и где-то зафонтанировало. Только успевай оттаскивать сфонтанировавшихся.
    И вот у нас, в культурной столице. Вроде и фонтана нет, а что ни год, так какого-нибудь черного, желтого, белого или вообще просто непохожего забьют, убьют, покалечат… Хотя и нет, вроде, фонтана в натуре, но он незримо и повсеместно присутствует и фонтанирует. А может лучше, чтобы он был на самом деле и реально? Тогда будет возле чего поразмышлять. А то ведь не размышляют, а просто бьют от неприкаянности. Иногда даже сильнее, чем рассчитывали, и результат выходит опасный и для жизни, и для здоровья. Особенно, когда чемпион по боям без правил вообще забывает про даже несуществующие правила, а просто бьет без правил.
     Никто не думает о последствиях и, это всё при том, что фонтан - «Вражда народов», есть и исправно фонтанирует и демонстрирует себя во всей своей красе. Ну, он в Москве, а Москва – это такой, очень своеобразный город, там можно еще и не такой фонтан устроить, и все сойдет. Правда, это все, скорее всего лишь очередная московская иллюзия, на которые там очень даже горазды, любят там пофонтанировать на разные темы, к примеру, в передачах у Соловьева или у Эрнста и Ко. Преуспевает в деле фонтанирования это телененавидение великолепно. Еще и денег зарабатывает! Но жаль вот, редко они из Останкино ходят к фонтану «Вражда народов» поглядеть, поразмышлять, посомневаться. А может для них специально струи  фонтанов красненьким подсветить, тогда и не надо старое, неправильное название на ВДНХ менять, все будет понятно и видно даже издалека.
      А может разработать типовой проект фонтана «Вражда народов» для стимулирования размышлений и предлагать его ставить в разных местах, по городам и весям нашей страны? В центре фонтана фигура Рауля Валленберга, которого доблестная Чека так  ухитрилась извести, что никаких концов найти не удается уже седьмой десяток лет. Как в фонтан спрятали!  Там же, в центре фонтана,может торчать голова  великого мага смерти, самого красного  из всех красных латышских стрелков, велико-стреляльщика Магго, прикончившего за много лет беспорочной стрелковой службы 9000 человек,  не сойдя от этого с ума.  В зубах у головы Маго очень красиво смотрелась бы обойма винтовочных патронов и из них такие аккуратные струйки -  пять штук, не важно чего, но определенно красного цвета.
    Остальные участники ансамбля могут варьироваться в зависимости от места установки фонтана. На Тамбовщине рядом с Валленбергом и Магго  можно поставить Антонова, в Гуляй-Поле Махно, в Ростове… а кого в Ростове и кого в Новочеркасске? Там претендентов  вообще – толпа! Начиная, к примеру с этого отвратительного змееныша Я. Свердлова…
     Вот и решена задача! Народ получает возможность задуматься. А то чуть что, у нас в стране сразу крики.., вопли…  расстрелять! Восстановить смертельную казнь! Все за…!!! За всё и тоже. А так посмотрят, подумают, может и одумаются… Вспомнят, кто обычно эту казнь осуществляет, кто к ней определяет… И что нет для них, расстреливальщиков, святых и не доступных граждан. Нет, фонтан «Вражда народов» определенно  нужен, а то и подумать людям о вечном, кроме как в церкви,  просто негде. А в церковь у нас ходят не все. Значит, и думают не все. Не успеешь и подумать, а тебя дубинкой по голове и концы в воду, в настоящую, а не фонтанную. А не хочется ведь! Да еще и не успев подумать. Кроме того, кто-то ходит только в мечеть, а не в церковь. А надо бы такое общее для всех иметь место для размышлений. И такое, нейтральное: и не церковь и не мечеть! Может для этого и сгодится фонтан???
   Приходите! Думайте! При фонтанах хорошо думается! И воздух свежее. Если вода хороша. Не пытаюсь говорить, что будет, если в фонтане не вода… Это совсем отдельная тема. Долгая, как неоконченная песня фонтана, естественно…
 Техническая справка о фонтане «Дружба народов»
Выставка достижений народного хозяйства, пожалуй, из всех столичных уголков сохранила дух советской эпохи. Уникальный город в городе – огромный музей под открытым небом, посвященный стране, которой больше нет.

Возможно, одной из визитных карточек ВДНХ, да и всей Москвы,  является фонтан «Дружба народов».

Грандиозное сооружение  - памятник истории и культуры государственного значения - построено в 1954 году по проекту архитекторов К.Топуридзе и Г. Константиновского. Декоративно-скульптурное оформление выполнено  З. Баженовой, А. Тенета, И.Чайковым и  З. Рылеевой. Сноп лепил В. Гаврилов. Конструкция и гидротехническая часть разработаны под руководством инженера В.Клявина, а электротехническая  – проектной конторой «Моссветпроект».

Как следует из пояснительной записки архитектора К. Топуридзе к техническому проекту водоснабжения главного фонтана на Площади Колхозов ВСХВ, «проектом предусмотрена циркуляционная схема водоснабжения фонтана, т.е. насосы забирают воду из бассейна фонтана, по напорным линиям подают к распределительным кольцам и распределительным гребенкам фонтана, откуда она по штуцерам поступает к насадкам». Площадь поверхности водного зеркала фонтана «Дружба народов», обрамленного восьмигранной чашей из красного гранита, -  около 4000 кв. метров. Общая длина бассейна – 116, 84 м, ширина – 33, 8 м, глубина - 70 сантиметров. Общая продолжительность замкнутого цикла работы фонтана составляет полтора часа.

«Дружба народов» - самый большой из каскада фонтанов Выставки, куда входят  14 фонтанов на Центральной аллее,  навеянная уральскими сказками Бажова поэтическая композиция фонтана «Каменный цветок» и фонтан «Золотой колос».  В центре «Дружбы народов» - гигантский сноп изобилия из главнейших сельскохозяйственных культур бывшего СССР. Сноп выполнен из медных листьев путем выколотки по металлическим формам.  Вокруг него  в серебристом каскаде струй  – 16 скульптурных фигур девушек-колхозниц  в национальных костюмах, олицетворяющих 16 союзных советских республик. Шестнадцать – потому, что наряду с другими там имеется и статуя Карело-Финской республики, поменявшей затем свой статус на Карельскую АССР. Скульптуры выполнены из бронзы и покрыты тончайшим слоем золота. Сноп изготовлен из меди и также покрыт позолотой.

Кстати, первоначально фонтан так и назывался  - «Золотой сноп», поскольку был призван отражать тему изобилия социалистического сельского хозяйства.  Однако название «Дружба народов», которое он получил  буквально накануне открытия, все же больше отвечало содержанию.  Сегодня совершенно очевидно, что фонтан пережил свой первоначальный идеологический смысл, как это не раз случалось в истории с произведениями истинно художественной ценности.

Гулять вокруг фонтана «Дружба народов»  пытаясь понять, какая девушка, какую республику символизирует – удовольствие, которое может увлечь на долгое время, особенно если
иметь какое-то представление о национальных костюмах и расовых признаках, и о том, какими сельскохозяйственными культурами славилась каждая республика.